# Уральская индустриальная биеннале# Год театра в России

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.
Культура Урала | Статьи | Образование

Вольф Усминский: «Очень важно найти именно своего педагога»

Интервью с президентом Демидовского международного юношеского конкурса скрипачей «ДеМЮКС»

Вольф Львович Усминский – легенда уральской струнной исполнительской и преподавательской школы, заслуженный артист России, профессор Уральской консерватории и заведующий отделом струнных смычковых инструментов Уральской специальной музыкальной школы (колледжа). В преддверии международного конкурса скрипачей «ДеМЮКС» Вольф Львович рассказал порталу Культура-Урала.РФ об истории конкурса, его особенностях и ожиданиях от этого года

Юношеский конкурс скрипачей носит имя Демидовых. Какая история за этим стоит?

Первый Демидовский конкурс состоялся в 1993 году. А за год до этого я участвовал в жюри юношеского конкурса П. И. Чайковского, и коллеги по жюри навели меня на мысль о том, что Урал, с его сильной исполнительской школой, заслуживает собственный конкурс. Демидовы были не только успешными предпринимателями, но и крупными меценатами на Урале, поддерживавшими профессиональное искусство. Региональные власти отозвались на эту идею, и мы вместе стали делать событие, в том числе посвященное прославленному роду Демидовых. Первый ДеМЮКС был крайне успешным: выступления проходили в большом зале Свердловской филармонии в сопровождении Уральского академического филармонического оркестра. И конкурсанты были очень сильные.

Конкурсу уже 25 лет, буквально на ваших глазах выросло несколько поколений исполнителей. Изменился ли уровень подготовки музыкантов за четверть века?

По большому счету, важно не то, что сегодня сыграли начинающие музыканты на конкурсе. Куда важнее, кем они станут дальше, как продолжат свое творческое развитие. Важно, что они помнили, где были в начале своей карьеры. И надо сказать, они помнят! Недавно в Екатеринбурге выступал Никита Борисоглебский – один из лучших скрипачей в стране, визитная карточка России. И я ему принес буклетик того конкурса, в котором он участвовал. И таких судеб множество! Например, у меня был концерт в Финляндии этим летом, и ко мне один за другим подходили музыканты оркестра со словами: «Я играл у вас на конкурсе». Приезжаю в Московскую консерваторию – там то же самое. То есть многие участники, спустя время, работают в ведущих оркестрах страны. А это говорит об уровне их подготовки!

В этом году заочный этап конкурса уже закончился. Прокомментируйте, пожалуйста, первые итоги?

Да, заявок было очень много, но нам нужно выбрать 15 конкурсантов в младшей группе (от 12 до 16 лет включительно) и 15 – в старшей (от 17 до 22 лет). Конечно, мы следим, чтобы не было никакого монтажа, никаких технических манипуляций. В Москве и Петербурге проходят очные прослушивания для нашего конкурса, и я должен сказать, что московские профессора очень трепетно относятся к отбору, борются за честь мундира. География конкурса охватывает всю Евразию – от Мадрида до Сеула, но конечно, больше всего заявок из России.

Были ли уже очевидные какие то фавориты, можно ли это понять уже на первом этапе?

Факторов очень много. Многое зависит от педагога и от выбранной программы. Раньше мы делали три тура и в один день играли романтический и барочный концерты. Но это очень сложно для исполнителей – слишком сильное напряжение. Поэтому мы сделали программу на четыре тура, к которому остается не более 6 участников. Они выступают с оркестром, и многие из них уже звезды.

Какими качествами необходимо обладать современному исполнителю, чтобы быть успешным в профессии, чтобы раскрыть свой талант в полной мере?

Прежде всего, нужно еще в детстве найти своего педагога, и в этом должны быть заинтересованы родители. В наше время интернета педагог и родители должны не то что заставить, а заинтересовать ребенка. Для этого нужно водить его на концерты в филармонию, в консерваторию, чтобы он видел пример, результат, к которому стоит стремиться. А дальше, как известно, 10% таланта и 90% труда. И это такой труд, который не останавливается ни на один день.

И в заключении – как оказаться среди слушателей конкурса?

Мне очень нравится подход директора Свердловской филармонии Александра Николаевича Колотурского: «Кто заплатит заранее, тот обязательно придет». Для учащихся Уральской специальной музыкальной школы вход будет, конечно, свободным, а основные посетители – это педагоги и учащиеся детских музыкальных школ. Все желающие могут приобрести абонементы на пять-шесть прослушиваний и посетить, по сути, шесть концертов.

 

Материал Максима Кривенцева, Тины Гарник; фотографии Евгения Поторочина / Культура-Урала.РФ

Вас также могут заинтересовать