# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Вначале был фотограф

Глава авторского лонгрида Ксении Шейнис к 110-летию кинопроизводства на Урале

Как странно смотреть сегодня первые короткие киноленты, уложенные всего в несколько минут. По сути, то были только лишь зарисовки жизненных эпизодов. Но именно первый киносеанс братьев Люмьер, случившийся 125 лет тому назад (28 декабря 1895 года), принято считать началом, рождением, отсчетной точкой всего, что происходило после в индустрии, ставшей великой, захватившей разум и сердце человека двадцатого столетия.

История «движущихся фотографий» на Урале начнется годом позже, в 1896-м. Собственного кинопроизводства на Урале не было еще довольно долго. И даже в начале XX века киноленты поставлялись через французские фирмы «Гомон» и «Патэ», а также через посредничество российских предпринимателей. Первую кинопрокатную контору организовал Вениамин Леонтьевич Метенков – родоначальник документальной и жанровой фотографии на Урале, предприниматель и первый уральский кинооператор. Вначале Метенков поставлял кинооборудование и киноленты для «электротеатров», затем открыл просмотровой зал.

В 1910 году объявил о собственном кинопроизводстве. В том же году Вениамин Метенков снял свой первый видовой фильм «Масленица в Екатеринбурге». Так 110 лет назад началась история уральского кинопроизводства.

Фотография В. Метенкова у филармонии (1920-1930 г.г.)

В 1933 году была создана Свердловская студия кинохроники (к слову, это название студия обрела только в 1940 г.) – первая киностудия в Свердловске и во всем регионе. До этого времени, с 1928 года при «Уралсовкино» работал отдел кинохроники. Большую роль в развитии кино Урала в целом и студии в частности сыграл Герман Цигель, руководивший ею с 1940-го по 1951-й годы, вплоть до объединения со Свердловской киностудией. В военный период на «Кинохронике» было создано 242 номера киножурнала «Сталинский Урал». Одной из знаковых лент, снятых под маркой Свердловской и Куйбышевской студий, считается документальный фильм 1943 года «Урал кует Победу».

9 февраля 1943 года открывается Свердловская киностудия. Так в разгар Великой войны в здании Клуба строителей начинается новая эпоха. Первым директором кинофабрики был назначен бывший конструктор Уралмашзавода Александр Шитов, а художественным руководителем – кинорежиссер Александр Ивановский. Первая лента, рожденная на студии – экранизация оперетты Имре Кальмана «Сильва». Фильм имел огромный успех не только в стране Советов, но и за рубежом. После музыкальной картины было сделано еще несколько художественных работ. А с 1948 по 56-й годы на фабрике производятся только документальные, научно-популярные и учебные ленты. В это время к киностудии присоединяется Новосибирская студия технических фильмов и Свердловская студия кинохроники. Именно тогда на нашей фабрике начинают работать прекрасные сибирские мэтры: один из основоположников советского этнографического кино Александр Литвинов и создатели школы научно-популярного кино на Урале Леонид Рымаренко и Вера Волянская. Среди последователей их школы, потрясающие киномастера: звукорежиссер Маргарита Томилова, режиссер научно-популярного кино Лия Козырева, режиссеры Борис Урицкий, Лев Ефимов, Лидия Котельникова, Владислав Тарик, Игорь Персидский, Владимир Чиненов, Анатолий Стремяков, Аркадий Морозов, etc.

Ярополк Лапшин

В 1956 году на Свердловской киностудии возобновился выпуск игровых картин. Выходят на экран первые фильмы Ярополка Лапшина. Свое легендарное «национальное» кино снимает Барас Халзанов. Он стал создателем на студии специального объединения «Зов», целенаправленно занимавшимся национальным кино.

В 1960-х кинофабрика открывает новые имена. Первые творческие шаги здесь делают драматурги и писатели Борис Васильев, Эдуард Тополь, Глеб Панфилов, режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков, Владимир Мотыль, Юлий Карасик, Михаил Козаков, Юрий Соломин, Борис Галантер, Игорь Персидский.

Период «Перестройки» (80–90-е гг XX в.) становится временем расцвета для уральской кинодокументалистики. Именно тогда документальное кино превращается не просто в фиксатор истории, но и в инструмент для ее исследования. Производством документальных картин занимались творческо-производственное объединение Свердловской киностудии «Надежда» (руководил Валерий Савчук) и студии «Уралфильм» (директором которой долгие годы был Лев Ефимов). Документальное кино начала 90-х – важная часть и Свердловского телевидения. Проводником в мир ТВ оказывается оператор Евгений Цигель. Именно он увлек производством телефильмов Владимира Ротенберга, Георгия Негашева, Ирину Снежинскую, Сергея Дерюшева, Павла Фаттахутдинова, Анатолия Балуева. Евгений Германович Цигель – один из подвижников проведения Первого Всесоюзного фестиваля неигрового кино «Россия» (с 1991 года – Открытый фестиваль неигрового кино «Россия») в 1988 году.

Оператор Владимир Макеранец и режиссёр Николай Гусаров на съёмках фильма "На берегу большой реки", 1980. © Музей Свердовской киностудии

Игровое кино в 80-х – 90-х на Свердловской студии не просто существует, оно обновляется, возрождается, является особенным. В жанровом многообразии свердловского кино становится особенно заметной историческая тематика. В этом направлении работают Николай Гусаров, Георгий Кузнецов, Владимир Лаптев, Сергей Мартьянов. Фильм Владимира Макеранца «Губернатор» синтезирует одновременно историческую зарисовку, проведение параллелей с происходящими перипетиями в стране на момент создания картины и обращение к литературной классике (лента снята на основе одноименной повести Леонида Андреева). Отображение современных реалий появляется в работах Сергея Мартьянова, Павла Фаттахутдинова. Появляется и в определенном смысле революционное кино Владимира Хотиненко – сложность, спорность и неоднозначность очевидных на первый взгляд смыслов, философское рассмотрение, критический анализ главных героев.

Одной из констант Свердловской киностудии с 70-х годов двадцатого столетия и до последних лет существования кинокомпании была анимационная составляющая. Вначале – кукольное кино (Галина Тургенева, Владимир Фомин, Олег Николаевский), а затем, с появлением на студии молодых мультипликаторов нового поколения – авторская анимация (Оксана Черкасова, Алексей Караев, Сергей Айнутдинов, Владимир Петкевич, Александр Петров, Алексей Харитиди и др.).

Уважаемые читатели! В начале 2021 года в рамках раздела «Мультимедийные лонгриды о культуре» вашему вниманию будет представлена полная версия материала об УРАЛЬСКОМ КИНОПРОИЗВОДСТВЕ. Вас ждет множество интересных встреч со знаменитыми кинематографистами, архивные киноматериалы, любопытные факты. В числе прочего Вы узнаете:

- Что произошло после декрета Совнаркома 1919 года?

- Какое отношение к государственной киносети на Урале имеет знаменитый режиссер фильмов «Веселые ребята», «Цирк» «Волга-Волга» Григорий Александров?

- Что снял на Урале известный в первой четверти XX столетия кинооператор Эдуард Тиссэ?

- Кто и за что получил «Золотую нимфу» на кинофестивале в Монте-Карло?

Материал Ксении Шейнис / Культура-Урала.РФ

Вас также могут заинтересовать