# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Клубная жизнь

Глава авторского лонгрида Ксении Шейнис к 110-летию кинопроизводства на Урале

Уральский зритель – особенный, умный, вдумчивый, способный смотреть между строк, видеть скрытые смыслы. Таково мнение профессионалов от кино: режиссеров, сценаристов, продюсеров, культурологов, критиков. Считается, что умение смотреть кино передается из поколения в поколение, взращивается, воспитывается. Есть у наших элитарных киноманов и притягательная клубная жизнь – совершенно особенный мир. О его специфике рассказывает доцент УрФУ, член Правления гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, директор Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», руководитель «D.K.-Киноклуб» Лилия Немченко.

Уральские киноклубы – отличительная региональная черта. И ДК – Киноклуб – проект, уже давно вписанный в историю киноведения. Конечно, киноклубы не только уральская история. Но Свердловск, действительно, всегда был мощным центром киноклубного движения. Это связано с разнообразными зрительскими интересами, наличием лидеров этого движения в среде инженерно-технической интеллигенции (например, ядром старейшего киноклуба города «Контакт» были сотрудники Урал ТЭПа), заинтересованности кинематографистов в создании среды умного зрителя. Так, режиссер Лия Ефимовна Козырева, в свое время, много сделала для киноклубного движения. Кроме того, в разные годы появлялись настоящие подвижники, чего стоила только фигура Леонида Быкова (в народе – Лени Быкова), который вел киноклуб сначала в ДК ВИЗа, а затем легендарный киноклуб в ДК Автомобилистов. Киноклубы существовали по всему городу: и на Химмаше, и на Уралмаше, и в ДК «Урал».

Я же выросла в студенческом киноклубе УрГУ «Логос». Заседания его проходили в малом зале «Космоса» по понедельникам. Вел его наш преподаватель Владимир Васильевич Харитонов – всю жизнь я безмерно ему за это благодарна. То был невероятно важный опыт не только совместного просмотра хорошего кино, но и обсуждения, когда в дискуссию включались преподаватели, бывшие выпускники философского факультета – Лев Закс, Геннадий Бурбулис, многие, многие другие. Владимир Васильевич приглашал в «Логос» потрясающих личностей: Отара Иоселиани, Никиту Михалкова, Вадима Абдрашитова. А ведь в советские времена для этого нужны были не только энтузиазм, но и связи, в частности, с бюро кинопропаганды, с директором кинотеатра, который раз в неделю ходил на специальные просмотры, решая, что брать, а что не брать в прокат.

В советское время о гражданском обществе на уровне официальной культуры никто ничего не знал. И киноклубы были точками, где оно формировалось. Именно в киноклубах можно было посмотреть фильмы, не выходившие в широкий прокат. Если говорить о клубных показах в кинотеатрах, то и сегодня мало что изменилось. С одной стороны, дома ты можешь посмотреть все, что угодно, а на большом экране – только мейнстрим, и в кинозале – случайная публика, жующая поп-корн. Поэтому люди идут в киноклуб в ЕЦ или в «ДК- киноклуб». Здесь пространство для «своих», для тех, кто считает кино искусством. И, значит, ждет от фильма смыслов, готов на диалог с автором.

К слову, когда вместе со студентами в 2005 году мы придумывали название нашего клуба, то отталкивались от того, что лучшие киноклубы были в Домах или Дворцах культуры. А еще место прописки киноклуба – Дом Кино. Так и родилось имя «ДК».

Председатель свердловского отделения Союза кинематографистов Владимир Макеранец поддержал идею создания киноклуба и «ДК-Киноклуб» обрел свой дом в малом зале Дома Кино. Помимо нашего отделения Союза кинематографистов, учредителем клуба стал Гуманитарный университет, ректор которого, Лев Абрамович Закс когда-то был киноклубовцем «Логоса». Когда клуб открылся, в городе была очень скромная кинопрокатная политика, поэтому мы делали много ретроспектив, в организации которых нам помогали иностранные консульства и культурные центры Альянс Франсез и Гете Центр.

Сегодня работа киноклуба в публичном пространстве – это всегда проблема соблюдения авторских прав, а общение с продюсерами и дистрибьютерами, как правило, упирается в финансы. И это новая реальность, с которой не сталкивались советские киноклубы.

Было прекрасное время спецпоказов в Доме кино, когда Александр Прохоров (сегодня директор кинотеатра «Кинодом») арендовал кинотеатр у Союза кинематографистов. Наш киноклуб объединился с его желанием и возможностями показывать хорошее кино. В зале всегда сидела элитарная публика, в числе которой можно было увидеть: Виталия Воловича, Татьяну Брусиловскую, Дмитрия Лисса, Ольгу Викторову... Все это было очень важно для студентов. «Было», потому что после вынужденного ухода Прохорова киноклуб в режиме «спецпоказа» с новым руководством (областной фильмофонд) просуществовал недолго.

В последнее время аудитория киноклуба (студенты, творческая и техническая интеллигенция) перемещается в Ельцин Центр, поэтому на протяжении двух лет я провожу образовательные кинопрограммы и в том числе и там. И все-таки, место прописки киноклуба – Дом кино, пристанище, в котором в конце прошлого века мы встречались с Эрнстом Неизвестным, Борисом Васильевым, Эльдаром Рязановым, многими другими. Дом, в котором 16 лет проходит Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». Собственно говоря, сегодняшняя жизнь киноклуба связана с фестивалем, ведь вся команда – из киноклубовцев, большинство заседаний «ДК» в течении года представляет собой просмотры программ участников «Кинопробы». Это не только «Эхо Кинопробы», но и лаборатория «Кинопробы», где мы наслаждаемся молодым кино и устраиваем скайп-обсуждения с авторами.

«ДК-киноклуб» пришел на «Кинопробу» сначала в качестве зрителя. Но уже на втором фестивале мы решили выпускать газету. А с третьего, 2006 году я была приглашена возглавить фестиваль, учрежденный Свердловским отделением союза кинематографистов.

Наш разговор с Лилией Михайловной Немченко плавно перешел к еще одной важной теме – Международному ежегодному фестивалю-практикуму киношкол «Кинопроба», директором которого она служит. Это интервью будет опубликовано в начале 2021 года. Именно тогда в рамках Мультимедийного проекта о культуре вашему вниманию будет представлена полная версия материала об УРАЛЬСКОМ КИНОПРОИЗВОДСТВЕ. Вас ждет множество интересных встреч со знаменитыми кинематографистами, архивные киноматериалы, любопытные факты.

В числе прочего Вы узнаете: Почему уральская «Кинопроба» признана уникальной фестивальной площадкой? Какие знаменитости в разные годы были гостями фестиваля? Какие воркшопы будут проведены на ближайшем фестивале?

Текст Ксении Шейнис / Культура-Урала.РФ

Вас также могут заинтересовать