# Национальный проект "Культура"# Год театра в России

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.
Культура Урала | Статьи | Образование

Исторический ракурс: методкабинет

Материал об истории и перспективах методической службы системы художественного образования региона

1 августа 2019 года исполнилось 45 лет со дня основания методической службы системы художественного образования Свердловской области. Сегодня роль этой службы выполняет Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования. Корреспонденты портала «Культура-Урала.РФ» пообщались с людьми, которые создавали и продолжают создавать историю методической службы.

Справка. Методическая служба системы художественного образования начала свою историю в 1974 году как Методический кабинет Управления культуры Свердловской области для координации деятельности образовательных учреждений культуры и искусства, методической поддержки педагогических работников детских школ искусств, выявления и поддержки одаренных детей. Учреждение неоднократно было переименовано: Методический кабинет по учебным заведениям при областном управлении культуры, учебно-методический центр по начальному и среднему художественному образованию, методический центр по художественному образованию. С 2018 года оно называется Региональным ресурсным центром в сфере культуры и художественного образования.
 

Как всё начиналось.

Лилия Светличная, заслуженный работник культуры Российской Федерации, консультант Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования. Работает в учреждении с момента основания.

- Лилия Ивановна, с чего началась история методического центра?

В начале 60-х годов прошлого века, задолго до официального открытия Методического кабинета, при Управлении культуры Свердловской области был создан общественный методический совет, в состав которого входили ведущие преподаватели детских музыкальных школ города Екатеринбурга, профессорско-преподавательский состав Уральской государственной консерватории, областных училищ сферы искусства. Работу общественного методического совета курировала Лия Иосифовна Славотицкая — старший инспектор по учебным заведениям искусств Свердловского областного управления культуры, она же в 1974 году была назначена первым директором Методического кабинета.

- А когда вы начали деятельность в составе учреждения?

Меня пригласили в методический совет в 1968 году. Сначала я работала на общественных началах, а в 1977 перешла в штат методического центра.

- Как формировался коллектив и основные направления работы?

Первым директором, как было сказано ранее, стала Лия Иосифовна Славотицкая. Для работы в центре были приглашены методисты – кураторы с большим опытом - С.А. Медведева, Н.Г. Тапилина. Мы развивали творческую инициативу и профессиональные интересы преподавателей. Весь передовой педагогический опыт нужно было обобщить и распространить на школы, помочь педагогам внедрить лучшие практики. Для этого мы организовывали семинары и конференции, разрабатывали учебные курсы и учебно-программную документацию, участвовали в научно-исследовательской работе по изучению качества образования в школах искусств.

- На что вы больше всего акцентировали внимание в своей работе?

Основное внимание уделялось молодым специалистам. Молодые педагоги, имея большой исполнительский опыт, зачастую, испытывали трудности с навыками практической педагогики. Для таких специалистов методический кабинет проводил плановые семинары, появилась система наставничества для преподавателей школ с обязательным взаимным посещением уроков, а также посещением уроков ведущих преподавателей школ города и области. Педагоги заполняли дневники с анализом посещенных мероприятий.

- Какие наиболее интересные события проходили в первые годы работы центра?

Среди таких событий хочу отметить конкурс «Играем с оркестром» для учащихся, обучающихся на фортепианных и оркестровых отделениях ДШИ.  На протяжении 12 лет конкурс проводился один раз в два года. Аналогов ему не было в России. На первом туре исполнялась программа в сопровождении фортепиано, на втором –   в сопровождении оркестра педагогов школ Свердловской области и города Екатеринбурга. Художественным руководителем оркестра был заслуженный работник культуры РФ Роман Анатольевич Николаев (США), торжественные награждения и гала-концерты по итогам конкурса «Играем с оркестром» проводились в концертных залах Свердловской государственной филармонии, музыкального училища им. П.И. Чайковского. А приятным бонусом для победителей (обладателей званий лауреата первой степени и гран-при) становились гастроли по городам Свердловской области.

Комментарий эксперта.

«Методический кабинет всегда выполнял функцию сохранения и развития системы художественного образования на территории Свердловской области. В разные годы в становлении и поднятии авторитета учреждения большую роль сыграли первый заместитель Министра культуры Свердловской области Глеб Шибанов, руководитель методического центра Виктор Матияш, специалисты Александр Степанов, Лилия Светличная, Вера Литовских и многие другие специалисты отрасли. Их методические разработки способствовали творческому развитию образования в области культуры. Сегодня их деятельность укрепляется продолжателями традиций – сотрудниками Регионального ресурсного центра».

Вехи истории.

Вера Литовских, заслуженный работник культуры Российской Федерации, начальник отдела профессионального искусства и художественного образования Министерства культуры Свердловской области, с 1998 по 2007 год — заместитель директора Свердловского областного методического центра по художественному образованию.

- Вера Константиновна, вы проработали в методической службе достаточно продолжительное время. Какие воспоминания остались от работы в учреждении?

- Эти годы я вспоминаю с большим удовольствием, несмотря на большой объем работы и сравнительно небольшое количество специалистов центра. Мы были молодыми, и большие нагрузки принимались радостно, даже с азартом.

- С чем был связан повышенный объем работы?

- В конце 90-х годов все процедуры по проведению лицензирования, аттестации и аккредитации школ были переданы в Министерство общего и среднего образования, и, разумеется, это вызвало растерянность в рядах руководителей школ искусств. Могу объяснить такую реакцию тем, что процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации требуют тщательной подготовки документов, а на тот момент это было одним из слабых мест в работе системы художественного образования. Дело в том, что школы искусств региона всегда отличались высоким качеством подготовки выпускников, но к работе с большим объемом документации руководители на тот момент были не готовы.

- И в чем состояла ваша работа?

- Мы выезжали в учреждения с целью помочь, рассказать, как подготовить все необходимые документы на ведение образовательной деятельности. В этот же период специалисты центра начали выпускать сборники нормативных документов, которые состояли из образцов типового устава, положений об аттестации учащихся, о приеме обучающихся. Как вы знаете, интернета не было, источников информации было не так много, как сегодня, и все документы разрабатывали методисты сами. Наши сборники пользовались большим спросом.

- Правда ли, что вам удалось побывать практически во всех школах искусств и училищах искусств?

- Представьте ситуацию – нас пять специалистов вместе с директором В.Н. Матияшем. Коллектив был маленький, но очень интересный: В.Ю. Газанчян, Л.И. Светличная, А.В. Степанов, позднее - М.Г. Бубнова, И.В. Соловьева, С.В. Пристенская  и другие профессиональные специалисты. Люди менялись, но численный состав всегда оставался стабильным – пять человек. А школ было больше 170, еще 8 колледжей, и комиссии во главе с методистом центра должны были посетить все учреждения на предмет лицензирования, аттестации учреждений и аттестации педагогических работников. И действительно, не только я, но и все методисты объезжали область. При этом нашу текущую работу тоже никто не отменял. Выезжали мы на пригородных электричках и поездах, рейсовых автобусах. Удивительно, но это не было тяжкой нагрузкой. Мы очень много общались с коллективами школ, было безумно интересно и очень полезно. В тот период мы знали о деятельности школ абсолютно всё. О содержании документов, о том, чем оборудованы классы, есть ли музыкальные центры, учебники или огнетушители… Это был очень сложный, но бесценный опыт. Приятно вспоминать общение с настоящими подвижниками и просто очень теплыми людьми, работающими в наших школах искусств. Дружеские связи со многими из них сохранились до сих пор.

Сотрудники Свердловского областного методического центра по художественному образованию

- Методический центр Свердловской области стал лидером в системе художественного образования по всей стране. Что этому способствовало?

- Стать лидером, не являясь новатором, невозможно. Мы были первыми, кто разработал программу и пакет документов по аттестации школ искусств. В течение ряда лет наш регион был единственным, где орган культуры решился на самостоятельное ведение аттестации школ искусств. Большинство регионов, к сожалению, отдали это на откуп органам образования. И это не единственный пример, ведь когда в 1992 году вышел закон «Об образовании», все процедуры, регулирующие деятельность школ искусств, были законодательно переданы в систему общего образования. В регионе было понимание, что отдавая «инструмент» влияния на школы искусств, мы можем потерять качество их работы. Министерство культуры Свердловской области, успешно выстроив диалог с коллегами профильного ведомства, смогло оставить часть полномочий за собой и поручило методическому центру разработать все процедуры. Наш опыт взаимодействия с Министерством образования региона и наше участие во всех важных процедурах вызывал тогда большой интерес, нас приглашали делиться опытом практически по всей стране.

- Коллектив центра одним из первых начал внедрять проектную деятельность в систему художественного образования, чего тогда еще никто в стране не делал. Откуда появилась идея? Получили ли продолжение проекты, которые были запущены в то время?

- Идея проектной деятельности родилась от осознания необходимости именно этой формы работы. Например, проект, который сегодня очень успешно реализуется, – «Школа директора», берет свое начало в 2000-х. Тогда он носил название «Школа молодого директора», затем слово «молодого» отошло на второй план, так как интерес возник у всех руководителей, и проект получил развитие. Сфера художественного образования нуждалась в выстроенной программе обучения директоров. Вспомните, какой был тяжелый период: были введены процедуры лицензирования, аттестации, изменилась вся правовая база. В такие периоды перемен и «шатания» крайне важно, чтобы на «крепких ногах» оставался руководитель учреждения. Именно он становился ключевой фигурой. Грамотный директор, который понимает суть происходящих процессов, способный правильно вести свою школу — гарант гармоничного развития образовательного учреждения, а значит, всей системы образования.

- Вы можете дать определение методической службе отрасли художественного образования в целом?

- Настоящая методическая служба – это сообщество людей, которые находятся в авангарде: они в курсе всех новинок и владеют самыми современными технологиями. Так, например, наш коллектив всегда старался быть в числе первых: у нас, одних из первых, появился цифровой фотоаппарат – новинка того времени, первый официальный сайт методической службы. Мы старались приобретать самую современную технику, и в этом нам всегда помогало Министерство культуры. Глеб Андреевич Шибанов, первый заместитель министра культуры, серьезное внимание уделял методическому центру, помогал нам и интересовался нашей работой. Мы одни из первых провели дистанционные курсы повышения квалификации. Заметьте — еще 15 лет назад. А завершили эти курсы общением их руководителя с нашими директорами посредством видеомоста с московской студией. Поэтому методическая служба, на мой взгляд, это сообщество специалистов-энтузиастов, которым интересно овладевать новыми технологиями и знаниями и делиться ими.

Комментарий эксперта. 

«Сегодня Свердловская область является лидером и примером во многих вопросах, в том числе и в сфере художественного образования. Во многом это заслуга сложившейся за многие годы крепкой методической службы. Методический центр всегда был надежным помощником Министерства культуры Свердловской области во всех вопросах развития сферы образования. Результатом нашей совместной работы можно назвать сохранение сети детских школ искусств — мы по-прежнему являемся третьим регионом в России по количеству детских школ искусств. Нам удалось сохранить ведомственное подчинение ДШИ органам культуры, в числе первых регионов успешно начать процесс по переходу ДШИ в ведение области. Региональный ресурсный центр, безусловно, также был включен в эту работу.

Год назад методический центр начал новый этап своей истории в статусе Регионального ресурсного центра. Расширен перечень направлений деятельности, увеличен штат специалистов. Региональный ресурсный центр сегодня является той организацией, которая осваивает и транслирует самые новые технологии управленческой, методической, педагогической деятельности. Объединяя учреждения культуры и художественного образования, он позволяет им обмениваться друг с другом позитивным опытом работы, новыми практиками. Важно и то, что именно в ресурсный центр наши учреждения могут обратиться за помощью по любому вопросу и получить грамотную консультацию от компетентных специалистов. Уверена, что и в дальнейшем ресурсный центр будет успешно работать на благо не только системы художественного образования, но и сферы культуры в целом».

Продолжая традиции: Региональный ресурсный центр

Наталья Клещева, директор Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования.

- В чем разница между Методкабинетом образца 1974 года и Ресурсным центром сегодня, на ваш взгляд?

- В первую очередь, в задачах, которые ставились раньше и ставятся в настоящее время перед учреждением. Безусловно, курирующая функция, заключающаяся в методической и ресурсной помощи детским школам искусств, которая легла в основу деятельности Методкабинета в 1974 году, и сейчас остаётся ключевой. Однако, новые реалии диктуют и новые задачи. Учреждение трансформируется, появляются новые формы работы: в частности, проектная деятельность позволяет, опираясь на традиции, искать новые способы взаимодействия с детскими школами искусств, выявлять и поддерживать творчески одаренных детей и молодежь. Информатизация, которая затронула все сферы нашей жизни, не могла не коснуться и работы современного ресурсного центра. Созданы и успешно функционируют электронные сервисы, с помощью которых можно оптимизировать процедуру аттестации педагогических работников, а также проведение творческих конкурсных мероприятий.

- Ресурсный центр – это только про художественное образование?

- Не только. В 2018 году по поручению Министерства культуры специалистами Ресурсного центра был разработан и успешно запущен в работу портал «Культура Урала». Эта онлайн-площадка охватывает деятельность всех учреждений культуры региона, не ограничиваясь художественным образованием, а пользователи портала получают доступ к информации о культурной жизни Свердловской области. Помимо этого, Ресурсный центр принимает активное участие во всех крупных мероприятиях культурной сферы, проходящих на Среднем Урале. В частности, в июне 2019 года на базе РРЦ была организована регистрация более 2000 участников I Уральского культурного форума, и мы успешно справились с этой задачей. В настоящее время на базе РРЦ функционирует проектный офис федерального проекта «Культура».

- Совсем скоро стартуют юбилейные мероприятия методической службы системы художественного образования. Расскажите, пожалуйста, что ждет гостей событий? 

- Юбилейные мероприятия откроет выставка-ретроспектива, посвящённая деятельности Ресурсного центра. Открытие состоится 2 сентября в здании РРЦ (ул. 8 Марта, 24). Посетители смогут увидеть уникальные кадры, а также образцы печатной продукции за весь период существования методической службы в сфере художественного образования региона. Далее, 6 сентября, в зале Маклецкого Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского состоится юбилейный совет директоров детских школ искусств, в рамках которого прозвучит отчёт о деятельности РРЦ за истекший период, прозвучат поздравления, и будут показаны творческие номера от наших коллег. А 13 сентября в камерном зале РРЦ состоится торжественный приём для руководителей государственных учреждений сферы культуры и художественного образования. Гостей ждёт захватывающий вечер-квест, тёплая атмосфера и небольшой сюрприз, который я пока не буду раскрывать.

Вас также могут заинтересовать