Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Лаборатория молодого художника в ГЦСИ

Лаборатория молодого художника в ГЦСИ

Лаборатория молодого художника впервые состоялась в Екатеринбурге в 2018 году. Продуктивным оказался сам формат, когда группа участников не столько чему-то «учится» у тьютора, сколько находится в совместном творческом поиске. Для многих это стало первым шагом к собственной практике в современном искусстве, а для кого-то – возможностью развить так называемые «мягкие навыки» (soft skills).

В 2021 году ГЦСИ объявил о втором сезоне этого проекта. Заявок пришло так много, что пришлось устраивать настоящее расписание, как в школе. В здании ГЦСИ несколько помещений отвели под открытые студии, где молодые художники встречаются со своими преподавателями – Анастасией Богомоловой, Андреем Чугуновым, Светланой Спириной и Игорем Поносовым. Однако сами занятия по формату похожи, скорее, на наставничество, чем на лекции или уроки. Через свою творческую практику, свой художественный и личностный опыт тьюторы передают знания и умения, а участники выстраивают горизонтальные связи.

Здесь можно будет понаблюдать за учебным процессом: благодаря формату open studio и публичным мероприятиям любой желающий сможет познакомиться с актуальными направлениями в современном искусстве и их представителями.

Анастасия Богомолова, «Геология идей и artist research».

Игорь Поносов, «Искусство и город: граффити, стрит-арт, партизанинг».

Андрей Чугунов, «Лаборатории технологического искусства: медитативные медиа и бесполезные данные».

Сейчас модно говорить про «неформальное образование на протяжении всей жизни», и кажется, ЛМХ идеально вписывается в этот тренд. Его задачи организаторы сформулировали так:

«ЛМХ позволит раскрыть творческий потенциал участников, интегрировать их в художественную среду, станет стартовой площадкой для последующего построения карьеры».

Мы попросили кураторов проекта Кристину Горланову (директор ГЦСИ в Екатеринбурге) и Артема Антипина (замдиректора ГЦСИ в Екатеринбурге) поподробнее рассказать о новом сезоне Лаборатории молодого художника.

 

О Лаборатории молодого художника

Кристина Горланова: Это просветительский проект, который позволяет нам работать с нашим профсообществом, растить ему смену, делать сообщество более комфортным и налаживать мосты внутри него. Это просветительская программа не только для молодых художников, но и для кураторов и других акторов современного искусства.

Артём Антипин: В 2018 году формат лаборатории позволил нам, по крайней мере, предположить, что мы можем свести для совместной работы не только художников, но и программистов, специалистов по свету, исследователей и много кого еще. Поскольку проекты в поле современного искусства сегодня гораздо шире, чем, допустим, 20-30 лет назад. Лаборатория – это возможность общения, расширения своей практики через диалог, и в этом ее основная суть. Мы чувствуем этот запрос от художников: не у многих авторов есть студии и возможность пригласить туда «коллег по цеху», чтобы обсудить процесс работы, свою практику, обсудить проект до того, как он будет показан на выставке.

Анастасия Пищугина, художница, участница ЛМХ 2021 года: Для меня Лаборатория молодого художника – это возможность коммуникации с профессиональной средой, единомышленниками, коллегами, наставниками. Встречи с тьюторами, обсуждения в группах, практические занятия уже позитивно влияют на развитие моей художественной практики. Считаю, что художник не может развиваться в замкнутом, изолированном пространстве. Обмен опытом и знаниями расширяет общую культурную среду и повышает её качество. Кроме того, ЛМХ – это прекрасная возможность бесплатного обучения, не требующая переезда из Екатеринбурга и не ограниченная возрастным цензом.

 

Об участниках ЛМХ

Кристина Горланова: У нас нет возрастной рамки, и термин «молодой» отсылает скорее к начальной стадии работы, «неопытности» в сфере современного искусства или отдельных направлениях, жанрах и техниках. Участники ЛМХ – это люди, которые интересуются современным искусством, хотят практиковать его, либо набраться каких-то навыков у наставников.

Артём Антипин: Приведу пример. Участниками лаборатории Анастасии Богомоловой «Геология идей и artist research» хотели стать не только художники, но и исследователи и кураторы, для которых также важны методы и инструменты, предлагаемые автором курса. Больше всего заявок мы получаем от дизайнеров, фотографов и архитекторов, то есть от людей смежных профессий. Немало и художников-самоучек из очень разных сфер: например, Андрей Чугунов – инженер, сейчас он ведет одну из лабораторий, а в 2018 году принимал участие в лаборатории в качестве «молодого художника».

О развитии проекта

Артём Антипин: В этот раз мы преобразовали часть выставочных залов в мастерские, где на протяжении полугода будут работать наставники лабораторий над своими проектами. Для многих практикующих художников мастерской является собственная квартира, где можно работать не со всеми материалами и размерами. К тому же, в стенах музея художник больше включается в профессиональную среду, а этого также не хватает художникам в Екатеринбурге. В мастерских уже побывали кураторы из Швеции, представители российского и международного профессионального сообщества, приехавшие на Уральскую индустриальную биеннале. Кроме того, мастерские будут работать в формате открытой студии для всех желающих. А с апреля 2022 года в мастерских начнут работу новые тьюторы лаборатории – уральские коллективы, которые сместят акцент с персональной художественной практики на сотворчество и соавторство. Также в следующем году к нам приедут художники из Великобритании в рамках программы Британского совета UK – Russia Creative Bridge. А благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив лаборатория будет длиться почти год и пригласить художников и кураторов, которые занимаются схожими просветительскими проектами в других регионах. Кроме того, мы обязательно проведем портфолио-ревю – своеобразный смотр работ участников лаборатории и промежуточный результат нашего проекта.

Алекс Арутюнян, художница, преподаватель, участница ЛМХ 2021 года: Я решила участвовать в лаборатории, чтобы сузить круг интересующих меня тем и поработать с разными медиумами. Мне важно находится в творческом комьюнити, обмениваться идеями и знаниями. Сейчас я планирую использовать в практике текстиль и вышивку, создавать серии работ, а не отдельные произведения. Также я хочу больше времени своей художественной практике, лаборатория помогает мне не откладывать это желание на потом, а начинать уже сейчас.

О результатах ЛМХ

Кристина Горланова: Лабораторию, конечно, можно рассматривать как кузницу кадров, кроме того, она действительно делает разнообразнее и насыщеннее локальную художественную среду.

Артём Антипин: Лаборатория – это способ открыть что-то для себя. Это могут быть новые знания и навыки, которые художник начинает использовать в своей практике, или желание продолжать обучение в профильных образовательных учреждениях. Мы нацелены больше не на количественный, а на качественный результат. Очень приятно видеть успехи участников прошлой версии лаборатории: некоторые из них плодотворно работают в Екатеринбурге, а другие уехали учиться в Дальневосточный федеральный университет, петербургский ИТМО, Школу Родченко в Москве.

Юлия Слепухина, дизайнер, участница ЛМХ 2021 года: Работаю в сфере дизайна, но пробую себя в качестве художника. Мои работы – это, в первую очередь, диалог с собой, инструмент самопознания и реакции на то, что происходит вокруг. В целом, это мой способ соприкосновения с миром, и в рамках лаборатории я хотела конвертировать его в осознанный художественный проект, а также расширить свои творческие методы и направления.

До лаборатории я работала с мозаикой и немного живописью, это была почти интуитивная, абстрактная работа, но мне хотелось выработать более осознанный подход. На ЛМХ я попала без понимания того, что такое быть художником и как много в художественной практике значит исследовательская работа и арт-среда. Лаборатория стала погружением в полностью новую для меня сферу. Сейчас ЛМХ расширяет границы и список того, что еще предстоит изучить.

Также в рамках ЛМХ я хотела попробовать новые медиумы, и сейчас идет лаборатория технологического искусства, где можно получить опыт в работе со звуком, иммерсивностью, данными. Думаю, этот новый опыт окажет влияние на мою художественную практику.

Текст и фотографии предоставлены ГЦСИ в Екатеринбурге.

27.12.2021

 

 

 

смотрите такжевернуться к разделу