# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.
Культура Урала | Статьи | Образование

Обучение искусству на расстоянии

Авторская колонка Ирины Домогацкой о детских школах искусств в период самоизоляции

В Российской Федерации по данным официальной статистики на 2019 год в сфере культуры функционируют 4823 детские школы искусств (а это и музыкальные, хореографические, художественные, театральные школы, и, собственно, школы искусств). В детских школах искусств обучается 1 миллион 671 тысяча 59 детей школьного возраста. Мы попросили кандидата педагогических наук, эксперта Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования Ирину Ефимовну Домогацкую прокомментрировать сложившуюся ситуацию и дать прогноз по развитию системы художественного образования в условиях новой реальности.

История старейшей образовательной системы России подготовки юных музыкантов, художников, танцоров переживала не один период грандиозных потрясений, перестроек, кризисов и реформ. Общеизвестным фактом стала судьба музыкальных школ в период войн и потрясений, например, очень недолгая приостановка деятельности музыкальных школ Москвы в начальный период Великой Отечественной войны, жесточайших сражений на подступах к Москве в 1941 году. Уже со второй половины 1942 года деятельность музыкальных школ в Москве была восстановлена, и педагоги приступили к работе. В 90-е годы прошлого столетия, в период разрушения и изменения не только государственного устройства страны, но и политических и экономических систем, социальных устоев, представлений и предпочтений граждан, детские школы искусств не только устояли, но и получили новый импульс к дальнейшему развитию.

Тем не менее, ситуация с массовым заболеванием людей, объявленным карантином весной 2020 года  оказалась новым серьезным испытанием как для самих школ, так и для ее руководителей, педагогических и творческих коллективов, имеющих обязательства перед государством, детьми и родителями, искренне болеющих за судьбу каждого ученика.

Наверное, продолжение обучения детей искусству – не самый жизненно необходимый вид деятельности в период неизвестности, неопределенности, слома привычного уклада для целых семей, рисков родителей потерять работу. Но эти реалии новой жизни как раз и являются причиной того, чтобы взрослым создать условия для формирования у детей уверенности в том, что  жизнь продолжается, и преодоление трудностей – это не только учеба в новых условиях, но и шаг вперед, возможность испытать себя, проявить самостоятельность, добиться результата и продемонстрировать его окружающим.

 

Эти жизненные уроки и провели преподаватели тысяч детских школ искусств для своих учеников. Для этого нужно было в скорейшем времени создать совершенно новые условия для реализации образовательных программ в области искусств. Не секрет, что именно программы в сфере искусств менее всего доступны дистанционным формам обучения. Как учить ребенка петь в хоре, танцевать в балетном номере или исполнять роль в спектакле удаленно? Как учить маленького ребенка игре на гитаре на расстоянии, когда педагогу необходимо объяснить, а ученику прочувствовать тактильные ощущения? Тем не менее, в период апреля-мая удалось организовать обучение сотен тысяч учеников школ искусств в удаленном, внеаудиторном формате – на базе различных платформ, Интернет-коммуникаций: мессенджеров, других каналов связи – в зависимости от технических возможностей каждой детской школы искусств, ее преподавателей и учеников.

Огромную работу и – самое главное – в кратчайшие сроки пришлось проделать руководителям и преподавателям школ искусств: изучить и обеспечить правовую основу реализации образовательных программ с использованием новых технологий обучения, разработать формы и содержание учебных заданий, уроков, «проложить» пути коммуникации с каждым ребенком. А поскольку учебный процесс в детской школе искусств – это выполнение учебного плана, в котором предусмотрено несколько учебных предметов ежегодно, – продолжение обучения в новом формате оказалось сложнейшей задачей, которую пришлось решать не только педагогам и ученикам, но и родителям, которые были вынуждены оказывать помощь своим детям. Особенно на первом этапе. А ученикам - еще и совмещать дистанционную учебу в детской школе искусств с аналогичной учебой в общеобразовательной школе.

В настоящий момент все проблемы дистанционного обучения еще не решены. Грядет окончание учебного года – еще один ответственный период в жизни педагогов и учеников. Как всякая школьная система, имеющая государственные требования к образованию, детская школа искусств должна увидеть, зафиксировать и оценить результаты обучения, а некоторым ученикам – дать путевку в профессиональную жизнь, подготовить к поступлению в колледжи и вузы. На этом этапе, завершая такой сложный 2019-2020 учебный год, школы готовятся провести переводные и выпускные зачеты и экзамены. Это еще одна проблема, которую детская школа искусств должна преодолеть, найти оптимальные пути ее решения. При этом – выдержать установленные сроки учебного  года: до 7 июня - для выпускников и до 31 мая – для учащихся других классов. При этом обоснованно выбрать и обеспечить соответствующий формат аттестации – дистанционный, на расстоянии, или в аудиторных условиях, в школе. И провести зачеты и экзамены так, чтобы у каждого ребенка осталось ощущение того, что его труд и усилия не прошли даром, а его педагоги -  добрые и знающие наставники, которым небезразлична его судьба, его успехи и трудности.

Каждый год учеников у детской школы искусств становится все больше. А значит – поиск талантов продолжается! Болезни, стихии и даже катастрофы – проходят, а жизнь в искусстве имеет вечную притягательную силу. Миллионы юных состоявшихся талантов - тому доказательство.

Материал Ирины Домогацкой / ГАУК СО РРЦ; фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ и из архива ГАУК СО РРЦ

Вас также могут заинтересовать