Гении места: Топ-5 site-specific спектаклей Екатеринбурга и Урала

Театру тесно за пресловутой «четвертой стеной», так что неудивительно, когда действие спектаклей выплескивается в нетеатральные интерьеры или даже на улицы. Другое дело, что не каждый зритель хочет становиться частью действия, да и не каждый режиссер может совладать с таким неприспособленным для игры пространством.

И все же спектакли в интерьерах, или по-научному site-specific, можно посмотреть в Екатеринбурге и городах рядом.

Лифт

Фото: Вадим Балакин, предоставлено Свердловским театром драмы 
  • Где: Свердловский театр драмы, Екатеринбург
  • Режиссер: Дмитрий Зимин

Один из первопроходцев в жанре «сайтспецифик» создавался как разовый эксперимент для Ночи музеев в 2015 году, однако благополучно перерос в репертуарный спектакль, которому не мешает ограниченное количество зрителей – не более 10.

В спектакле действительно занят театральный лифт, который возит зрителей с этажа на этаж в служебной части здания театра драмы. Закулисье удивительным образом легко превращается в подъезд типовой пятиэтажки, где развиваются типовые для подъезда события – от нечаянной встречи красавицы и хулигана до суровой разборки жителя дома с пойманным педофилом.

Чайка

Фото: Дом актера
  • Где: Дом актера, Екатеринбург
  • Режиссер: Ирина Павлова

Интерьеры особняка позапрошлого века, как нельзя лучше подошли чеховскому тексту. Зрители перемещаются из комнаты в комнату вслед за чеховскими персонажами, стартуя, разумеется, от сцены, где разыгрывается пьеса о мировой душе. Символично, что в поисках новых форм вслед за Треплевым классическая пьеса тоже дошла до новаторства «сайтспецифик».

В общем-то, для Дома актера эта эволюция была вполне в порядке вещей. В конце концов, здание на протяжении нескольких десятилетий под Новый год исправно превращается в одну большую сцену, где заправляет госпожа Тупикова.

Тело театра

Фото: Глеб Махнев
  • Где: здание театра «Провинциальные танцы» (бывший кинотеатр «Колизей»), Екатеринбург
  • Режиссер: Елена Павлова

«Провинциалы» по максимуму использовали все пространства здания для своего спектакля-променада, даже те, которые казались совершенно неприспособленными для актерского представления. Действие стартует от «театральной люстры» в фойе, еще несущем следы оформления а-ля классицизм, и далее тащит зрителя через гримерки и служебки в полуподвальные каморки и даже душевые.

Театр+музей

Фото Андрей Вяткин
  • Где: Литературный квартал, Екатеринбург

В Литературном квартале есть проект «Театр+музей», в рамках которого в музейных пространствах регулярно проходят читки и спектакли, однако пока что ни один проект не остался тут на репертуарной основе за исключением моноспектакля Константина Итунина «Помнить» по пьесе Владимира Зуева, он же стал режиссером.

Еще один претендент на долгую жизнь появился относительно недавно – это спектакль Надежды Щёкиной по пьесе Николая Гарина-Михайловского «Орхидея», заклейменный современниками автора как «провокационный и интимный». Для представления были выбраны аутентичные интерьеры особняка, в котором жил Мамин-Сибиряк, и где бывал в гостях и автор пьесы.

Горка

Фото: Ира Полярная, предоставлено Театром Наций
  • Где: Драма номер три, Каменск-Уральский
  • Режиссер: Алексей Логачев

Пьеса Алексея Житковского пожаром разошлась по стране и пережила невероятное количество версий, но, пожалуй, в гардеробе театра ее не ставили ни разу. Причем режиссер по максимуму задействовал именно пространство каменского театра со всеми его особенностями, так что часть решений элементарно теряется во время «переезда» в гардероб другого театра.

Особое пространство несет и дополнительные смыслы: мальчик Озод, оставленный родственниками в садике, и его воспитательница уподобляются забытым в гардеробе вещам, непохожим варежкам, которые в итоге образуют странную пару.

Текст: Алексей Еньшин для Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл