Гид по культурным кластерам, которые «выросли» на месте старинных уральских заводов

Музей на заводе – совсем не новая идея. Производства «вырастают» из старых зданий или вовсе закрываются, и пустующие помещения отдают тому, кто готов их осваивать заново. То есть культуре. В последние годы на Урале буквально бум культурных кластеров на заводах. Культурные объединения, проекты или институции все чаще дают вторую жизнь зданиям, которые, казалось бы, уже отработали свое. Чтобы разобраться, как и почему это происходит именно сейчас, мы собрали гид по самым культурным уральским заводам.

Сысертский завод

В 2020 году фестиваль «Лето на заводе» ворвался в размеренную сысертскую жизнь. На старинном заводе стало шумно, популярно, интересно и вкусно. Силами энтузиастов из числа краеведов (Александр Савичев, который вместе с нами делает проект «Большая культура малых мест») и предпринимателей (Ян Кожан и Илья Орлов) старинный завод ожил.

В более сохранных цехах работает народный музей завода, собранный Александром Савичевым и горожанами, чтобы бережно сберечь славную историю места через личные истории рабочих. В теплое время года здесь живут художники в резиденции, проводятся перформансы, маркеты, концерты и многое другое.

Не будет большим преувеличением сказать, что Сысертский завод сейчас стал точкой притяжения, куда специально едут из разных городов. Помимо прочих очевидных преимуществ, это дало импульс и к развитию Сысерти.

«Уральцы всегда любили эти места: в окрестностях Сысерти очень приятная природа, есть исторические места типа Дома-музея Паши Бажова или Талькова камня. А теперь начали происходить чудеса и в историческом центре. Например, появилась новая благоустроенная набережная, она открылась недавно. Люди едут сюда, постят красивые пейзажи в социальных сетях, другие это видят – и тоже приезжают», – уточняет креативный директор проекта «Лето на заводе» Илья Орлов.

В том, что завод развивает территорию, на которой находится, есть значимая для Урала преемственность. Основанный в 1732 году, Сысертский завод почти два столетия поставлял железо и чугун, а попутно способствовал появлению городской библиотеки, музея и даже ботанического сада. Именно на завод были подведены первые в городе электрическая и телефонная линии.

Многие заводские строения сохранились, хотя требуют основательной реконструкции. Есть планы на полное восстановление всех помещений, чтобы открыть полноценный культурный центр с выставочными залами, кинотеатром и коворкингами.

А с 2020 года на территории завода проходит большой проект «Лето на заводе» с лекциями, спектаклями, концертами и маркетом. Это новая страница в истории Сысертского завода: он снова в центре внимания, вокруг него кипит жизнь. Только теперь этот завод производит не железо, а культурные проекты.

Арамильская фабрика

На волне громкого успеха Сысертского завода появился еще один интересный проект – на Арамильской фабрике. Там расположился Арт-цех «Нити х Нити», который проводит выставки, экскурсии, мастер-классы и спецмероприятия.

Просторное здание, целиком превратившееся в центр современной культуры, было построено в 1900 году на месте более старой ткацкой фабрики. Своего предназначения предприятие не изменило, и в начале XX века оно выпускало до миллиона метров ткани в год, преимущественно шерстяной. В годы Великой Отечественной войны каждая четвертая шинель на фронте была пошита из арамильского материала. Никакого чугуна или железа, только ткани и нитки – это предприятие не похоже на остальные уральские заводы.

Закрылась фабрика относительно недавно, в 2010 году, однако здание хорошо сохранилось, это один из самых сохранных на Урале образцов краснокирпичной промышленной архитектуры своего времени.

Авторы проекта «Нити х Нити», как очевидно из названия, взяли за основу историю места, но привнесли в него абсолютно новое содержание. И место, очень важное для горожан, становится более освоенным, домашним, своим. Хотя именно огромные масштабы здания привлекают внимание горожан и не только: чтобы побывать на старинной суконной фабрике, приезжают и из других городов.

Нижнетагильский музей

Нижнетагильский музей – классический музей-завод под открытым небом, функционирующий с 1989 года. Он стал первым музеем такого типа не только в регионе, но и в стране. Сейчас попасть туда можно только с экскурсией, забронировав ее по телефону или через сайт, но впечатления стоят усилий. Гуляя по музею, можно увидеть старинные огромные машины, проследить все стадии металлургического литья и познакомиться с внутренним устройством демидовских заводов.

Сам завод был основан в 1725 году, и здесь делали всё – от подготовки руды и угля до выплавки чугуна, железа и меди. Нижнетагильский металл, отмеченный клеймом «Старый соболь», хорошо продавался, в том числе в Англию, Голландию и Швецию. В конце XIX века Нижний Тагил поставлял металл для Транссибирской магистрали, но в XX веке уже с трудом выдерживал конкуренцию с другими промышленными центрами, несмотря на модернизацию. В 1987 году, после 262 лет непрерывной работы, он был торжественно остановлен.

Здесь царит классический подход к индустриальному наследию: завод-музей входит в число официальных памятников. И на его основе в Нижнем Тагиле проектируется индустриально-ландшафтный «Демидов-парк».

Северская домна

Схожим путем идет и музей «Северская домна» в Полевском. Его отличительная особенность в том, что он находится на территории действующего Северского трубного завода – преемника и наследника старинного предприятия.

В музее можно увидеть, как плавили чугун в позапрошлом веке, и познакомиться с уральским заводским бытом и архитектурой. Сама домна – восьмигранное здание с купольной крышей, при строительстве которого использовались приемы и кладка, характерные для церковного строительства. Печь, станки, краны, сложные механизмы – все это сохранилось и бережно реконструировано, чтобы мы могли увидеть преемственность в индустриальном наследии.

В 1730-е в окрестностях Полевского были обнаружены залежи железной руды, и вскоре здесь появился завод – Северский. Предприятием владел промышленник Турчанинов, о котором рассказывает Бажов в сказах, а затем династия Соломирских. Железо, отлитое на Северском заводе, отмечали клеймом с изображением цапли. С постройкой доменного цеха в 1860 г. производственный цикл замкнулся: от выплавки чугуна в доменном цехе до изготовления листового железа в пудлингово-сварочном. Производство много раз модернизировалось, однако общая направленность на обработку и прокат железа не менялась. Задача «Северской домны» – сохранять историю индустриального освоения Урала. Технологии развиваются, и устаревшие механизмы и станки пополняют музейную экспозицию.

Городская среда

Когда-то типичный уральский город слагался из завода и поселения вокруг него. В XXI веке это, конечно, уже не так, но индустриальный образ жизни все равно формирует особенную городскую среду. Это заметно и в малых городах, и в мегаполисах: чаще всего завод, заводская площадь, проходная или место, где когда-то располагалось предприятие, оказываются в центре городских планировок. 
В Екатеринбурге несколько таких центров притяжения, в том числе Уралмаш, с Площадью 1-й пятилетки и соцгородком поблизости, Эльмаш и Белая башня.

«Тема индустриализации у нас неизбежно переплетается с какой-то нашей местной мифологией. Бажов, опять же. У нас индустриальность приобретает немного потусторонний характер, не просто часть региональной истории. Отсюда эта попытка выпукло показать эту нашу идентичность и становится “актуальной практикой”», – размышляет Павел Логинов из арт-группы «Подельники», которая много лет заботится о Белой башне, а также исследует и архивирует историю Площадью 1-й пятилетки.

За последние несколько лет арх-группе удалось законсервировать Белую башню, предотвратив ее постепенное разрушение, а также вернуть ее в публичное поле. Там проводятся выставки и экскурсии, так или иначе связанные с индустриальным наследием Екатеринбурга в целом и Уралмаша в частности.

И Уралмаш, и Эльмаш изначально проектировались и строились как индустриальные районы. Как это влияет на современную жизнь районов, в какой мере это остается актуальным для горожан – все это интересные вопросы для изучения. Этому и будет посвящена новая программа в кинотеатре «Заря», который был построен в середине XX века для досуга сотрудников Завода им. Калинина (ЗИК). Теперь здесь будет информационный центр об индустриальном прошлом и настоящем Эльмаша с выставками, экскурсиями, путеводителями и спектаклями. Причем можно будет не только смотреть, но и участвовать, и через личный опыт знакомиться с индустриальным наследием.

«”Заря” меняет функцию: не просто кинотеатр, а культурный центр, полезный району, – каким она и была с момента открытия в 1955 году. Если, например, человек хочет больше узнать про индустриальный Эльмаш, ему будет трудно: экскурсия на завод проводится только по спецпропускам, которые нужно заказывать заранее, а частные экскурсии по району проводятся по своему графику. Наша задача сейчас – сделать знание об индустриальном Эльмаше более открытым», – поясняет Алексей Бочаров, один из авторов и кураторов этой программы в «Заре».

Бонус-трек. Уральская индустриальная биеннале современного искусства

В Екатеринбурге и городах Уральского региона с 2010 года проводится Уральская индустриальная биеннале. Все выставки и события внутри биеннале (а их сотни каждый раз) так или иначе связаны с тем, что Урал – индустриальный край, и здесь в промышленное производство вовлечено много людей и пространств. Как это влияет на людей? Какие смыслы привносит? Как индустриальность меняется со временем? И почему вообще об этом нужно думать? 

Выставки всегда проходят в невыставочных местах: на заводах, в том числе действующих, в гостинице «Исеть», которая входит в конструктивистский комплекс, или, например, на Главпочтамте.

Текст: Тина Гарник, фото: фестиваль «Лето на заводе», Арт-цех «Нити х Нити», музей «Горнозаводской Урал», музей «Северская домна», группа «Белая башня» в ВК, паблик-арт программа ЧО.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл