Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

«Райские сады Вячеслава Михайлова» в галерее Синара Арт

Вячеслав Михайлов родился в Ставропольском крае в 1945 году. В детстве жил в Ростове-на-Дону, трижды пытался поступить в ростовскую художественную школу и трижды получал отказ с обидной формулировкой «ввиду полного отсутствия дарования». Уже после армии Михайлов поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.

«Блестяще закончил его и именно здесь сложился как выдающийся рисовальщик и художник с сильной академической школой. Бунтарский же характер побудил художника к поискам собственного стиля и визуального языка, найти который Михайлову удалось довольно быстро», - говорит арт-директор галереи Дарья Костина.

Особенность стиля художника выражается прежде всего, в рельефности его живописи. Выразительность и эмоциональность работ Михайлов наращивает за счет их объема и рельефности. Этот эффект достигается благодаря использованию левкаса. Левкас – тип грунта, который состоит из мела и клея. В основном используется в иконописи при подготовке плоскости к сусальному золочению. Что касается художественного языка, то по мнению Дарьи Костиной, «Михайлов – абсолютный виртуоз и знаток мировой истории живописи. В своих работах он соединяет переработанные и освоенные, где-то заново открытые, где-то по-новому интерпретированные приемы античных скульпторов, титанов Возрождения, мастеров XVIII века, а также завоевания модернизма, что особенно ощущается в его абстрактных композициях».

В Галерее Синара Арт выставлено сейчас 30 работ, которые художник лично отобрал для екатеринбургской экспозиции. Они представляют пять различных серий. Какие-то картины были написаны 15 лет назад, другие совсем свежие – начала этого года или конца прошлого. Как, например, впечатляющий полиптих «Четвертая война», напоминающий фриз античного портика. «Четвертая война» - это цитата из письма Альберта Эйнштейна президенту США Гарри Трумену. «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая – палками и камнями», – написал Эйнштейн, имея в виду деградацию человечества, допустившего третью мировую войну, разрушившую цивилизацию.

Примечательно, художник приоткрывает здесь некое закулисье и показывает все этапы работы над картиной. Если смотреть на полиптих слева направо, можно увидеть и грунт, и подмалевок, и намеченные карандашом и углем силуэты героев. Вот, что сам художник говорит об этой работе:

«Рисунок оставлен, чтобы показать процесс создания картины. Это с одной стороны. С другой – я современный художник и делаю современную картину. И этот прием делает ее острее и неожиданнее, непохожей на Классицизм, Ренессанс и т.д. Завершение картины – не в ремесленной сделанности, но в драматургии. Именно она создает произведение».

Серия «Райские сады», давшая название всей экспозиции, представлена практически полностью абстрактными работами, за исключением одной – «Ева» или «В ожидании Адама». Абстракции Михайлова строятся на системе рельефов и цветовых пятен. И что примечательно, это не хаотичные абстрактные композиции, как, предположим, у американских художников Джексона Поллока или Марка Ротко. У Михайлова чувствуется строгая выверенность и система. Рай для художника, кажется, это всеобщие гармония и благоденствие, вне зависимости от контекста или обстоятельств. Не случайно в этой серии соседствуют такие работы, как «Тибет», «Лето» и, предположим, «Линцская симфония Моцарта». Что еще примечательно, рай Михайлова лишен традиционного мотива тоски об утраченном благоденствии и мотива изгнания.

Следующая серия на выставке - «Русский Север». Это понятие не только территориальное, но и культурное. К Русскому северу относятся традиционно Карелия, Вологодская, Архангельская и Мурманская области, а также Республика Коми. Особая аутентичная культура сложилась здесь в XVI - XVII веках. В XVIII веке при Петре Первом на Русский север, как и на Урал, бежали старообрядцы и несогласные с петровскими реформами. Русский Север воспели уже на рубеже XIX – XX веков художники, писатели и поэты, которые открыли эти места с особой атмосферой и традициями, деревянным зодчеством и ремеслами. На севере долгая зимняя ночь и короткий день. Зимняя ночь стала вдохновением для художника. Здесь также много глубокого синего цвета, абстракций, но угадываются и вполне конкретные архитектурные элементы – окна, элементы деревянной архитектуры.

Окно, кстати, образ универсальный и многозначный. Не случайно куратор выставки Дарья Костина разместила картины так, чтобы окна из серии «Русский Север» обрамляли полиптих «Четвертая война».

«Окна - это обращение к личному, вечному, а также к христианским символам и образам. Синий цвет в христианский символике – это цвет благочестия, смирения и прозрения. Плоскостность опять же отсылает к иконописной традиции.  А с другой стороны, это еще и авторское переосмысление традиций Русского авангарда, для которого икона в свое время стала источником вдохновения», - говорит куратор.

Ещё одним местом, вдохновляющим художника, стала Италия - центр античного древнеримского искусства, колыбель Возрождения. Михайлов является членом национальной ассоциации искусств Италарт, у него было много выставок в Италии и много любимых мест. На выставке представлено лишь две работы из итальянской серии художника - это «Большой канал в Венеции» и «Флорентийский мотив». Опять же эти работы тяготеют к абстракции и беспредметности, в которой угадываются, впрочем, городские пейзажи - не определённые места и памятники, а скорее собирательный образ пространства, которым художник восхищается, и которым стремится поделиться со зрителем. У него много произведений, связанных с Италией, но для большой персональной выставки в Екатеринбурге он выбрал лишь эти две контрастные работы.

И, наконец, еще одна очень важная для Михайлова, и самая сложная серия художника – «Комментарии к Евангелию». Шесть работ посвящены рождению, жизни и смерти Иисуса Христа – «Вход Христа в Иерусалим», «Моление о чаше», «Гефсиманский сад», «Поцелуй Иуды», «Распятие» и «Фома неверующий». В обход сложившимся канонам, все композиции строятся на крупных планах. Художник однозначно расставляет акценты, не даёт никаких деталей, которые увели бы взгляд зрителя от главного события и главного переживания. Страсти Христовы - вечная тема, здесь есть прямые отсылки к живописи Караваджо и Рембрандта - любимого художника Вячеслава Михайлова. Это хорошо чувствуется в работе со светом - с источником света и высвечиванием деталей в композиции. Внимательный зритель заметит в этой серии и наследование манеры Эль Греко, греческого художника Доменикоса Теотокопулоса, жившего в Испании. В истории искусств он считается основоположником маньеризма – направления, когда для усиления выразительности художники начали работать с деформацией предметов и человеческого тела.

И еще две работы в «Комментариях к Евангелию» – «Танец Саломеи» и «Георгий Победоносец», первый сюжет очень популярен в западноевропейской живописи, второй – в русской иконописи. Завершается же выставка серией, которой и открывается – «Райские сады». Разгадывая логику куратора, можно предположить, что это драматургическое завершение определенного пути, который проходит зритель по залу, как человек по жизни - начинает искать себя, пускается во все тяжкие, страдает, ошибается, извлекает определённые уроки, и в итоге возвращается в рай.

Текст Ирины Киселевой, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ.

25.08.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу