Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Времена года

Дорогие друзья! Мы от всей души желаем вам в новом году только хороших новостей, вдохновляющих встреч и новых творческих вершин. Мы верим, что в 2022 году нас всем ждет много интересных событий. Одним из них станет 90-летие Свердловского отделения Союза художников России. Именно поэтому каждую страницу нашего календаря украшают живописные работы уральских художников – членов Союза. Мы хотим, чтобы этот календарь стал нашим скромным вкладом в подготовку к значимой дате.

И пусть искусство сопровождает вас весь юбилейный год!

ЯНВАРЬ

А.В. Золотухин. Деревня.

Анатолий Золотухин окончил Свердловское художественное училище. С 1976 года член молодежного творческого объединения, с 1978 года член Союза художников СССР. Участник городских, союзных, зональных, ряда республиканских выставок 70-90х годов. Работы находятся в музеях России, зарубежья и частных коллекциях. Занимается станковой живописью. Работы публиковались в ряде печатных изданий России.

 

ФЕВРАЛЬ

Г.Н. Козлова. Петушиная горка. Триптих "Зимние праздники".

У Галины Козловой широкий жанровый диапазон - от детского портрета, русского пейзажа, лубочного натюрморта до тематических картин, особенно сказочной тематики, где реализуется любовь автора ко всему исконно русскому: традициям, обрядам, фольклору, праздникам и обычаям. В них свежий взгляд современного художника уживается с глубинным пониманием истоков русского искусства.

Продолжая традиции отечественного искусства, заложенные А.Н. Бенуа, С.Ю. СудейкинымК.Ф. Юоном, Б.М. Кустодиевым  и др., Галина Николаевна Козлова создаёт в картинеособое празднично-театрализованное пространство, полное динамики и жизнеутверждения. Стилизованный под лубок мир, где действуют сказочные законы, собирается вокруг деревянной фигуры петуха, оформляющей горку. Петух с языческих времён на Руси, сопровождая солнечных богов Жаждьбога и Ярилу, символизирует энергию, плодородие, победу света над тьмой, жизни над смертью. Его образ задаёт общее настроение картины, выраженное яркими и звучными цветовыми аккордами. Занимательные сцены (чаепитие, катание на лошадях, рыбная ловля, чинные прогулки дам и господ,  и др.) разворачиваются перед зрителем и в итоге сливаются в многолюдное действо -  апофеоз согласно-хорового народного единства, в котором каждый может быть счастлив.

МАРТ

В.В. Абрамов. Весенняя рыбалка.

Владимир Абрамов – разносторонний художник, проявляющий себя как живописец, график, дизайнер, блестяще владеет различными фактурами, техниками и материалами.  Манера штриха или линии у него экспрессивно-динамичная, активная; отказываясь от передачи мельчайших деталей, он подчёркивает лишь обобщенно-типические черты, умело расставляет акценты создавая своё измерение реальности.

Техникой акварели Владимир Абрамов владеет свободно и раскованно, в работе «Март», через трепетную зыбкость краткого, преходящего момента конкретного природного состояния, он передаёт своё впечатление от красоты бесконечного потока жизни. Четкая архитектоника построения, отражающая панораму деревенского пространства, тональная полихромность позволяет воплотить один из возможных для современного горожанина вариантов прикоснуться к миру природы.  Тёплые цвета и оттенки художник применяет в построении освоенного пространства, а отстранённо-холодные - для создания мира природных стихий (небо, гора, река), близких человеку, но так и не покорённых им. Пульсация световых пятен, контрастность колористической тональности позволяют уловить предвосхищение грядущей смены природных ритмов, почувствовать зыбкость и изменчивость воздушной среды.

АПРЕЛЬ

А.В. Ефремов. Апрель. Александровский проспект.

Алексея Ефремова можно по праву назвать певцом уральской природы: художник, объездивший полмира, не устаёт повторять, что Урал - самое любимое пространство на земле, его вечный источник силы и вдохновения. Важнейшая тема его творчества - старый Екатеринбург - город, давно ушедший из современной реальности, но сохранившийся в воспоминаниях тех, кто его помнит и любит. Городские пейзажи Алексея Ефремова выделяются особой лирической интонацией, психологической глубиной создаваемых образов, в его работах предельно обостренно выражено внутреннее переживание художника, его личностное восприятие хода творимой на глазах истории.

В городских видах Ефремова почти нет людей, но их отличает активный эмоциональный строй. В картине «Апрель. Александровский проспект» художник фокусирует внимание на группе деревьев, а для архитектурных строений избирает особый - угловой - ракурс, позволяющий нанизать их на диагональ дороги, уходящей вдаль и рождающей ощущение глубины зрительного пространства. Благодаря тончайшим градациям световоздушной среды, рефлексам при передаче различных фактур - воды, снега, дерева, камня - становится возможным уловить особое природное состояние и наполниться тем настроением, которое характерно для весенних эмоций.

МАЙ

К.С. Бородин. Братцы-кролики. Диптих.

Творчеству Кириллу Бородина свойственно обращение к острым общественным проблемам, которые он раскрывает, применяя раскованную, артистически свободную манеру письма. Персонажами его картин часто становятся животные, становящиеся воплощением социально-психологических типажей или олицетворением черт характера. Художник намеренно укрупняет оптику, максимально приближает объекты к переднему плану, фокусирует внимание на эмоциях и переживаниях главных героев.

Выявление художником нехарактерных видовых качеств рождает ощущение парадоксального течения реальности. Миролюбивые кролики, живущие всегда большими группами, предстают в картине ироническим воплощением человеческих характеров, выражающихся в мимике и жестах. Преобладающая тёплая цветовая гамма в создании образов животных выталкивает их на передний план, усиливая эффект укрупнения и оптической фокусировки, а тревожный чёрный фон, усложнённый разноцветными всполохами, позволяет совместить постановку проблемы с ироничным отстранением и противоречивыми эмоциями.

ИЮНЬ

С.В. Тарасова. Непроходимый лес

Картины Светланы Тарасовой – всегда ярко выраженное лирическое высказывание о красоте окружающего мира. Её полотна впечатляют цельностью формы и идейного выражения, удивляя то прозрачной ясностью замысла, то гармоничной уравновешенностью композиции, то напряжённо-насыщенным колоритом.

Благодаря звучному интенсивному цвету, выразительной пластике, энергичным ритмам, активной пульсирующей линии, игре фактурами знакомый пейзаж в интерпретации мастера обретает волнующие, сказочные, почти фантастические формы. Точно подобранный язык позволяет передать замысел художника, выражающий восхищение и преклонение перед силами природы, свободно владеющей неподвластными человеку стихиями. Горизонтальный формат и вертикальная ориентация холста, столкновение текучей пластики и жёсткой геометрии природных форм, живописно-колористический строй способствуют наиболее точному выражению замысла. Прихотливо раскиданные плотно-массивные, поросшие растительностью каменные глыбы, расположенные на переднем плане, визуально отдаляют внушающую опасность лесную чащу, воплощённую художником через организующие хвойные заросли остроугольные ритмы.

Огромную роль в создании общего настроения полотна играет зелёный цвет, обладающий особенно сложными качествами, ведь в природе его не существует, он образуется при смешении жёлтого и синего. Контрастное сочетание цвета, ассоциативно вызывающего покой и умиротворение с напряжённым построением картины придаёт ей особенно волнующий характер.  

ИЮЛЬ

М.А. Житников. Большая удача - результат усилий каждого

Авторский язык Михаила Житникова отличает умение мыслить большими масштабами, мастерское владение композицией, стремление к обобщённости формы, своеобразие пластических решений, сознательный колористический аскетизм. Каждая картина художника - это, с одной стороны, определённая история, выраженная в конкретике момента, с другой, - философское размышление об окружающем мире и о внутреннем пространстве отдельной личности.

В работе «Большая удача – результат усилий каждого» художник призывает зрителя задуматься о многомерной природе человека, который в каждый период истории пытается найти баланс между социальным и индивидуальным, инертностью и активностью, деструкцией и созиданием. Самобытность художественно-изобразительного языка художника позволяет в лаконичное композиционное и цветовое решения, неожиданное сопряжение ритмического и пластического построения вложить и субъективное переживание отдельного человека, и обобщённо-философское осознание о переусложнённости и многовекторности современного мира.

АВГУСТ

Ю.П. Ужегов. Летний полдень.

Диапазон творческой деятельности Юрия Ужегова весьма обширен - от  декоративно-монументальных композиций до книжной иллюстрации, но сам художник тяготеет к станковой живописи. Динамический баланс между цветом и пластической формой,  вниманием к натуре и обобщением наблюдённого материала, повышенная эмоциональность и рациональное отстранение рождает наполненные вибрирующей, светоносной живописной фактурой образы, выражающие его лирически проникновенное отношение к окружающему миру.

По словам народного художника Виталия Воловича, «из многообразия впечатлений Юрий Петрович Ужегов отбирает самое существенное - простую, непридуманную красоту природы, свежо и сильно увиденную им. Эта глубоко личная интонация рождает особое доверие к его искусству, к искренности и непосредственности его художественного высказывания»Увиденный художником типичный уральский пейзаж через чёткое структурное построение и тонкую колористическую нюансировку выражает его отношение к природе как к средству воплощения гармонического единства мироздания.

СЕНТЯБРЬ

А.Г. Прохоров. На Сибирь.

Андрей Прохоров в своём творчестве тяготеет к жанру исторической живописи. Для его работ характерна монументальность, проявляющаяся в живописном языке и смысловом строе произведений. Он обращается к переломным этапам русской истории, которые рассматривает как взаимодействие народных масс иотдельных личностей. Но даже самые драматичные или трагичные её страницы в интерпретации автора всегда ориентированы торжество Русского мира, основанного на идеалах справедливости, гуманизма и правды

Картина Андрея Геннадьевича Прохорова посвящена сибирскому походу казачьего отряда Ермака на террирорию Сибирского ханства (1581-1585), положившего начало русскому освоению земель за Уралом. Художник создаёт  образы, обладающие большой силой мысли, наглядности, переживаний, точно передаёт характерные черты национального своеобразия мифологической картины мира и быта русского народа. Широта и эпический размах,драматизм происходящего выражены в композиционном построении полотна и напряжённом колорите, где цветовые аккорды красного и зелёного звучат особенно эффектно на фоне холодной серо-голубой гаммы. Художник демонстрирует специфическую красоту и величие русской природы, в которой действуют персонажи, соразмерные ей  по силе и энергии.

ОКТЯБРЬ

Ю.Г. Непокрытая. Перцы на черном.

Источником вдохновения для Юлии Непокрытой всегда является натурный импульс. Точное конструктивное мышление и избыточная эмоциональность, рациональная взвешенность и чувственная захваченность позволяют ей в одном холсте сочетать аполлоническое и дионисийское начала, воплотить динамическое равновесие между гармонией, мерой, ясностью дня и страстью, волнением, ликованием ночи, выразить диалектическое единство мира. Смелое сочетание круговой центрической композиции с упругой живописной пластикой, помноженное на цветовые контрасты, передают динамику и сложное многообразие современного мира. Созревшие плоды перцев, явленные в момент максимального расцвета их самобытных форм, наполняют живописное полотно ощущением ликующей и радостной витальной силы. Большую роль в звучании холста играет фон, заставляющий звучать полотно терпкими цветовыми аккордами, выражающими одновременно драматичный и возвышенный строй.

НОЯБРЬ

М.А. Мамедов. Уральский мотив.

Графические и живописные работы Мирзы Мамедова отличает отчётливая лирическая интонация, тонкая проникновенность настроения, особая певучесть линий,  изысканная моделировка формы, выразительность пластических решений,  светоносность колорита. У него своеобразная палитра - построенная на тонкой цветовой нюансировке, она обладает, вместе с тем, скрытой энергией и эффектным артистизмом. 

Воплощая в уральском пейзаже идеализированный мир, для которого характерны пантеистическая тождественность макро-и микрокосма,  таинственная недосказанность и поэтическая одухотворённостьон выражает своё лирически созерцательное и трепетно-проникновенное отношение к окружающему миру.

ДЕКАБРЬ

Р.М. Фатхисламов. Уктус.

Руслан Фатхисламов работает в разных техниках живописи и графики, в том числе, печатной. Ведущий жанр в его творчестве - пейзаж, где художник высказывается раскованно и свободно. Он всегда отталкивается от натурного материала (природных или городских видов), становщегося основой для дальнейшего переосмысления, воплощённого в произведениях, отличающихся условностью и высоким уровнем обобщения. Владея серьёзным арсеналом средств художественной выразительности как графического языка, дающего ясность, остроту и точность, так и живописного, позволяющего передать тонкие эмоциональные переливы, художник воплощает своё полное тончайших нюансов высказывание.

Композиционное построение, позволяющее развернуть и максимально приблизить знакомый ландшафт (через ступенчатое композиционное построение от переднего плана до верхней точки холста, синкопические ритмы, пластические изыски, сдержанный цветовой строй), тонкая живописная нюансировка картины «Уктус» заставляет звучать её с особой трепетной интонацией, выражающей свежесть восприятия, поэтичность и глубокий психологизм переживаний автора.

Этот календарь – часть совместного информационно-просветительского проекта портала Культура-Урала.РФ и Свердловского отделения Союза художников России. Проект приурочен к 90-летию отделения и рассказывает о творчестве уральских художников и деятельности самого Союза. Все изображения (фотографии картин) и тексты предоставлены Свердловским отделением Союза художников России.

Благодарим за создание материала Свердловское отделение Союза художников России и лично Сергея Сагитовича Айнутдинова и Галину Александровну Шарко.

28.12.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу