«Петрушка Великий» сломал стереотипы

Есть такой стереотип, что театр кукол – это что-то только для детей и, в крайнем случае, заскучавших родителей. Конечно, в репертуаре кукольников всегда больше детских спектаклей. Но ведь в каждом так называемом взрослом живет маленький ребенок, который по-прежнему искренне верит, что кукла на сцене оживает. Поэтому для многих большой сюрприз, что в театрах кукол, в том числе в наших уральских, есть и взрослые постановки.

Фестиваль «Петрушка Великий» раз два года собирает лучшие спектакли театров кукол со всей России и из других стран. В этом году тему выбрали такую: «Театр кукол: ломая стереотипы», и это не только о новых технологиях. В кукольном театре возможно всё. В нем спокойно может уживаться правдоподобность и фантазия, человеческий и потусторонний миры, а проводником будет кукла.

О том, как ломаются стереотипы на фестивале «Петрушка Великий» рассказывает Анна Казарина, театральный критик, эксперт Национальной премии «Золотая маска», член жюри ХI Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий»:

Где-то в интернете ходит статья «Семь стереотипов о театре кукол». И если мы её откроем и посмотрим на афишу фестиваля «Петрушка Великий», то поймём, что каждый пункт здесь был нарушен. Основные стереотипы, существующие в обществе, этот фестиваль сломал.

Например, там есть такое устаревшее понятие, которое почему-то до сих пор многих тревожит –что актёры выходят из-за ширмы. Почему играют люди, почему я их вижу?

Есть стереотип, что театр кукол – это детский театр. И это давно не так, здесь было большое разнообразие, много важных спектаклей для взрослых, для подростков.

Что театр кукол консервативен. Когда ты говоришь кому-то, что работаешь в театре кукол, обычно показывают Петрушку, куклу на руке, у многих в сознании ещё жива ширма. На самом деле, современный театр кукол не консервативен, на фестивале это очень хорошо было видно на спектаклях «Скеллиг» или «Цирк Умвельт». Театр кукол – это не только детские ширмы. Театр может быть не нарративным, и куклы в понимании, что существует несколько систем управления – сейчас спектакли очень далеко от этого отошли. Для меня это важный шаг в развитии театра, выход за границы, к которым мы все привыкли.

Ещё важный вопрос – профессия. Почему-то считается, что кукольником может быть любой человек-актёр. Тебя не взяли в драму, ты приходишь в театр кукол и можешь сразу работать – тебе дают куклу, и ты шпаришь на всех спектаклях. Очень важно, что фестиваль собирает постановки, где мастерство актёра-кукольника на высоте. Это один из главенствующих принципов. Может быть классная сценография, отпадные куклы, но если актёр не договорился со своей куклой, не умеет ей владеть, не чувствует её, не отдаёт ей часть своего сердца, они не дышат вместе, то спектакль не получится. На какую бы классную тему он ни был.

Работа актёра-кукольника – это невероятной силы выдержка. Мы отдали спецприз фестиваля актёрам из спектакля «Собака-камень», которые работают целый час в совершенно невероятных позах с очень непростыми тяжёлыми куклами-марионетками. Вчера смотрели «Бетховен Разговорные тетради» – там актёры практически ничего не видели, потому что у них на лице кукла-маска. Плюс ко всему этому пластика, а некоторые ещё и поют. То есть актер-кукольник – это такой универсальный актёр, который может всё – и систему Мейерхольда может сделать, и систему Станиславского, а ещё и с разными системами кукол умеет работать. А если ты ещё умеешь делать каких-то кукол сам... Это всегда такое расширение внутреннего пространства, это тоже выйти за рамки, сломать какие-то стереотипы.

Видео: Евгений Головкин, фотографии Евгении Плясуновой.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл