# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

ДОКтор кино

Глава авторского лонгрида Ксении Шейнис к 110-летию кинопроизводства на Урале

Компания «СНЕГА» – одна из трех ведущих киностудий Урала почти два десятилетия. На этой фабрике производства фильмов основным направлением движения логично было выбрано документальное. Что объяснимо, ведь управляют компанией лучшие специалисты документального сегмента индустрии. Глава производства – гуру документального кино Георгий Негашев. Директор Открытого фестиваля документального кино «Россия», продюсер, кинорежиссер, снявший более трех десятков документальных картин, удостоенных самых престижных кинонаград. Наша беседа с Георгием Александровичем о прошлом, настоящем, будущем.

– Студия «СНЕГА» создана в 2003 году. А до нулевых в вашей жизни была Свердловская кинокомпания. Как работали в тот период, когда уже не было старой жизни, прежней студии и еще не случилось свое творческое пространство?

– Свердловской киностудией я руководил почти 10 лет, до 2003 года. Был сложный период безвременья, непонимания, рейдерства. Почему оказался директором киностудии? Так ведь никто не горел желанием управлять, когда никакой ясности, финансирования нет, кинопрокат умер, да и просто опасно для жизни. К слову, фильм Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен» очень достоверно показывает, как все было: и про бандитов, и про нелепицы с отключением энергии, тепла, воды, про многое… Работали, как на войне. А потом…

Потом, когда я оставил киностудию, времена уже были другие. В этом же году состоялась государственная регистрация Кинокомпании «СНЕГА». Сформировалась внушительная команда единомышленников, сильнейший состав: режиссёр Ирина Снежинская (она же и была «мотором» всей организации), отличнейший редактор Валерий Савчук (ранее – руководитель творческого объединения «Надежда» Свердловской киностудии), журналист, редактор Татьяна Батурина, оператор, заслуженный деятель искусств России Евгений Цигель, киноинженер Владимир Шаров. Вскоре появился тогда ещё тележурналист Андрей Титов (ныне уже опытный режиссёр ). За ним пришли режиссёр Павел Фаттахутдинов, монтажёры Светлана Боброва и Ольга Таланцева.

Первым фильмом кинокомпании стал режиссёрский дебют Андрея Титова «СССР – Россия – Транзит». Начало и для студии, и для режиссёра получилось уверенным. Сразу более десятка призов и наград российских и международных фестивалей. Следующим в дело включился Анатолий Балуев, к тому времени уже лауреат государственной премии. Вместе с оператором Ириной Уральской, приглашённой из Москвы, они сняли картину о Демидовых «Сан-Донато» (к слову, позднее с Ириной Уральской мы сняли две игровые картины)

«Сан-Донато» стал участником конкурсной программы Международного фестиваля документального кино в Амстердаме (IDFA), как единственный представитель России.

Ну, а дальше решили расширять диапазон и начали производить анимационные фильмы, ориентируясь на детское и авторское кино.

Первой в ряду дебютантов была картина 2005 года «О чем не знал дедушка» Диляры Сильницкой (художник Максим Смагин). Эта работа стала участником конкурсных программ МКФ в 2006 г в Тунисе, Требоне, Анси, Суздале и др. Фильм удостоен приза «Bronze Frame» и специального приза «За лучшую анимацию» IV Фестиваля «Невиданное кино» в Эстонии так же в 2006 г.

Тогда же в 2005 году родились дебютные работы режиссера Анны Соркиной и художника Ирины Голдыревой  и «Вурдалак» Нины Бисяриной, ставший в 2006 году призером многих фестивалей, в том числе московского фестиваля «Святая Анна», Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, МКФ «Золотой Витязь».

Успешным был дебют 2007 года режиссера-аниматора Елены Лапшиной и художника Евгения Лаврентьева «Девочка, наступившая на хлеб».

В 2008 году на студии поставлены еще три анимационных фильма. В числе которых был дебют Анастасии Соколовой «Снегур», прокатившийся по фестивалям мира и ставший победителем МФ анимационного кино Cyber souse в Китае.

В том же 2008-ом Нина Бисярина сделала фильм «Поездка к морю», удостоившийся главного приза на МКФ «Крок-2009» на Украине, в 2010-ом – приза за режиссуру XV Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале и приза «За лучший анимационный фильм» на XIX фестивале Российского кино «Окно в Европу» в Выборге.

По материалам книги Натальи Кирилловой

«Кино Урала: от прошлого к будущему».

Екатеринбург. «Уральский рабочий», 2013 г.

– Производство фильма дело не дешёвое. Откуда берутся средства?

– Ежегодно минкультуры РФ проводит тендер среди претендентов на получение субсидий, то есть, государственной поддержки производства фильмов. Мы в этих тендерах участвуем и выигрываем. Кстати, все наши фильмы отмечены призами и наградами фестивалей российских и международных, но далеко не все эти свидетельства умещаются на стенах студии.

– Одно время в кинокомпании «СНЕГА» снималась кинолетопись. Кажется, журнал назывался «Уральский федеральный округ. День за днем».

– Было такое. В 2004 году министерство культуры решило выпускать по одному часовому летописному альманаху в год по каждому федеральному округу. Провели конкурс. В Уральском федеральном победили мы. К тому же нас поддержал полномочный представитель президента. Всего сняли три выпуска — в 2005, 2006 и 2007 годах. А потом министерство культуры производство кинолетописи прекратило.

– Почему было принято такое решение?

– Не знаю. Возможно, не хватало средств. Может быть, решили, что каждый федеральный округ должен сам позаботиться о своей истории. Впрочем, почему нет? Почему не образовать консолидированный бюджет из равных долей субъектов федерации, входящих в округ? Средства, прямо скажем, малозаметные для таких «титанов». И можно создавать кинолетопись, которая будет востребована будущими поколениями.

– На ваш взгляд, был ли смысл продолжать выпуск журнала?

– Конечно был есть! Вы знаете, что период начиная с 90-х годов и до сегодняшнего дня практически не представлен кинохроникой в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Дыра в 30 лет! А ведь это главный источник визуальной истории нашей страны. Например, не так давно мы работали над 4-х серийной документальной эпопеей «Равная величайшим битвам» – рассказ об эвакуации во время Великой отечественной войны. Как бы мы делали этот фильм, если бы не было военной кинохроники, если бы фронтовые операторы не жертвовали собой, чтобы зафиксировать в метрах плёнки события войны?

«Документальный фильм-эпопея «Равная величайшим битвам» стал большим событием 2016 года (режиссеры Георгий Негашев, Андрей Титов, Павел Фаттахутдинов, автор сценария Валентин Лукьянин). Название фильма родилось из знаменитой фразы полководца Победы, маршала Советского Союза Георгия Жукова: «Народная трудовая эпопея по эвакуации и восстановлению производственных мощностей в годы войны по размаху равна величайшим битвам Второй Мировой войны».

В фильме использована уникальная советская и немецкая кинохроника, редкие фотоматериалы времен войны. Режиссеры мотались по всему Уралу, сняли более четырехсот часов рабочего материала. И обидно, что в итоге – только четыре серии фильма по 48 минут каждый.

…Историки, сыплющие цифрами и техническими терминами, подобраны замечательно, они все «в теме», все рассказывают со знанием дела. Но… вдруг в кадре появляются очень старые люди, которым пришлось детьми становиться к станкам. В закадровом тексте подчеркивается: не младше 11-ти лет!

И старушка вспоминает, как пацан взял проволоку, нанизал на нее шестерню и по проходу в цехе эту шестерню катал – ребенок же еще… Но ведь этот же мальчишка победил в Великой Отечественной!

Голос за кадром сообщает об инженерных достижениях военного времени, а в кадре появляется женщина, которая тогда была девчонкой, и вспоминает, как сшили тапочки из клеенки, покрасили их лаком, каким болванки красили, и бежали на танцы. Билетов на танцы было мало, а желающих гораздо больше… И пролезали через окна, танцевали, а потом возвращались домой без сил…

Две основные линии в фильме – государство, которое отдавало приказы об эвакуации, и люди, которые эти приказы претворяли в жизнь. О государстве -- очень интересно. Но, когда люди вспоминают, как это все было, слезы появляются неизбежно. И хочется их послушать, просто посмотреть на совершивших невозможное. Но воспоминаний ветеранов до обидного мало».

Из книги Натальи Кирилловой

«Уральское кино. Время. Судьбы. Фильмы».

Екатеринбург. Из-во Урал. университета, 2016 г.

– Что вы считаете основным в работе компании в начале пути и спустя время?

– И тогда, и сейчас, и вообще всегда главное – люди, твои товарищи по работе. У нас в компании сложилась атмосфера дружбы, к которой мы очень бережно относимся. Бывает, конечно, ругаемся. Но все по работе, из-за неравнодушного отношения к делу. Сформировался порядок всё делать вместе. Когда идет работа над тем или иным фильмом, безучастных нет. «Моя хата с краю» – не наш принцип. И очень хочу, чтобы моих коллег приглашали на фестивали, чтобы они получали призы и становились известными.

– Молодежь сама к вам приходит или есть необходимость искать новые руки и головы?

– И так, и так. Движение должно быть встречным. Только в этом случае обязательно будет успех. Так случилось с Натальей Саврас. Она появилась, когда начинали снимать ленту «Равная величайшим битвам». Наташа моментально включилась в работу в качестве ассистента режиссёра. К слову, в прежние времена все режиссёры так и начинали. Фильм был очень трудоёмкий и Наталье пришлось заниматься весьма ответственными вещами, вплоть до самостоятельных съёмок. Зато после этого смело запустили её на дебют в качестве режиссёра. Получился фильм «Счастье не за горами». И сразу начались фестивали, посыпались призы.

Вообще же кадровая проблема существует. Ведь раньше, как было: после окончания ВГИКа следовало распределение на одну из студий страны. И здесь выпускнику предоставляли жильё, стабильную работу, что, конечно, привязывало к месту. Сегодня после обучения в столице, выманить оттуда человека уже крайне сложно. Так, приток профессиональных кадров в провинцию прекратился. Кроме того, телевидение и крупные компании активно поглощают специалистов. В частности, операторов, которые и вовсе на вес золота каждый. Безусловно, такое положение дел понятно – стабильная работа и зарплата. У студий же – от фильма к фильму. Только вот на телевидении, в силу его форматности, очень стеснённые условия для творческого роста того же оператора. А в кино – полный простор.

До недавнего времени у нас в РГППУ готовили операторов, продюсеров, звукооператоров (последних особенно качественно). Именно из этого вуза в «СНЕГА» пришли звукорежиссёр Евгений Чемакин и продюсер Максим Костарев. Но сейчас всё «выдохлось». Больше у нас по этим специальностям нигде в городе не готовят. На свердловской киностудии существует школа, теперь она, кажется, называется «киноакадемия». Когда я работал на киностудии, стоял у истоков этой школы. Мы с ректором ВГИКа подписали договор о целевой подготовке специалистов для Свердловской киностудии. По нашему направлению абитуриенту, прошедшему вступительные испытания, предоставлялось бюджетное место. Условие было одно – после обучения во ВГИКе специалист должен был вернуться на Свердловскую киностудию. Так вот школа создавалась для подготовки ребят к поступлению во ВГИК, то есть нечто вроде подготовительных курсов. Но задача выпустить дипломированного специалиста не ставилась. Необходимо было дать внятные основополагающие сведения о профессии. Руководил школой режиссёр Анатолий Степанович Стремяков. Преподавал Ярополк Леонидович Лапшин. Ну а теперь, это скорее кружок художественной самодеятельности, хоть и «академия».

– Полагаю, только с аниматорами проблем нет?

– За это спасибо Архитектурной академии и, персонально, замечательным мастерам Оксане Черкасовой и Алексею Караеву. Их выпускники, без преувеличения – надежда уральской, да и российской анимации. Ребята к нам приходят, снимают первые фильмы и сразу их с дебютами приглашают на российские и международные кинофестивали. Призы и дипломы – уже привычная для нас, но всегда являющаяся предметом гордости, реальность. Одними из первых в «СНЕГАХ» появились Анастасия Соколова и Нина Бисярина – сразу с громким стартом.

– «СНЕГА» в своей работе делают ставку больше на авторский взгляд, внутренние переживания художника, а не на коммерциализацию. Появляются ли мысли создавать прибыльные проекты?

– Студия делает ставку на раскрытие духовного смысла человеческой жизни. В этом заключается задача искусства. А извлечение прибыли больше подходит для материального производства. То, что мы видим в мультиплексах, имеет отдаленное отношение к искусству. Это аттракцион, продукт, обслуживающий развлечение. Не случайно эти кинотеатры расположены в торговых центрах. Документальному кино там делать нечего. Документальное кино – искусство элитарное. Массовому зрителю оно не всегда понятно. И не случайно во все времена искусство существовало благодаря поддержке – государственной или меценатской.

– Каково соотношение госсредств, собственных денег, вложений меценатов в производстве?

– Нет сегодня никакого меценатства. В лучшем случае оно проявляется в том, что нам заказывают фильм, как художнику заказывают портрет. Но это бывает не часто. В основном снимаем при государственной поддержке министерства культуры РФ. Некоторое время назад выполняли заказ администрации Екатеринбурга – снимали фильм о подготовке города к чемпионату мира по футболу. Работали с большим интересом, увлеченно, на совесть. И, по-моему, хорошо получилось. Правда, так старались, что денег не хватило, хотя сумма была выделена оптимальная. Вот тут собственные скромные средства пришлось привлечь.

– Анимация тоже сугубо авторская история, где ни о какой коммерции речь не идёт?

– Почему не идёт? Идёт. Но тогда анимационный фильм должен быть полнометражным. А это уже забег на длинную дистанцию. Требует специальной подготовки. И планы вынашиваем. Планы есть.

– На студии снимается игровое кино. Его немного, но то, что есть очень достойно. Прекрасные были созданы картины для юного зрителя.

– Да, есть и такой опыт. На «СНЕГАХ» было создано два фильма для юного зрителя и альманах дебютов: три короткометражки. В 2008 году вышла картина Павла Фаттахутдинова «Двенадцатое лето», вызвавшая резонанс и получившая множество наград первой величины на российских и зарубежных кинофестивалях. Удачной стала и моя работа 2010-го года «Последняя игра в куклы». Работа получила 24 приза на МКФ и ВКФ 2010-12 гг. Одной из главных удач картины я считаю прекрасный материал, на основе которого она была снята –сценарий Надежды Кожушаной.

А какие исполнители! Я говорю прежде всего о детях. Мы просмотрели на пробах 7 тысяч детей. Мучительно выбирали главных героев и не ошиблись. Вот они у меня на фотографии (режиссёр показывает снимок с юными актёрами). Они замечательно сыграли свои роли в фильме. Ну а картина сыграла свою роль в судьбе некоторых из них. Исполнительница главной роли Анна Патокина из Краснокамска завершает обучение на актёрском факультете ГИТИСа, Елизавета Попова из Перми – на операторском факультете ВГИКа, Тимофей Фастовский из Новосибирска – на операторском факультете Института телевидения. Профессиональных актёров было немного, но зато какие! Одна только народная артистка России Екатерина Васильева чего стоит! Остальные роли были отданы непрофессионалам. Так, школьных учителей играли школьные учителя.

– Удачно сложились обстоятельства, подобралась хорошая команда или здесь можно говорить о вашей личной привязанности к детскому кино?

– Ну, команда у нас всегда хорошая. Моя же личная привязанность основана на переживаниях о том, что юному зрителю предлагаются в прокате только ленты иностранного производства. Очень печально. Но ведь у нас такие талантливые дети! С их участием много хороших фильмов можно снять. Когда-то так и было. Вспомните фильмы Ролана Быкова, чудесное кино «Приключения Петрова и Васечкина», много, много было лент...

И, да, мне очень нравится с детьми работать. Говорят, это сложно. Неправда. Если ребёнку внятно объяснить, что ему делать на площадке (делать, а не изображать), он справится великолепно. И режиссёру «из штанов выпрыгивать» не придётся. За всё время работы над фильмом я голос повысил только дважды: один раз в воспитательных целях, а второй, чтобы актрисе помочь справиться с эпизодом. А вообще – счастливые были времена!

Первоначальная судьба фильма «Последняя игра в куклы» была исключительно фестивальной – 24 награды международных и российских малых и больших фестивалей и за картину в целом, и за лучшую детскую роль, и за лучший сценарий, и за создание лучшего детского ансамбля, и за лучшую музыку (композитор – Алексей Рыбников). Одна из самых больших удач картины – приз Детского фонда UNICEF ООН. Но и прокатная судьба ленты сложилась вполне удачно.

По материалам книги Натальи Кирилловой

«Кино Урала: от прошлого к будущему».

Екатеринбург. «Уральский рабочий», 2013 г.

– Есть мысли вернуться к детскому игровому кино?

– Мыслей много. Наш сценарный портфель набит плотно. И не только детскими проектами. Например, несколько лет назад выкупили в США права на экранизацию романа Нины Фёдоровой (Рязановской) «Семья» о судьбах русской эмиграции в Китае. Теперь ищем возможность воплотить проект в жизнь. Точно также и с детскими проектами. Всегда есть технические сложности. Вся жизнь состоит из решения проблем. Что ж, будем решать.

– Есть еще одна достаточно важная точка и для Вас лично и для кинокомпании в целом – руководство проведением Открытого фестиваля документального кино «РОССИЯ».

– Фестиваль «Россия» – достояние нашего города, а теперь уже и области, поскольку к настоящему времени мы существенно расширили географию мероприятия. Уже давно подключились: Нижний Тагил и Новоуральск, вслед за ними – Невьянск и Верхняя Пышма, а теперь и Полевской, Алапаевск, Верхняя Салда. При поддержке Фонда президентских грантов в этом году уже в третий раз провели самостоятельный и равноценный основному конкурс телевизионных документальных фильмов. Фестиваль находится в стадии активного роста. В этом году, несмотря на все карантинные обстоятельства, страхи и опасения, с 23 по 28 ноября состоялся XXXI фестиваль. Нам удалось его провести в смешанном режиме — в Доме кино и на других площадках-партнерах (например, в библиотеке имени В. Г. Белинского), со всеми пандемическими предосторожностями, а так же он-лайн. Я очень этому рад, ведь документалисты со всей нашей страны и ближнего зарубежья стремятся приехать в Екатеринбург, ждут этой возможности.

– Что привлекает адептов документального кино в фестивале?

– Прежде всего, это самый авторитетный на территории России фестиваль данного направления. Кинематографисты стремятся попасть на наш экран и встретиться с нашим зрителем. И такого зрителя нет нигде. Поверьте, мне есть с чем сравнить. Бывает, заходишь в зрительный зал на просмотр конкурсной программы, а там три человека, или вообще никого – только режиссёр в зале сидит, свой фильм смотрит. И что это за «кинофорум» без зрителей!?

– А какой у нас зритель?

– Чуткий, проницательный, заинтересованный, понимающий…

Фестиваль, помимо того, что это праздник, дарит обсуждения, дискуссии, доброжелательную критику, обмен опытом и идеями. И порой трудно догадаться, кто вступил в разговор – рядовой зритель или профессиональный кинематографист. Кстати, вот подобное общение – ещё один привлекательный момент для наших коллег, благодаря которому участники фестиваля, покидая его, увозят с собой не только призы и дипломы, но также новые замыслы и планы. Зритель же, покидая фестиваль, обогащается свежими знаниями, узнает, как и чем живут люди в разных уголках нашей страны.

– Некоторое время назад закрылся кинотеатр «Салют», в котором много лет подряд проводилось открытие и закрытие фестиваля. Какая площадка заменит привычное место?

– Да, ликвидация старейшего в городе кинотеатра, кстати, единственного, расположенного не в торговом центре – прискорбное событие для нашего фестиваля. «Салют» фактически – его колыбель. Для меня лично – это тоже утрата. Когда-то в далёком детстве я впервые увидел кино именно там. Если память не изменяет, фильм «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Кинотеатр был детским и назывался тогда «МЮД». Не считаю решение о ликвидации «Салюта» разумным. Ну что же… Теперь мы находимся в поиске другого идеального зала для проведения церемоний открытия и закрытия фестиваля. Так, в этом году пристанищем стал Екатерининский зал Свердловской детской филармонии. Основная же, рабочая часть фестиваля как обычно прошла в Доме кино. Учитывая нынешнее положение, и в надежде, что ситуация изменится, мы отодвигали сроки проведения на конец ноября, но избежать ограничений и онлайн формата не удалось. Но, полагаю, мы достойно справились, освоив и новый фестивальный формат. Важно, что гостей, зрителей, участников меньше не стало. Значит, двигаемся дальше. И ждем всех уже на XXXII фестивале, приходите, приезжайте!

Текст Ксении Шейнис, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ

Вас также могут заинтересовать