# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.
Культура Урала | Статьи | Образование

Статус-кво детских школ искусств: назад в будущее?

Авторская колонка кандидата педагогических наук Ирины Домогацкой

27 октября 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин провел очередное заседание Совета по культуре и искусству. Одним из центральных, по мнению редакции Культура-Урала.РФ, стало выступление члена Совета и заслуженной артистки России Екатерины Мечетиной. В своем обращении она озвучила предложение, которого, казалось, ждали многие:

«Придать детским школам искусств особый статус как учреждениям дополнительного многолетнего образования в сфере искусств, реализуемого в соответствии с нормативными документами Министерства культуры Российской Федерации».

А так ли нужен этот особый статус детским школам искусств? Что он даст первой ступени художественного образования? Были ли для этого исторические предпосылки? Ответить на эти вопросы мы попросили кандидата педагогических наук, директора Федерального ресурсного информационно-аналитического центра художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных Ирину Домогацкую.

В последние несколько лет вопрос о правовом положении детских школ искусств, об их статусе становится ключевым вопросом выживания и сохранения детских школ искусств. Почему так остро ставится этот вопрос и обсуждается как на самом высоком уровне, так и в массе заинтересованных, сочувствующих, сомневающихся и негодующих граждан страны? Казалось бы, современное законодательство об образовании дает столько прав детской школе искусств – и в разработке и применении образовательных программ, в проектировании своего будущего, в формировании штатного расписания. Очень часто в документах слова «сохранение и развитие» обозначают высокую ответственность регионального руководства и муниципальных учредителей за будущее детских школ искусств. Чего же нашим школам не хватает? Или это проблема надуманна, и детские школы искусств просто не очень умело распоряжаются своими полномочиями? А может школы искусств слишком преувеличивают свое значение, и система дополнительного образования – их законное место, во всех смыслах?

Попробуем найти ответы в современной жизни и в легендарном прошлом школы искусств.

История детских школ искусств имеет глубокие корни в отечественной культуре. Уже в первой половине XVIII века в России открывались творческие учебные  заведения. Например, Академия русского балета имени А.Я. Вагановой была создана в 1738 году, и при создании Академия получила название «Танцо́вальной Ея Императорского Величества школы».

Десятки школ России определяют свое рождение с момента открытия музыкальных классов Императорским музыкальным обществом – это 70-90-е годы XIX столетия. Гнесинская система музыкального образования в этом году отмечает свое 125-летие. Школьное образование в сфере искусств в момент создания – это сразу комплексы обязательных предметов – теоретических и практических. За несколько десятков лет сложился и основной срок обучения – 7 лет. Знаменитые школы-семилетки, как их называли в советское время! Детские художественные школы имели учебные планы с недельной нагрузкой в 13 часов с первого по четвертый классы. Программы детских школ искусств имели и имеют и другие базовые качества – они преемственны профессиональным программам музыкальных и художественных училищ, училищ культуры. Это сложившаяся классическая система – «золотой стандарт» детского творческого образования.

К 90-м годам XX столетия – это почти 6000 детских школ искусств, различных по направлениям и видам искусств в городах, поселках, селах, деревнях, станицах и аулах страны. Это образовательная система, имеющая свою правовую базу, которая обеспечивала полноценную реализацию долгосрочного, трудозатратного процесса обучения. И стала первой ступенью самого длительного профессионального образования: чтобы стать высоким профессионалом, надо начинать учиться в 6-7 лет (лучше – в 5!) и закончить консерваторию, художественный вуз в 24 года.

Потери в 90-е годы для творческого образования трудно принять и осмыслить. Произошло не просто формальное объединение двух разных систем в новом законе об образовании – внешкольной и школьной. Новое правовое регулирование затронуло глубинные процессы и определило движение к размыванию границ между досугом и образованием, кружком и школой.

Сравним правовое положение ДШИ до и после 90-х годов прошлого столетия.

 

И теперь сделаем выводы – о правовой «достаточности» такого регулирования деятельности ДШИ. Может ли уникальный, сформированный годами педагогический коллектив школы смело смотреть в будущее? 

При этом никто не выдвигает лозунг: «Назад в СССР!» -  но основные качества ДШИ не только рождены и сформированы в течение почти 150 лет, но и лежат в основе образования, необходимого стране и востребованного детьми и родителями в наше время. А государство много лет назад определило, при каких созданных условиях качества такого образования воспроизводятся. Недостаточность этих условий – и есть причина нестабильности всей системы, бесконечного преодоления противоречий и трудностей через которые проходит практически каждая школа уже три десятка лет…

P.S. Статус-кво детской школы искусств – дословно - это «возврат к исходному состоянию». К правовому положению, которое не только построило школьную систему, но и позволило этой системе стать «золотым стандартом» российского образования.

Вас также могут заинтересовать