# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.
Культура Урала | Статьи | Литература

Что почитать в большие рождественские каникулы?

Обзор литературы от Библиотеки Белинского

Накануне самого ожидаемого праздника года мы обратились к коллегам из Библиотеки Белинского с просьбой порекомендовать литературу, которая может быть интересна широкой аудитории. «Читать надо про любовь!», - сказали наши друзья и поделились большим материалом автора Валентины Живаевой. Публикуем его полностью.

У каждого из нас свой любовный опыт, но все мы любим читать о любви. Конечно, даже «Декамерон» или «Тёмные аллеи» не только о любви: просто именно она является здесь главным двигателем сюжета.

В реальности, к счастью, это далеко не всегда так. Во что превратилась бы наша жизнь, если бы мы руководствовались исключительно чувствами? Если бы главным вопросом для нас (и не время от времени, а всегда) оставался «любит–не любит»? Теперь-то мы точно знаем, что жизнь не исчерпывается любовью и любить всё время, с утра до вечера, невозможно и непродуктивно. Мы знаем, что от любви тоже надо отдыхать – отдыхать, чтобы оглядеться и увидеть, сколько в мире такого, что достойно нашего интереса и симпатии.

Более того: мы даже допускаем, что можно прожить без любви в ее традиционной, романтической версии. Что проверенные радости – долгий завтрак, кофе с кардамоном, прогулка под тихим снегом, новые туфли, море, балет – в своей разноцветности и мозаичности вполне могут без зазоров заполнить те контуры нашей жизни, которые принято густо закрашивать одним пылающим цветом.

Только вот для литературы этого всё-таки мало. Невозможно всерьёз читать роман о любви к себе, природе и маленьким житейским удовольствиям. Невыносимо – о том, что главными пружинами нашего существования были и остаются голод, страх смерти и жажда власти, а вовсе не любовь. Хотя это, наверное, печальная правда. Возможна жизнь без любви, но роман без каких бы то ни было признаков любовной линии не имеет шансов на долгую жизнь и благодарного читателя.

Каким бы многослойным и разнообразным ни был роман «Мастер и Маргарита», для абсолютного большинства это книга о любви. Роман «Зулейха открывает глаза» рассказывает о страшных вещах, и его огромную популярность можно объяснить только тем, что это тоже роман о любви. О любви, которая рождается в аду и очеловечивает самые бесчеловечные времена.

Любовь – это то, что может вытянуть и удержать на плаву самый простенький или прихотливо-туманный сюжет. Она способна показать в новом свете и вывести на первый план совершенно неожиданных персонажей. Любовь служит безупречным мотивом для невероятных поступков и исчерпывающим объяснением для любых чудес – ведь она сама проходит по разряду чуда и почти всегда является нарушением некой нормы.

Любовь (или то, что мы ею считаем) выбивает из колеи будничного существования, включает в нас новые источники света и тепла, заставляет надеяться на большее, верить в невозможное. Не только радость и далеко не всегда счастье, она приходит в нашу жизнь как праздник, как свежее морозное утро, как новый роман, который читаешь до утра и выходишь из него немного другим человеком.

Алиса Ганиева. Жених и невеста // Знамя. 2015. №4. Этнографический любовный роман. О любви с кавказским колоритом.

Свадьба на Кавказе — дело ответственное, самое важное. «Почему тебе уже 25, а ты еще не замужем?» — пристают к героине советчики. «Найдешь невесту к заданной дате, зал уже забронирован» — наказывают герою обеспокоенные родители. И когда в дело вмешиваются гадалки и узники, сплетницы и любопытные, фанатики и атеисты, реальность совершенно мешается с суеверием, поэзия жизни — с прозой, а женихи — с невестами.

Молодая, но острая на язык — раз отбреет, мало не покажется — писательница продолжает («Салам тебе, Далгат!», «Праздничная гора») исследования причудливого уклада, сложившегося в наши дни на Кавказе — где кого только не встретишь: и тебе муфтии, и главы инвестфондов, и шахиды, и учительницы русского языка, и что ни персонаж — то потенциальный герой романа, «дерзкая персона с 05 региона».

Ганиева следует Чехову, у которого где-то меж строк было брошено: «Всё действие веду тихо и мирно, а в конце даю зрителю по морде». Читая роман «Жених и невеста», вы можете пропустить такой сильный удар, что мало не покажется. Нокаут неминуем.

Андрей Геласимов. Год обмана // Геласимов А.В. Собрание сочинений. – М.: ОГИ, 2007. – 780 с. Шифр 84Р6-4; Авторский знак Г31; Инв. номер 2286902-КХ(А). Роман воспитания. Причудливый любовный треугольник в среде новых русских

Богатый папаша покупает своему проблемному сыну Сергею наставника - бывшего сотрудника своего офиса Михаила - с целью сделать из замкнутого и закомплексованного юноши настоящего мужчину. Влюбить в себя симпатичную студентку театрального вуза по имени Марина - экзамен, через который обязан пройти Сережа под руководством своего гуру. Но случается непредвиденное: Михаил сам влюбляется в девушку. Сергей же оказывается способным учеником, что вместе с деньгами отца делает его опасным соперником.

«Этот роман задумывался как пародия на классический роман воспитания. И когда мне пришел в голову замысел этой книги, я подумал, что очень интересно будет написать роман воспитания наоборот. "Наоборот" - вообще стало таким слоганом для этой книги». (А. Геласимов)

Ефимов И. М. Неверная / Игорь Ефимов. – СПб : Азбука-классика, 2007. – 445 с. (Azbooka – the best). Шифр 84Р6-4; Авторский знак Е912; Инв. номер 2285048-КХ. Немного плутовской, немного филологический роман. О героине, которая не способна испытывать ревность и хранить верность

Умение Игоря Ефимова сплетать лиризм и философичность повествования с напряженным сюжетом (читатели помнят такие его книги, как «Седьмая жена», «Суд да дело», «Новгородский толмач», «Пелагий Британец», «Архивы Страшного суда») проявилось в романа «Неверная» с новой силой.

Героиня этого романа с юных лет не способна сохранять верность в любви. Когда очередная влюбленность втягивает ее в неразрешимую драму, только преданно любящий друг находит способ спасти героиню от смертельной опасности.

Зайончковский О. В. Счастье возможно: роман нашего времени / Олег Зайончковский. – М.: АСТ : Астрель, 2010. – 317 с. Шифр 84Р6-4; Авторский знак З176; Инв. номер 2312516-КХ (А). Позитивный роман. О том, что всё можно решить по-человечески

Проза Олега Зайончковского получила признание легко и сразу - первая его книга «Сергеев и городок» вошла в шорт-листы премий «Русский букер» и «Национальный бестселлер». Его имя твердо прописано на сегодняшней литературной карте. Похоже, и читателям, и критикам нравятся его замечательное умение рассказывать истории.

В новом романе герой - писатель. Сочинитель чужих судеб, он даже не пытается распутать свою, с поистине буддистским спокойствием наблюдая, как его жена уходит к другому, из тех, что «круче». Негаданно-нечаянно любовный треугольник приобретает странные очертания и победителем оказывается… брошенный муж. Счастье возможно?

Катишонок Е. А. Жили-были старик со старухой / Елена Катишонок. – М.: Время, 2011. – 479 с. (Самое время!). Инв. номер М2333125-КХ. Семейная сага. О любви как основе и опоре традиционной семьи

Роман «Жили-были старик со старухой», по точному слову Майи Кучерской, - повествование о судьбе семьи староверов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям.

«…Эта история захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагические типажи, "вкусный" говор, забавные и точные "семейные словечки", трогательная любовь и великое русское терпение - все это сразу берет за душу. В книге есть неповторимый дух времени, живые души героев и живая душа автора, который словно бы наблюдает за всеми перипетиями героев романа с юмором, любовью и болью. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти - всё то, почему тоскует сейчас настоящий Читатель…» (Дина Рубина)

Мария Рыбакова. Если есть рай // Знамя. 2018. №9–10. Интернациональный роман. О том, как любовь преодолевает границы и разногласия

Мария Рыбакова, вошедшая в литературу знаковым романом в стихах «Гнедич», продолжившая путь историей про Нику Турбину и пронзительной сагой о любви стихии и человека, на этот раз показывает читателю любовную драму в декорациях сложного адюльтера на фоне Будпешта и Дели.

Любовь к женатому мужчине парадоксальным образом толкает героиню к супружеству с мужчиной нелюбимым. Не любимым ли? Краски перемешиваются, акценты смещаются, и жизнь берет свое даже там, где, казалось бы, уже ничего нет…

История женской души на перепутье.

Герои романа Марии Рыбаковой «Если есть рай» – русская женщина и бывший семинарист, он же бывший коммунист, из Индии, встреченный ею в Будапеште. Сумеет ли она развеять его иллюзии в то время, когда город вспоминает уличные бои 1956 года? В дальнейшем действие переносится на родину героя, продвигая повествование к неожиданной и парадоксальной концовке.

Игорь Сахновский. Насущные нужды умерших // Новый мир. 1999. №9. Первая публикация первого и лучшего романа Игоря Сахновского. О воспитании чувств и любви как лучшем, что есть в жизни

Mои отношения с этой женщиной напоминают хрестоматийную связь гребца–невольника с прикованной к нему галерой. Впрочем, кто здесь к кому прикован — спорный вопрос, тем более что еще при ее жизни и впоследствии нам приходилось не раз меняться ролями. Особенно впоследствии.

Произносить вслух ее имя, пышное и немного стыдное, мне непривычно, ведь я никогда, ни разу не обратился к ней по имени. Она носила ту же фамилию, что и я, — Сидельникова, Роза Сидельникова. Этот вполне заурядный факт долгое время казался мне непостижимым совпадением.

Труднее всего говорить о ней сейчас в третьем лице. Участковый врач, навестивший неизлечимо больного или психически ненормального, в присутствии пациента деловито пытает смущенных домочадцев: «Он что, все время так потеет? А какой у него стул?». Или, например, с ленивой оглядкой, но достаточно внятно: «О покушениях больше не кричит? Ну, вы ему лучше не напоминайте». Родня, контуженная безысходностью и страхом, разумеется, отвечает в нужной тональности. И тогда лекарственную духоту комнаты пронизывает летучий запашок предательства. Существо, о котором идет речь, отныне поражено в последних правах. Из этой липкой постылой постели навсегда исчезаешь родной и близкий «ты», остается — «он», покинутый на самого себя.

Говоря сейчас «она» о Розе, я слышу снисходительное молчание присутствующего человека, отделенного от всех нас тем же самым статусом полной неизлечимости или «ненормальности». Только ее болезнь называется просто смертью.

Сахновский И. Ф. Человек, который знал всё / Игорь Сахновский. – М.: Вагриус, 2007. – 271 с. Шифр 84Р6-4; Авторский знак С223; Инв. номер 2277776-КХ(А). Авантюрный роман. О том, как конец одной любви становится началом другой жизни

Первая книга И. Сахновского «Счастливцы и безумцы» была удостоена премии «Русский декамерон» и вошла в шорт-лист «Национального бестселлера». Новый его роман построен по законам интеллектуального триллера, но прежде всего он о любви, о тех ценностях, что дороже власти над миром и любой политики.

Герой повествования вдруг обретает феноменальную способность - видеть все, что происходит с людьми, где бы они ни находились, хоть за тысячу километров. Скромный и безобидный, он становится лакомой дичью для всех - женщин, криминальных авторитетов и даже международных спецслужб. Одни пытаются его использовать, другие - уничтожить. Но "маленький человек" не вписывается ни в одну высокоумную программу, он живет только по своей...

Семёнова М. Валькирия / Мария Семёнова. – СПб: Азбука-классика, 2006. – 540 с. (Правила боя). Шифр 84Р6-4; Авторский знак С302; Инв. номер 2312761-КХ(А). Исторический, мифологический, сказочный роман. О славянской девушке по имени Зима, которая ждёт (и дождётся) своего мужчину

Мария Семенова всегда пишет о сильных людях. В морском абордажном бою и на стенах пылающего города, в снежных горах и черной непроходимой чаще, в темнице и небесном чертоге ее герои до конца стоят за правду, идут на смерть, защищая друзей, и побеждают зло силой добра.

Таковы и бесстрашный Волкодав, и молодой карел Пелко, и Твёрд, подросток, живущий жаждой мести за разрушенный викингами дом, и Зима, славянская девушка, покинувшая дом ради любви и воинской жизни и получившая за отвагу прозвище Валькирия.

Элтанг Л. Каменные клены / Лена Элтанг. – М.: АСТ : Астрель, 2010. – 414 с. Шифр 84Р6-4; Авторский знак Э51; Инв. номер М2310076-КХ(А). Изысканный роман, немного похожий на детектив. О странных путях, ведущих к любви

Дебютный роман Лены Элтанг «Побег куманики» вошел в шорт-лист премии Андрея Белого и «Национального бестселлера», а критики назвали его «лучшим русским романом последних лет».

Новая книга - виртуозная игра в детектив, на радость ценителям изящной словесности. Тайна ведьминого пансиона, дыхание Ирландского залива, причудливые легенды Уэльса, история любви, проходящей путь от страсти к ненависти, загадка смерти, которой, может статься, и не было, - это книга-обманка, герои которой столь мастерски меняют маски и путают следы, что разгадать тайну прошлого для них не менее важно, чем понять смысл настоящего...

А если вам показалось этого списка литературы недостаточно и захотелось побольше узнать о чтении наших земляков в давние времена, то рекомендуем обратиться к YouTube-каналу «Клуб друзей Белинки» и послушать лекцию Ольги Моревой «"Чтение под елкой": читательские практики уральцев в XIX – начале XX века». Всем любви и тепла в наступающем году!

Вас также могут заинтересовать