# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Время, создающее кино

Глава авторского лонгрида Ксении Шейнис к 110-летию кинопроизводства на Урале

Наталья Борисовна Кириллова – автор энциклопедий об уральской киноиндустрии «Кино Урала: от прошлого к будущему», «Уральское кино. Время. Судьбы. Люди», заведующая кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета имени Б. Ельцина, доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза журналистов и Союза кинематографистов России стала нашим первым собеседником и экспертом в ряду мастеров и знатоков уральского кинематографа. Поговорили с профессором об истоках, переломном времени для кино, сегодняшнем дне.

Наталья Кириллова

«Чем определяется любая киностудия, которая в момент создания называлась кинофабрикой? Она, как любая другая фабрика, производит свой товар. Киностудия или кинофабрика имеет свой продукт – фильм. Неважно какой фильм: документальный, анимационный, игровой (художественный), научно-популярный. Если студия кино производит, значит, эта студия есть, она существует, она функционирует».

На заре 90-х в нашей стране начался кризис, произошел слом старой государственности, ушел в прошлое Союз, а вместе с ним и советское кинопроизводство. После 1991 года страна вступила в эпоху рыночной экономики. Кинематограф практически перестал субсидироваться государством. Если раньше он был на службе у государства, во многом являл собой составную часть пропаганды, агитации, идеологии вообще, то в новых реалиях оказался просто кинематографом так таковым. А киноискусство, сняв пелену, превратилось просто в один из видов искусства. Подобно многим сферам культуры – театрам, музеям, библиотекам, кино было поставлено на уровень выживания, получая минимальные средства к существованию. Поскольку кинематограф затратен априори, то теперь денег стало не хватать катастрофически. В конце 80-х – начале 90-х бизнес ринулся в эту сферу – надеялись на прибыльность картин. А первые продюсеры того времени брали и ссуды в банках, обещая сделать кассовые фильмы. Хранилища с удовольствием удерживали киноленты в качестве залога. Очень скоро оказалось, что уже готовые ленты попросту негде показывать, ведь вместе с системой кинопроизводства рухнул и кинопрокат. Цепочки «производство-кинопрокат-кинопоказ» больше не существовало. Кинотеатры для обеспечения собственного выживания, работали на себя. Тем более, что этому способствовал кинорынок, появившийся в стране в условиях новой, свободной экономики. И уже не прокатчики, а директора кинотеатров, имевшие средства, бросились покупать дешевые американские ленты. Так в 90-е годы на наших экранах начинается эра американского кино (сначала дешевых фильмов, а затем и дорогих). Достаточно вспомнить пример «Титаника» – золотой лот кинорынка, здорово себя окупивший. Русские же картины никто не брал просто потому, что задача была одна – выживать.

И вот к 96-97-му годам по всей России и на государственные средства, и на смешанные деньги в общей сложности в России выпускалось всего 27-28 фильмов в год (для сравнения: в советское время —180-200 картин). Такой объем для кинематографа – катастрофа. К слову, на рубеже разлома, в горбачевский период, был момент, когда на деньги бизнеса снималось и до 250-ти лент, но картины себя не окупали и прогорали.

Для столь небольшой студии как Свердловская (по сравнению с Мосфильмом, Ленфильмом, Студией им. Горького) наступил период кризиса. Фабрика влезла в долги, пытаясь выжить самостоятельно. Что же снималось на Свердловской киностудии в конце 90-х?

«Количество игровых фильмов можно пересчитать по пальцам. Хотя были и успешные картины. Например, шедевр Владимира Хотиненко «Макаров»1993 года. Ярким оказался и фильм Владимира Хотиненко «Мусульманин» (1995г.) – последняя картина режиссера, снятая в Свердловске. В 1993 году выходит прекрасная лента Владимира Макеранца «Ты есть». Примерно в это же время Ярополк Лапшин, понимая, что уходит его время, ищет деньги на свои, как он считает, итоговые игровые картины. И в 2001 году он делает фильм «На полпути в Париж». Одновременно Владимир Макеранец работает над лентой «Привет, Малыш», но процесс производится уже не на Свердловской фабрике, а на «Уралкиновидеоцентре». В 2003 году Лапшин снимает еще одну картину – «Сель».

В 2004-м рождается уже совсем новое уральское кино – «Егерь» Александра Цацуева. Затем, в 2005-м – «Первые на Луне» и в 2008-м – «Похищение воробья» Алексея Федорченко. В 2007 году Владимир Макеранец снимает «Золотой полоз» по мотивам сказов Бажова. Последние три ленты выходят на студиях «29 Февраля» и «Ур-Ал». Свердловская же киностудия, под руководством Михаила Чурбанова и при поддержке минкульта начинает производство телевизионных фильмов, обеспечивая себе тем самым выживание. Выпускаются многосерийные телефильмы «Однажды в Гавриловке» и «Серебро» (совместно с Сибфильмом).

Во второй половине 90-х документальное кино на фоне игрового выглядит гораздо успешнее. Появляются удачные работы: «Я вернусь» Татьяны Васильевой, «Тихая моя Родина» Людмилы Коршик, «Мужчина в доме или Кевин Кейн в стране Большевиков» Владислава Тарика, «Александр Литвинов» Бориса Урицкого. Георгий Негашев снимает в 1998-м году великолепный фильм, получивший массу призов – «Последний король Семиизского пляжа». Одновременно Ирина Снежинская работает над прекрасными телекартинами «Без героя» и «Человек с киноаппаратом». Появляются фильмы: «Дикие лебеди» Сергея Дерюшева и «Автопортреты» Льва Ефимова». Завершается эта эпоха в 2000 году потрясающим успехом картины Анатолия Балуева «Быкобой»».

Творческий процесс на студии "А-Фильм" сегодня

В анимационном кино тоже происходит реорганизация. Появляется студия «А-фильм». Во многом благодаря своему директору и продюсеру, талантливому организатору кинопроцесса Валентине Хижняковой, стоявшей у руля анимационного корабля уже тогда, анимация осталась «на коне».

«В 90-е годы снимаются невероятно интересные картины. В 1995 году Алексей Харитиди выпускает ленту «Гагарин», получившую Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. В это же время выходит фильм «Нюркина баня» и уникальные картины «Ваш Пушкин» и «Человек с Луны» Оксаны Черкасовой, трилогия «В гостях у деда Евлампия» Валерия Фомина, «Розовая кукла» и чуть позже «Про раков» Валентина Ольшванга – это лишь часть замечательных авторских работ. К слову, Союзмультфильм в то время практически встал, а в Екатеринбурге снимали».

Так, в поиске смысла и способов выживания, вырастают на Урале обособленные киностудии. Появляется «Уральфильм» под руководством Льва Ефимова. Киноплощадка хотя и находился в составе Свердловской студии, но уже является самостоятельной организацией, так же и «Кинохроника» и «А-фильм». У новых фабрик уже был свой устав, бюджет, управление. Они лишь арендовали на старой студии помещение. Свои киностудии создают Геогрий Негашев («Снега») и Алексей Федорченко («29 Февраля») – эти студии остаются и сегодня основными полигонами кинопроизводства на Урале. Владимир Макеранец также уходит в свободное плавание, организуя «Урал-фильм», но эта студия, к сожалению, просуществовала недолго.

Кинофабрики, помимо своего основного профиля, начинают заниматься и другими видами кино. В наше время фильмы и игровые («29 Февраля»), и документалистика («Снега») и анимация («А-фильм») вновь стали объектом мирового внимания на мировых фестивальных и киноплощадках. Причем, анимация сегодня создается на всех трех ведущих студиях.

Наталья Кириллова

«Что же касается нынешней работы Свердловской киностудии, то этим, на мой взгляд должны заниматься руководители сферы культуры нашей области и города и Союз кинематографистов (как на федеральном, так и местном уровнях). Ситуация неоднозначная, в которой не очень понятно, по какому пути движется фабрика, каким продуктом она занимается, что внутри синтезирует. Конечно, киностудией должен управлять профессиональный продюсер, человек, соединяющий в себе и качества отличного управленца, финансово-экономическую хватку и обладающий багажом творческих знаний о кинематографе отечественном и мировом. И истории известны такие замечательные имена кинопроизводственников, бравших на себя функции продюсеров как, например, в русском дореволюционном кино Александр Хонжонков и Иосиф Ермольев, и в современном кинематографе их немало. Под управлением такого организатора Свердловская студия могла бы консолидировать под своей крышей множество независимых кинокомпаний. Но мне часто говорят, что я романтик и не вправе что-то решать или винить кого-то. Я могу только пожалеть о том, что все студии не могут объединиться под одной крышей».

Сегодня один из ярких примеров реального баланса творчества, авторского кино и «возвратности» в кинопроизводстве является Алексей Федорченко и Дмитрий Воробьев на студии «29 Февраля». Федорченко, создав себе имя и будучи, кстати по базовому образованию экономистом, по ВГИКовскому – сценаристом, умеет все держать в нужной концентрации, совмещать качества продюсерские и творческие. Оставаясь режиссером (а настоящий режиссер всегда тяготеет к искусству, к авторскому кино), он, в то же время, сам является продюсером. Так что да, баланс возможен и реален. Так же, как и возможно на любой студии создавать фильмы разных направлений: отдельно кассовое, зрительское кино, отдельно фестивальное».

Наталья Кириллова

На студии "29 Февраля"

Нужно понимать, что все виды кинематографа востребованы, удовлетворять нужно любого зрителя. И авторское кино должно жить, поскольку оно собирает свою аудиторию. Случается и редкая синергия. Например, все фильмы Федорченко, несмотря на их особенности, собирают большую аудиторию. Срабатывает имя, имидж. Кроме того, в Свердловской области есть все возможности для раскрутки фильмов. Одно то, что именно здесь проходят два крупных международных фестиваля: Открытый фестиваль документального кино «Россия» и Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба».

«Я уповаю на то, что свои плоды даст подготовка продюсеров особого типа, умеющих работать в условиях новых технологий, искусства, понимания всех процессов, происходящих в стране и в мире. Не случайно мы решили организовать магистратуру «Ивентменеджмент и продюсирование в ауидиовизуальной сфере» в УрФУ им. Б.Ельцина», которая начала свою работу с нового учебного года. И у нас достаточно мастеров, которые могут и хотят здесь преподавать: и Алексей Федорченко, и Дмитрий Воробьев, и Ирина Снежинская, и Георгий Негашев».

Что же такое есть уральское кино? И живо ли оно сегодня? Наталья Борисовна убеждена: «Безусловно, живо!». Определение ему дать и разложить на молекулы не так просто, но все же. У каждого из наших маститых кинематографистов, таких как Владимир Хотиненко или Сергей Мирошниченко (несмотря на их место проживания) есть уральские корни, уральская школа. От нее никуда не уйти, ведь художники сформировались благодаря ей. Но в нашей стране к ним не относятся как к уральским режиссерам – считают российскими. Сегодня, пожалуй, в их работах нет какого-то уральского акцента, подобно тому, как документальное уральское кино 70-х первое в Союзе нащупывало темы, связанные с проблемой внутреннего кризиса в стране, который еще официально никто не видел: мы жили в эпоху развитого социализма, а они уже говорили о тенденциях кризиса, который только зрел.

Многие воспринимают Алексея Федорченко, как представителя особого, нового, артхаусного российского кино. Владимира Хотиненко – как яркого представителя гражданского направления в отечественном кинематографе. Но этот гражданский пафос отличал не только уральцев, а и в целом кинематографистов страны. Тем не менее, опора на уральскую школу есть. Сильна, например, школа уральской анимации, отличающаяся, в частности, интересом к фольклору. Это всегда уникальная попытка через анимацию осмыслить народные традиции. Уральских мультипликаторов выделяет и интерес к большой, серьезной, классической литературе. В этой теме начало было положено именно нашими режиссерами. Уральскую школу игрового кино отличает интерес к истории. Исторический фильм, масштабный, связанный с Сибирью, Уралом снимали Лапшин, Краснопольский и Усков (наши земляки), Хотиненко, Макеранец и другие. Причем, важно, что ленты сделаны не наспех, не наскоро, а построены на аналитической работе над историческим фактом, материалом, эпохой, образом. Никакой поверхности, только глубина. И Алексей Федорченко, при всех своих парадоксальных сюжетах и образах, все равно наш, воспитанник уральской школы, хотя это режиссер уже совсем новой формации. И он пришел в кинематограф не при идеологическом диктате, а в условиях творческой свободы, самостоятельного творческого мышления, видения. Выходит, уральское кино – есть синергия авторского взгляда, серьезных размышлений, глубокого анализа реальности и исторических фактов.

Уважаемые читатели! Напоминаем, что полная версия мультимедийного лонгрида об истории уральского кинематографа выйдет в 2021 году.

Материал Ксении Шейнис, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ

Вас также могут заинтересовать