Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Танцуют все!

В декабре состоялся юбилейный, десятый, Международный фестиваль современного танца «На грани», известный как в России, так и за рубежом масштабными, очень интересными программами, интеллектуальным осмыслением увиденного «по горячим следам» ведущими российскими критиками, экспертами, хореографами и абсолютно всеми желающими на ежевечерних открытых обсуждениях, а также невероятно теплой, доброжелательной атмосферой.

Радушным домом фестиваля с 2008 года является театр музыкальной комедии. Его легендарный директор Михаил Вячеславович Сафронов тогда с увлечением подхватил блестящую идею арт-директора «На грани» Ларисы Барыкиной создать международный проект и горячо поддерживал его все эти годы. В конце 2019 года Михаил Вячеславович ушел из жизни, и десятый, юбилейный, фестиваль с благодарностью посвятили его памяти.

По традиции фестиваль открывал на родной сцене «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» (коллектив «прописан» в Свердловской музкомедии). Премьерный спектакль «Я – Чайка» о времени первых полетов в космос (название – позывной Валентины Терешковой), воодушевления, прекрасных иллюзий и надежд на будущее, его герои – пионеры и взрослые. Это не нарративное танцевальное действие вызывает трогательное, щемящее и, одновременно, прекрасно светлое ощущение возврата в детство, цепляющее и вытаскивающее из глубины души и памяти яркие эмоции и воспоминания, что-то настоящее, подлинное, так важное нам сегодняшним. Тему космоса и что есть человек во Вселенной без привязки к эпохе представил и дебютант фестиваля – «Инновационный театр балета» из Калуги. Хореограф Омар Ражех (Ливан/Франция) поставил спектакль «Союз», вдохновившись личностью Циолковского. На сцене был перемещающийся, огромный, с отражающей поверхностью шар (явно символизирующий собой планету), с которым взаимодействовали танцовщики. Музыка «сфер» Шарбеля Абера (Ливан/Франция) представляла собой различные варианты техногулов и прочих «неземных» звуков. Часовое хореографическое «размышление», возможно, выиграло бы, будь оно более концентрированным, но высокий исполнительский уровень танцовщиков позволил наслаждаться движением как таковым.

На фестивале в разных вариациях была представлена «женская» тема. Большое впечатление произвел ироничный моноспектакль «Дюймовочка» Челябинского театра современного танца (хореография – Ольга Пона и Татьяна Крицкая, она же исполнительница), полный аллюзий и культурных знаков. История о любви и жизни, где показаны все этапы становления личности от девочки, верящей в сказки с хорошим концом, до женщины, многое пережившей и, наконец, освобождающейся от груза внутренних проблем. Все метаморфозы переданы через смену пластики. Вот она, как куколка бабочки, сбрасывает свой «детский» корсет-панцирь и, будто сломанная, собирает себя по частям, учится ходить и владеть собой, вот она невеста и вместо жениха – стена, на которую она буквально лезет, вот еще попытка в образе Мэрилин Монро привлечь мужское внимание. Затем наступает период активной и не очень радостной деятельности – условная проза жизни. С какой-то фанатичной исступленностью мастерит из ткани ребенка и вот она уже издерганная мать, превратившаяся в «крысу», которая остервенело отчитывает дитя. Вдруг пауза-осознание – стоя за лобовым стеклом машины с дворниками, что утирают слезы дождя под светлую музыку Пахмутовой, неподвижно переживает «не случившееся» (гениальная реминисценция на фильм «Три тополя на Плющихе»!), а потом под романтичные «Грезы любви» Листа в боксерской форме исступленно вступает в спаринг с метафоричной пустотой. Наконец, сбросив маечку, как змея старую кожу, позволяет себе стать собой и сначала идет, а затем бежит навстречу ветрам, дождям из лепестков роз, снежным бурям – свободная, в гармонии с собой, открытая всему новому.

К слову, некоторые сходные мотивы были в спектакле «Майя» екатеринбургского Танцевального театра «Фора» (брошенная невеста, эмоциональный выплеск через стилизованную драку, ироничный тон повествования). К сожалению, в рамках фестиваля «На грани» по техническим причинам были показаны только его фрагменты (подробности об этой достойной внимания постановке можно почитать в материале «Майя дома», размещенном в моей рубрике на сайте «Культура Урала»).

Еще одну «простую сказку» о судьбах женщин («а может и не сказку, а может не простую…») в совершенно инфернальном ключе показали «Провинциальные танцы». «Синяя борода» в хореографии Татьяны Багановой поразила «техногенностью» отношений и космической холодностью. Главный герой реально находится на другом полушарии земли (танцовщик Чарльз Слендер-Уайт, США), и взаимодействие с женщинами идет через видеосвязь, нормальные человеческие отношения разрушаются. Недаром борода здесь представлена не буквально, а многометровым синим шлангом, что оплетает тело Герцога, будто огромный змей, и при этом напоминает страховочный фал космонавта, соединяющий его с кораблем в открытом космосе. Возможно, страх затеряться в этом мире порождает жестокость.

О жестокости судьбы, женщине невероятной силы духа и воли к жизни был и зрелищный спектакль «Libertad» («Свобода») пермского театра «Балет Евгения Панфилова», посвященный жизни и творчеству мексиканской художницы Фриды Кало. Постановщики Алексей Расторгуев и Елизавета Чернова избежали сюжетности, показав основные вехи ее пути метафорически. У спектакля есть своя очень выразительная интонация, как музыкальная, так и хореографическая. Вынимающие душу песни Чавелы Варгас, красно-черно-белый колорит, «немногословная», но пластически очень точная Фрида – Мария Тихонова, карнавал смерти в финале (который показался открытым) и многое другое не могли оставить зрителей равнодушными.

Впрочем, был и абсолютно «мужской», фееричный спектакль театра «Балет Москва» – «Все пути ведут на Север», получивший в 2017 году «Золотую маску». Это совместная работа хореографа Карин Понтьес (Бельгия) с танцовщиками театра, созданная из их импровизаций и объединенная общей драматургической линией. Семь состоявшихся, уверенных в себе и знающих друг друга мужчин во всевозможных ситуациях проявляют себя по-разному. Место общения условно задается шкафами-трансформерами (офис, мужской клуб, карточный стол, диван и т.д.). В зависимости от этого под брутальные рОковые ритмы выстраивается определенная иерархия и отношения – от соперничества, агрессии до взаимопомощи и настоящего мужского братства. Следить за их мощными, практически силовыми, завораживающими своим совершенством и легкостью, виртуозными и «говорящими» хореографическими комбинациями невероятно интересно. А великолепные сольные «высказывания» обнажили у некоторых героев тонкие, невидимые на людях, струны души и показали яркую индивидуальность каждого, не нарушая цельность спектакля.

Человеческие отношения чаще всего становятся предметом размышления хореографов. И когда в искусстве животных наделяют антропоморфными чертами, мы понимаем, что речь все равно идет о человеке. Таков был спектакль омского Театра танца «нОга» «Лоси выходят в город». Рога и копыта в нем, конечно, отсутствовали, зато в избытке была неудержимая «лосиная» энергия, которую эзотерики, например, ассоциируют с женским началом и материнством, а также магией жизни и смерти. Поэтому не удивительно, что из «конца тоннеля» (как с того света) вышли нарядно одетые женщины с мужчинами и начался вечный природный «гон», когда надо найти партнера, да поудачней. Хореограф Ольга Горобчук относится к своим героям, как мне показалось, с глубоким сочувствием. На определенном этапе животное начало трансформируется у них в глубоко человечное: уходит все внешнее, наносное (сбрасываются одежды с блестками) остается незащищенное тело и разодранные в кровь обидами и страданиями душа и сердце (у танцовщиков на груди опоясывающие красные повязки). А еще обнажается сущностное понимание жизни. Наступает момент, когда на них снисходит «манна небесная» – очищающий белый сухой «дождь», и мы понимаем, что эти лоси-люди, вернее, их души, уже в раю. Это очень красиво, печально и высоко – прекрасная кульминация завершения или начала новой жизни. Собственно, они оказались закольцованы, и лосиная энергия вновь стала пульсировать в танце.

Другой спектакль с «представителями рая», которые «инспектируют» всех живущих на земле по поводу их грехов – «Игроки» в хореографии танцовщиков Челябинского театра современного танца Елены Пришвицыной и Владислава Морозова – невероятно остроумный, смешной, легкий и при этом глубокий. Лаконичный и меткий текст интерактивного зачина истории написан известным драматургом Константином Рубинским и отыгран танцовщикам прямо-таки с блестящим актерским мастерством: поинтересовавшись у публики об их грехах (и получив ответ!) три ангела в голубых элегантных пальто и шляпах сообщают, что покажут нам такое! И не разочаровали – 70 минут пролетели как единый миг. «Три кита» – вино, похоть и деньги провоцируют разные греховные ситуации, которые с потрясающим чувством юмора, невероятной хореографической изобретательностью и все с тем же актерским мастерством представили челябинцы. Никакого моралите, только аллегоричная констатация фактов! Очень шкодный финал – групповой сеанс «анонимных греховников», где каждый «пластически» представляется и как бы кается. Но заканчивается он тем, что у роковой брюнетки в красном вытягивают из-под платья красный бюстгальтер, кидают его стоящей на условном постаменте «серой мышке», которая, словно поэтизируя грехи, играет на нем как на скрипке, и мы понимаем – горбатого могила исправит…

Помимо вечных проблем художников беспокоят и актуальные, задевающие за живое вопросы. Так танцевальная компания «Окоём» (Екатеринбург) представила спектакль «Ок», главный посыл которого – тревога за готовность сегодняшнего человека в новой виртуальной реальности принимать сыплющиеся как из рога изобилия наставления о том, как «правильно жить» (вести бизнес, выстраивать отношения, стать идеальным и т.д.) и на все говорить окей, не замечая, что эти «мудрости» оборачиваются пошлостью, и, вставая в стройные ряды адептов всезнающих коучей, человек, особенно молодой, начинает мыслить штампами. Танцовщики периодически делают паузу в своем динамичном, отточенном дэнсе и сыплют зазывными слоганами.

Единственный зарубежный коллектив, которому удалось приехать на фестиваль – эстонский «Fine5 Dance theatre» обратился к другой больной теме. Основой спектакля стали размышления о пандемии, которая круто изменила весь мир. Время будто остановилось. Она подчинила всех новым законам, которые сходны своими подавляющими действиями на законы военного времени, и все это на фоне общей напряженной политической обстановки в мире. При этом никто не представляет истинного положения вещей, ведь все СМИ и интернет-пространство закидывает нас фэйковыми новостями и встает вопрос – как сохранить себя в таком фальшивом мире. Именно об этом спектакль «FN» («Fake news»). Видеозаписи рефлексий танцовщиков, собранные ими в период самоизоляции, похожие на самоуговоры («как быстро люди привыкли», «а так все хорошо, позитивненько», «начинаем разминку на диване») «цементируют» композицию постановки. Огораживающая лента, скомканная и закинутая в зал, становится метафорой «вброса информации», и в пластике танцовщиков мы читаем тревожное любопытство, нетерпение, страх, желание оградить от нее ближнего. Но природа человека такова, что он никогда не перестанет наступать на грабли, и эта сцена повторится. Некоторые, «накачавшись» новостями, с неистовостью отдаются идеям, и эпизод под аудиозапись китайского военного парада очень убедительно это показал – гуманизация насилия, его оправдание и эстетизация зла как неизбежности становятся нормой. И все-таки есть надежда на «исцеление», если обратиться к сущности природы человека, его истинному предназначению, высшей любви – подсказывает нам чудесный фрагмент спектакля, где на фоне единственного цветного видео с распускающимися листочками смородины Тийна Оллеск с длинными распущенными волосами исполняет как будто первозданный магический танец праматери всех живущих Евы. Но действительность неумолима. Все надевают прозрачные, с ног до головы закрывающие комбинезоны, и каждый, как в отдельном мыльном пузыре, продолжает свой путь. Вот только лица на видео постепенно распадаются на пиксели и исчезают в ряби экрана…

Что ж, фестиваль окончен, не обо всем удалось рассказать (были и работы молодых хореографов, и спектакли других мастеров), но очень хотелось донести мысль, что современный танец – это не только сложные, непонятные простому зрителю движения под саунды, не отличающиеся эмоциональностью, но интересные, яркие, очень разные по темам и замыслам художественные послания, рассказанные языком современной хореографии. Хочется верить, что через два года фестиваль «На грани» снова соберет и участников, и зрителей уже в расширенном составе, и мы снова будем наслаждаться общением с искусством contemporary dance.

Материал Марии Лупановой для Культура-Урала.РФ. Фотографии Игоря Желнова предоставлены пресс-службой Свердловской музкомедии.

20.12.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу