Полёты не во сне: свердловская цирковая школа

Цирковые – особенные люди. Желание взлететь под купол разлито у них по венам. Без эквилибра и балансирования на проволоке жизнь кажется пресной. С этим, вероятно, они рождаются. Бывает, что осознание приходит чуть позже. И тогда, выбирая свою дорогу, они приходят учиться мастерству. Чтобы ни одним лишь желанием покорять цирковой купол, но чтобы и тело было умелым, гибким, сильным. В России таких мастерских всего три (!) на всю страну: в Москве, Улан-Удэ и в Екатеринбурге. Отделение циркового искусства Свердловского колледжа искусств и культуры каждый год выпускает чуть больше дюжины артистов цирка. Мы решили взглянуть своими глазами, как скроены-выстроены 4 года обучения. Нашим гидом стала бывшая выпускница отделения, сегодня – артистка цирка, педагог по жанрам, режиссер номеров Евгения Константинопольская.

Наша беседа естественным образом разместилась там, где течет вся жизнь будущих цирковых артистов — в спортивном зале. Только размером помещение похоже на то, что привык видеть обыватель в спортивных залах. Каждый свободный метр здесь занят своим «предметом» — подвешенными к потолку огромными кольцами, натянутой проволокой, многослойным «сэндвичем» уложенными матами, etc. Постепенно каждый пустовавший «предмет» встрепенулся, соединившись с со своим человеком. В послеполуденное время, когда общеобразовательная часть обучения заканчивается, студенты перебираются сюда. Все оживает.

— Женя, расшифруйте бренным мира сего, что тут происходит?

— В основном сейчас в зале выпускной 4 курс. Перед сдачей госэкзаменов ребята отрабатывают номера для показа. Главная задача, которая стоит перед студентами с самого начала, с первых дней обучения — готовить свой сольный номер. Как правило этот номер представляет какой-либо один жанр, который ученик выбирает на старте. Но процесс обучения у нас очень творческий, потому зачастую ребята объединяются, чтобы помимо сольного выступления сделать и, например, парный номер.

Никита Дихин и Настя Ермолаева как раз тренируют парное танцевально-акробатическое выступление. Они ученики моего спецкласса, у каждого из них свой жанр: Никита специализируется по свободной проволоке (хотя и тугонатянутая проволока тоже ему подвластна), Настя — воздушная гимнастка на кольце.

А вот на кольце тоже репетируют свой парный номер сестренки-близняшки Настя и Диана Бондаревы.

Конечно, помимо жанровых экзаменов, выпускники сдают и общеобразовательные предметы, в частности педагогику. Ведь наше отделение готовит ребят сразу по двум специальностям: «педагог по жанрам» и «артист цирка».

— Сейчас они уже что-то совершенно невероятное вытворяют. Но это результат четырех лет обучения. А с чего все начинается?

— В большинстве своем наши абитуриенты — это дети, которые до колледжа занимались в цирковых студиях, кружках. В общем, за плечами у них уже целый багаж знаний и умений.

При поступлении ребята должны продемонстрировать, на что он способны: сдать физические нормативы, показать свой номер.

— Какого уровня должен быть этот номер, чтобы пройти отбор?

— Очень разный может быть уровень. Главное, все-таки, желание, стремление и, безусловно, серьезная физическая подготовка. Случается, что берут только видя физические данные, а бывает, человек поступает по одному лишь просмотру номера. Например, я когда поступала, показывала номер на тростях, ручной эквилибр. Номер был сильный — меня взяли.

Если подросток демонстрирует хорошую физическую подготовку, но номер показать никакой не может, просто не умеет, но очень хочет заниматься цирковым искусством — возьмут. Его всему научат. А замечательный номер он через 4 года покажет.

— То есть уже на старте можно увидеть какие-то серьезные вещи и крутую физподготовку?

— Да, все так. Здесь они усовершенствуют то, что умеют, учатся новому, осваивают новые для себя жанры. Например, у нас очень сильная школа жонглирования. Когда я пришла учиться, то вообще не знала этого жанра, зато умела стоять на руках и прыгала акробатику. И после окончания колледжа уровень освоения мной нового жанра ничуть не уступал тому, что был для меня основным. Да и вообще я хотела уметь абсолютно все, стать «синтетической» артисткой цирка. Кстати, так и получилось: я стала артисткой Театра эстрады, где выступаю в самых разных цирковых жанрах.

А что касается физической подготовки, то без нее ведь в цирковом искусстве никак. Так что уже при поступлении проверяют гибкость, растяжку, силу, ну и умение схватывать на лету материал. Что очень важно в нашем деле.

— Что в учебном «меню» у первокурсников?

— На 1 курсе изучают эквилибристику, акробатику, жонглирование, гимнастику. Со 2 курса начинается довольно глубокое погружение в педагогику, психологию, философию. Как предметы остаются акробатика и ОФП. И в зал ребята приходят, чтобы тренировать и репетировать свои номера.

— Сколько часов в день они должны проводить в зале?

— Чем больше, тем лучше. Это же самоподготовка, основа основ. Зал работает до 6 часов вечера — тренируйся на здоровье. Кроме того, со 2 курса ребята разделяются на спецклассы по жанровой специфике (эквилибр, свободная и тугонатянутая проволока и «катушки»). Преподаватель, ведущий свой класс, формирует определенную творческую линию для ребят, обучает новым навыкам, развивает, создает и готовит с ними номера для отчетных концертов и показов. Со своим педагогом студенты занимаются около 5 часов в неделю. Это помимо общеобразовательной программы.

— Есть ли в колледже специально приглашенные преподаватели по каким-либо редким жанрам?

— Да, у нас работает такой педагог — Юлия Шушарина. Она преподает в Екатеринбургском цирке в студии воздушной гимнастики. И наших ребят также обучает этому мастерству. У Юлии Юрьевны свой спецкласс, который занимается не здесь, а в цирке на репманеже.

— Ребята, закончив колледж, смогут работать только в своей конкретной специализации?

— По-разному. Все зависит от физической подготовки и от желания. Бывает так, что все 4 года человек занимался разными жанрами — ему было интересно все попробовать. На экзамене он и покажет 5 номеров. Никто не обязывает сосредотачиваться на одном направлении. Творческий процесс — полет души и тела!

Пока мы разговаривали, раздался страшный шум. Металлические цилиндры — «катушки»** посыпались из под ног девочки, которая тренировалась на них балансировать...

— Вопрос в тему: насколько травмоопасна цирковая профессия?

— Травмоопасна (улыбается Евгения). Ну что же поделаешь, если мы такой путь выбрали?!

— И все-таки, тренировки проходят со страховкой?

— Например эквилибр на «катушке» вовсе не подразумевает страховку. Можно страховаться лонжей**. Но она только мешает выполнять трюки.

— Когда же ее используют (если вообще используют)?

— С ней учат трюки другого рода: сальто, стойки на руках, акробатический вольтиж***.

Впрочем, снова пресловутая подготовка: если студент осваивает новый для него жанр, то лучше использовать страховку. Выполнение всех воздушных и опасных номеров согласовывается с преподавателем. Без педагога вообще нельзя находиться в спортивном зале. Даже разминаться. Мы должны видеть, как и что делают ребята. Исправлять ошибки, быть на чеку.

— Кстати, об уровне подготовки: случается, что студенты в процессе обучения уже где-то выступают?

— Конечно. Как раз сейчас одна из наших четверокурсниц работает в цирковом балете.

— Насколько сложно человеку, не имеющему отношения к цирку, научиться тому, что умеют ваши ребята?

— Смотря чему. Скажем, по проволоке ходить можно научиться за месяц. Но у вас все равно должна быть та самая хорошая физическая подготовка, о которой мы все время говорим. Реально научиться и жонглированию. Прямо сейчас можем попробовать с вами! Но для этого необходима развитая координация. Самые простые элементы — жонглирование 3-4 мячиками, булавами, кольцами — тоже за месяц можно освоить. Но потом придется поддерживать навык, не занимаясь, все растеряется мгновенно. Если ты лентяй, в цирке делать вообще нечего. В цирке надо пахать.

— Женя, какими чертами характера должны обладать ребята, выбирающие цирковой путь?

— Стойкостью и выдержкой в первую очередь. Но, знаете, студенты приходят очень разные. Есть и собранные, есть и избалованные, разболтанные. И они меняются с течением времени. Становятся неким целым. Из них профессия лепит глыбу. Причем, не по отдельности камешки, а именно одна большая глыба. Их очень многое объединяет. Особенно концертная часть обучения: общие подготовки к конкурсам, репетиции, etc. Все вместе обдумывают проекты, представляют, как будут выглядеть номера. Это очень сплачивает. Они друг за дружку держатся. Тем более, что многие приезжают учиться из самых разных точек страны, покидают свой дом, и здесь становятся семьей.

*«Катушки»— цирковой реквизит. Это гладкий деревянный валик или металлический полый цилиндр длиной 25-30 см и 15-16 см в диаметре. Обязательной принадлежностью такого реквизита является деревянная дощечка 50-60 см в длину и 14-16 см в ширину, которая кладется на круглую поверхность катушки.

**Лонжаот фр. longe — аркан, верёвка. Приспособление, страхующее артистов во время исполнения опасных трюков.

***Вольтиж — от франц. voltiger — порхать. Акробатический вольтиж — разновидность акробатики, основанной на приёмах подбрасывания и перебрасывания верхнего нижним или нижними, осуществляемые только мускульно-темповыми усилиями без применения подкидывающих приспособлений.

Текст Ксении Шейнис для Культура-Урала.РФ. Фотографии Кирилла Дедюхина.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл