Аптека Екатеринбургского горного ведомства. АРХликбез

С архитектурной точки зрения здание бывшей Аптеки горного ведомства представляет собой недообследованный объект, о первоначальном облике которого мы можем только догадываться. 

Построенное в 1822 году, оно не сохранилось ни на снимках, ни на чертежах: все известные изображения относятся к периоду после 1886 года, когда с закрытием аптеки здание стало использоваться как канцелярия главного лесничего. Менявшееся с течением времени, оно приобрело боковые пристройки для размещения многочисленного персонала канцелярии Главного лесничего. Долгое время было закрыто для посетителей – здесь обосновались учреждения Уральского военного округа –военная прокуратура, трибунал округа и общежитие для начсостава. Оригинальные интерьеры и облик внутреннего дворика были утрачены в ходе реконструкции 1960-х годов, после размещения в нем отделения Союза писателей и Общества «Знание». Мы попытались выяснить, как оно выглядело до масштабных перестроек 1880-х годов.

Вместе с экспертом Надеждой Бурлаковой-Елизаровой, гидом по архитектуре Екатеринбурга и автором просветительского проекта «АРХликбез», разобрали мифы и факты о бывшей Аптеке Екатеринбургского горного ведомства, а теперь Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, сфотографировали ее портики и колонны, и даже заглянули под крышу – в зал на третьем этаже, где располагается коллекция императорской гранильной фабрики. Для наглядности использовали макеты выставочного проекта «Урал на ладони» – это позволило рассмотреть здание со всех сторон.

Миф 1. Возле здания бышей Аптеки Горнозаводского ведомства до сих пор можно найти старинные флаконы из-под лекарств

На месте будущей аптеки в XVIII веке здесь располагался небольшой особняк, превращенный по инициативе Василия Никитича Татищева в общежитие для заводских работников. И первым значимым персонажем в истории этого здания стал сэр Джекоб Грив – англичанин, доктор медицинских наук Британской академии, лекарь Екатеринбургского госпиталя и пробирный мастер Екатеринбургской лаборатории. В России его называли проще – Яков Гриф. Работая на заводе, он получил отдельную комнату как командированный специалист.

Будучи человеком деятельным, Грив начал не только снабжать завод медицинскими препаратами и выращивать лекарственные растения для оптимизации лечения, но и открыл первую аптеку в Екатеринбурге в 1734 году, став пионером аптечного дела на территории всего региона: в Тобольске и Перми аптеки появились значительно позже.

Здание аптеки построили в самом центре города. По соседству находился завод, а напротив возвышалась Екатерининская церковь. При аптеке был разбит и аптечный огород, где проводил свои эксперименты саксонский провизор Людвиг Христиан Мейндерс – натуралист и краевед. Его огород быстро превратился в настоящую лабораторию, где выращивались лекарственные растения, готовились экстракты и создавались врачебные смеси.

В XIX веке аптекой управлял еще один иностранец – провизор Густав Федорович Гельм. Возможно, именно он стал инициатором строительства каменного здания вместо старого деревянного особняка. Гельм, как и его предшественник Мейндерс, активно занимался экспериментами, и аптечный огород до сих пор хранит следы их деятельности в виде старинных флаконов.

Миф правдив - археологические находки на территории особняка действительно свидетельствуют о деятельности первых аптекарей – время от времени в земле при раскопках обнаруживают старинные аптечные пузырьки. И сегодня в здании, которое превратилось в Музей камнерезного искусства, можно увидеть небольшой уголок, где представлены эти исторические артефакты.

Миф 2. Здание Аптеки горнозаводского ведомства построено в стиле классицизм

К 1817 году состояние прежней заводской аптеки было признано неудовлетворительным – она была старой, тесной, неудобной и даже опасной. Была составлена смета «на примерное исчисление потребного количества материалов и суммы на построение каменной аптеки вместо деревянной ветхой», и сумма в 17,5 тысяч рублей, выделенная на эти цели, по тем временам представляла собой весьма внушительную цифру.

В 1820 году к строительству приступил Михаил Павлович Малахов, прибывший в Екатеринбург за пять лет до этого по приглашению Льва Ивановича Расторгуева, владельца комплекса зданий, известного сегодня как Дом пионеров. Разрозненные строения комплекса решено было благоукрасить, чтобы он выглядел как настоящий городской особняк. Эту задачу и поставил Расторгуев архитектору Малахову, где тот занимался преимущественно дорогами и мостами. Единственным известным творением Малахова в Оренбурге является здание, в котором сегодня располагается Музей изобразительных искусств. Как и Аптека в Екатеринбурге, оно потерпело со временем значительные изменения, и сильно отличается от того, каким задумывал его архитектор.

В возрасте 17 лет Михаил Павлович поступил в Академию художеств. Поразительно, но он проучился там всего полтора года – неслыханно короткий срок, учитывая, что обычное обучение длилось не менее семи лет. Очевидно, что получить образование в столь сжатые сроки ему позволил его талант. А сделать карьеру - опыт работы помощником Андрея Воронихина – создателя знаменитого Казанского собора. Интересно отметить, что сам Воронихин происходил из семьи крепостных Строгановых села Усолье в Пермском крае. История здесь словно замыкается в круг, напоминая нам о тесной взаимосвязи исторических судеб.

После окончания Академии художеств Малахов отправился в Оренбург, а затем, как мы уже знаем, по личному приглашению одного из богатейших купцов прибыл в Екатеринбург. Благодаря своему академическому образованию он быстро занял пост главного городского архитектора.

Возвращаясь к мифу, важно отметить, что Академия художеств того времени формировалась под влиянием Екатерины Великой, которая, став императрицей в 1762 году, привнесла в Россию дух французского просвещения. Она уволила Растрелли, вела переписку с Руссо, и вся Россия при ней начала говорить и строить по-французски, то есть в стиле классицизм с его характерными портиками, треугольными фронтонами, колоннами и симметрией. Ничего удивительного, что все выпускники Академии, включая Малахова, строили в этом стиле. 

Так что первоначальное здание Аптеки действительно относилось в духе времени к классицизму. Если мысленно убрать боковые пристройки-крылышки – по три окошка с каждой стороны, то мы увидим более компактное сооружение с треугольным портиком, фронтонами, симметрией и пусть и декоративными – колоннами. Именно так выглядела первоначальная аптека.

В 1822 году здание было завершено. Примечательна сохранившаяся запись того времени: «для лечения нужнейших мастеровых людей: ибо ежели оные в скорбях без лекаря внезапно умрут, то будет великая во всех делах остановка»

Сегодня с архитектурной точки зрения здание представляет собой сложную загадку. Хотя в нем прослеживаются черты классицизма, мы видим уже элементы неоклассики, характерной для второй половины XIX века. 

Сегодня в здании аптеки Екатеринбургского горного ведомства обосновался Музей истории ювелирного и камнерезного искусства Урала, и каждый желающий может посетить это замечательное здание и увидеть прекрасно организованные экспозиции внутри. Здесь регулярно проходят выставки, посвященные ювелирному искусству, минералогическим коллекциям, изделиям Императорской гранильной фабрики. И хотя здание претерпело множество изменений, посетители могут, закрыв глаза, попытаться представить, как оно выглядело до масштабных перестроек 1880-х годов, храня в памяти отголоски своей богатой истории.

Выражаем благодарность за предоставленные макеты зданий проекту «Урал на ладони» и его руководителю Наталье Заиченко.

Эксперт Надежда Бурлакова-Елизарова. Беседовала Ирина Урлапова / Культура-Урала.РФ. Фотографии Ирины Урлаповой, Евгения Головкина
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл