# Уральская индустриальная биеннале# Год театра в России

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.
Культура Урала | Статьи | Официально

Фильмофонд: 1000 и одна история на пленке

Экскурсия в Свердловский областной фильмофонд

Бобины, километры пленочных лент, черно-белое кино – все это так привлекательно и загадочно для современного человека, вот только многие уверены, что все это осталось в прошлом. В преддверии акции «Ночь кино-2019» портал «Культура-Урала.РФ» побывал в Свердловском областном фильмофонде, где можно посмотреть киноленты с пленки.

В ночь с 24 и 25 августа в России проходит Ночь кино. Где и что можно будет посмотреть в Свердловской области, – читайте в нашем гиде.

Фильморемонтный участок

Нигде больше, кроме Фильмофонда, вы не увидите дверь с такой табличкой. За этой дверью, в светлой лаборатории Ольга Ясоновна Михайлова бережно реставрирует, ремонтирует и проверяет пленку. Коллеги называют ее хранителем Фильмофонда.

Прежде чем показывать фильм, нужно убедиться, что повреждений и надрывов не встретится, и фильм не прервется, что цвет пленки естественный, рыжий. Большой и причудливый аппарат, Ольга Ясоновна назвала его «проверочным столом», мотает пленку с одной бобины на другую при нажатии педали. Такие приспособления сделаны настолько надежно, что будут работать, пока существует пленка. Даже если выйдет из строя одна деталь, то любой грамотный слесарь сможет создать такую же.

Скорость передвижения пленки большая, но Ольга Ясоновна не пропускает ни одного изъяна, ведь пленку она пропускает через пальцы, говорит, что чувствует надрывы сразу. Все это делается на «просвет»: создан яркий свет, видна и перфорация (в данном понимании наложенный на пленку звук). Попался небольшой разрыв на пленке фильма «Мужская работа» 1990-х годов: мастер тут же отпускает педаль, а поврежденный участок пленки бережно восстанавливается – и пленка словно новая. Этот процесс называется «проклейкой». Подобное занятие – ежедневная работа: каждый экземпляр пленки необходимо просматривать и устранять повреждения.

Здесь же стоит монтажный стол – уже музейный экспонат из Свердловской киностудии. Когда-то на нем занимались монтажом полнометражных фильмов: в нужном месте склеивали фрагменты пленки, а на небольшом экране просматривали, что получилось. Нам показали несколькосекундный отрывок из жизни дикого медведя в лесу, конечно же, без звука.

 

Кинопроектор

У кинопроектора несложное устройство: большие катушки, яркий свет лампы откуда-то изнутри и большая лупа. Но на деле установить правильно пленку — это целый процесс, к тому же необходима следить, не застрянет ли она где-то в лентопротяжном тракте. Для того чтобы от начала и до конца воспроизвести стандартный по времени художественный фильм нужно задействовать два, а в иных случаях и три таких кинопроектора, ведь фильмы разбиты на 10 частей – 10 одинаковых отрезков пленки. При этом зритель не должен увидеть переключения между кинопроекторами. Запускается мотор, мы слышим характерный и ни с чем несравнимый треск мерцающих кадров на пленке.

Оказалось, что на пленке – мультфильм 2012 года. Фильмы с пленки здесь показывают один раз в неделю, а по понедельникам и средам устраивают тематические показы. Часто предпочитают фильмы, которые невозможно увидеть где-то еще. А еще можно устроить киносвидание и посмотреть романтический фильм в атмосфере старомодного кинотеатра.

 

Фильмохранилище

Несколько комнат и запутанных коридоров от потолка до пола уставлены железными круглыми футлярами, внутри которых пленки. Всего Свердловский фильмофонд хранит около 5 тысяч копий фильмов на разных носителях, и только на пленке насчитывается свыше 3 тысяч фильмокопий в разных жанрах. Самые старые из них – «Папиросница от Моссельпрома» (1924) и «Броненосец «Потемкин» (1925). Сама пленка, конечно, новее: оригиналы снимались на нитропленку, а она горючая, поэтому в 1960-е годах все фильмы переносили на более современный материал. За исключением выцвевших, или «рыжих», как их тут называют, лент, все фильмы в фонде рабочие и в хорошем качестве.

Посетители часто спрашивают, оцифровывают ли эти пленки? «У нас нет такой задачи», – отвечают сотрудники. Куда важнее сохранить старинные экземпляры.

 

Не только кино: какая деятельность лежит в основе фильмофонда

Об этом нам рассказал Николай Викторович Михайлов, генеральный директор Инновационного культурного центра, в состав которого вошел Фильмофонд:

– Фильмофондов никогда не существовало, кроме тех, что были при киностудиях. Например, при Свердловской киностудии работал свердловский фильмофонд, он так и назывался, считался федеральным. А вот наш фильмофонд добавлял себе приставку «областной», нас очень часто путали. Система в Советском Союзе была устроена таким образом, что все фильмы распределялись централизованно через Госкино. Сейчас на территории Свердловской области пленочного оборудования практически не осталось, поэтому сейчас только у Областного фильмофонда есть эта уникальная возможность – показывать фильмы на кинопленке, – рассказал Николай Викторович.

– Нравится ли вам здесь работать?

– Безумно. Я пришел сюда в 2008 году, когда почти вся моя трудовая деятельность была связана с культурой, и оказался в кино. На практике могу сказать, что сюда либо приходят и остаются навсегда, либо не выдерживают и года. Я отношусь к первому типу, я прикипаю, а вот молодежь стремится поиску. Однако здесь и молодые ребята часто остаются надолго.

– Какова сверхзадача фильмофонда?

– Когда я пришел, ситуация была плачевная: в области осталось меньше ста кинозалов, не кинотеатров, а именно кинозалов, которые работали в ежедневном режиме. Разница между кинотеатром и кинозалом в том, что кинотеатр – это отдельная структура со своим расписанием, работающая семь дней в неделю с утра до позднего вечера. А кинозал может существовать в доме культуры, и помимо показа фильмов, там проходят и другие мероприятия. На сегодняшний день за счет того, что появилась поддержка со стороны государства и выделяются средства, открываются кинозалы в домах культуры. И мы настаиваем, чтобы они работали в ежедневном режиме. Здесь очень важно, чтобы посетитель, придя в кинотеатр, не наткнулся на закрытую дверь. Ведь он больше не вернется, конкуренция очень большая. Поэтому сеансы должны идти постоянно, должен быть выбор. И вот в 2008 году главной целью было остаться на плаву. Многие фильмофонды в других регионах просто исчезли, нас осталось порядка 20 на всю страну. Постепенно мы начали меняться, придумывали разные способы поддержки кинотеатров в области. Справились, все долги закрыли быстро, дальше начались новые задачи.

– Это уже стали задачи на будущее?

– Да, уже для сегодняшнего дня: максимально обеспечить доступ к показу фильмов в регионе, чтобы в каждом муниципалитете появился свой кинотеатр. Из 94 муниципальных образований Свердловской области только 45 охвачены кинопоказом. Речь идет о самом настоящем кинопоказе, а не когда в кабинете натянули полотно и подключили проектор. До 2024 года будет продолжаться большой проект, нацеленный на модернизацию и открытие кинозалов в России. Будет выделено 6 миллиардов рублей, по плану каждый год должно открываться 200 кинозалов. В этом есть плюсы и минусы. Несомненный плюс – это, конечно, возможность для жителей отдаленных городов посмотреть кино на большом экране, не выезжая в центральный город. Но в таких городах нет привычки ходить в кино. Бывает так, что люди, живущие в соседнем доме, даже не знают о кинозале. Наша задача – преодолеть эту проблему.  Кроме того, некоторые задачи перед нами ставит государство. Например, уже девятый год мы участвуем в реализации открытого фестиваля-конкурса социальной рекламы «Выбери жизнь». У нас очень богатая база социальных роликов, которые мы отдаем в школы, библиотеки, кинотеатры на телевидение. Получается, что на это даже не тратятся бюджетные средства, а результат при этом довольно сильный.

 

Почти музей

После Ночи музеев выставочные экспонаты так и не убрали из кабинетов фильмофонда. Окунуться в атмосферу старого кинотеатра, пленочного кино и кинобиблиотеки можно до сих пор. Причем билеты на такие необычные сеансы дешевле, чем поход в обычный кинотеатр.

Свердловский областной фильмофонд

Екатеринбург, ул. Блюхера, 4

http://www.filmofond.ru/

Текст Виктории Журавлёвой, фотографии Кирилла Дедюхина / портал "Культура-Урала.РФ".

Вас также могут заинтересовать