Знаковые фильмы-дебюты, снятые на Свердловской киностудии

На базе Свердловской киностудии завершились съемки дебютного фильма известного театрального режиссера Юрия Муравицкого «Исчезнувший велосипедист» (а мы побеседовали с постановщиком тут). После перезагрузки киностудия часто и охотно работает с дебютантами: сейчас в пакете у компании игровой и четыре документальных дебюта, а кроме того ее площади и технику брал в аренду Фонд Сокурова для съемок первого полного метра уральского режиссера Антона Елисеева «Русские сны». И это только за минувший год.

Однако и в прошлом киностудия была мощной стартовой площадкой для режиссеров, которые стали классиками отечественного кино, и актеров, которые хотели поменять амплуа. В нашем топе – 10 примечательных картин, снятых в Свердловске-Екатеринбурге и запустивших на режиссерскую орбиту новые имена.

В погоне за славой

С этой производственной драмы началась не только режиссерская карьера Рафаила Гольдина, но и возобновилось производство игрового кино на студии после 6-летнего перерыва, когда в Свердловске снимались только документальные и научно-популярный фильмы.

Имя этого режиссера не так известно, в сравнении с тем же Ярополком Лапшиным, который начинал в то же время, и, скорее всего, из-за эмиграции Гольдина: в начале 1970-х он уехал в Норвегию.

Тем не менее фильм стоит того, чтобы его пересмотреть. Это яркий образчик производственной драмы на стыке двух эпох. Герои во многом плакатны и дидактичны, но коллизии, в которых они действуют, совсем не так однозначны. Местами даже удивляешься той смелости, с которой (для своего времени, конечно) режиссер и сценарист критикуют систему, где возможны такие подковерные интриги и процветающие подлецы.

Пора таежного подснежника

Дебютный фильм Ярополка Лапшина, имя которого прочно связано с уральской культурой и историей («Демидовы», «Угрюм река», «Приваловские миллионы»), состоялся на таком экзотическом материале, как Гражданская война в Бурятии.  При этом классовая борьба была дополнена ярким любовным треугольником: закабаленная женщина Дынсема, которая услышала о революции и свободе, ее нелюбимый муж-белогвардеец Гылык и красноармеец-освободитель Баир.

Дебютной картиной молодой режиссер сразу же попал в число основателей жанра истерна вместе, например, с Самсоном Самсоновым и его «Огненными верстами», вышедшими годом ранее.

Лет десять спустя «истерн» стал одним из ведущих направлений на Свердловской киностудии: «Найти и обезвредить», «Один и без оружия», «В стреляющей глуши», «Последний год беркута» и т.д.

Самый медленный поезд

Дебют главных знатоков мелодрамы по-советски – Валерия Ускова и Владимира Краснопольского – состоялся на Свердловской киностудии. А уже следующую свою картину они снимали на Мосфильме.

По сюжету раненый фронтовой корреспондент везет газетную типографию в тыл в специальном вагоне. Однако по ходу движения в вагон все прибывает и прибывает безбилетных пассажиров и непрошенных попутчиков.

Интересно, что все натурные съемки, включая разрушенный бомбардировкой город, снимались в Свердловске.  В роли руин выступило здание гранильной фабрики в Историческом сквере, которую в тот момент как раз сносили.

Сильные духом

Шпионский боевик Виктора Георгиева по документальному роману Дмитрия Медведева о деятельности разведчика Георгия Кузнецова в немецком тылу стал невероятным хитом проката и даже помог заложить основу «культа Кузнецова» на Урале.

Но думается, дело было не только в демонстрации кропотливой работы разведчика и напряженной игры интеллектов, которых в фильме больше, чем эффектных перестрелок и взрывов. Режиссер непозволительно для жанра и идеологии много времени уделяет демонстрации аристократизма и прочих примет «красивой западной жизни», чем предвосхищает будущее очарование масс элегантностью и аристократизмом Штирлица.

К истории Кузнецова Свердловская киностудия вернулась позднее с мини-сериалом «Отряд особого назначения», но это уже другая история.

Когда казаки плачут

Да, это короткий метр, но кто режиссер – Евгений Моргунов. По легенде, снимать фильм на Свердловской киностудии он решил после личного знакомства с тогдашним студийным директором во время гастролей в уральской столице. Мол, чиновник пожаловался, что такие комедийные мастодонты, как Гайдай, никогда не приедут снимать на Урал, на что Моргунов пообещал снять кино на киностудии, поскольку сам в «некотором роде» режиссер и многое придумывал на площадке «Самогонщиков».

Правда съемки проходили на Дону: для постановки Моргунов выбрал рассказ Михаила Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем». К слову, писатель лично поучаствовал в съемках, решая вопросы пропитания съемочной группы.

То ли из-за неожиданных трудностей во время съемок, то ли по другой причине, но Моргунов к карьере режиссера больше не вернулся. Картина осталась единственной и уникальной.

Безымянная звезда

Михаил Козаков долго вынашивал замысел экранизировать пьесу Михая Себастиану, однако раз за разом получал отказ от Гостелерадио на съемки. За это время несколько раз сменились актеры в главной роли астронома Мирою и его антагониста Грига. Только хитрый маневр «обхода с флангов» через региональную киностудию позволил Козакову дебютировать в качестве режиссера. Ну и сыграть очередную в своей актерской карьере злодейскую партию, которые ему неизменно шли.

Натуру при этом нашли на железнодорожной станции под Ленинградом, а павильоны построили на студии Ленфильм.

Скандальное происшествие в Брикмилле

Как говорили в другом фильме Михаила Козакова, «наши играют иностранную жизнь». Именно в этом жанре решил снять свой дебютный фильм известный актер Юрий Соломин, выбрав для экранизации пьесу Джона Пристли. По сюжету добропорядочный британский господин однажды решает тихо взбунтоваться против заведенного миропорядка, покупает игрушки, не идет на работу и всем говорит только правду. В основном, зарубежную натуру привычно отыграла Рига, однако и в Свердловской области нашли пару мест, похожих на английское предместье.

Один и без оружия

С типичного истерна, снятого в Перми, Кунгуре и Свердловске, началась карьера аж двух режиссеров: Владимира Хотиненко и Павла Фаттахутдинова. По словам последнего, именно ему в руки попался сценарий по роману Николая Леонова «Агония», а Хотиненко подключился к процессу позднее. Сам Хотиненко лет десять спустя признавался, что остался скорее разочарован своим дебютом. Зрители тоже получили не совсем то, что хотели: не динамичный ретро-детектив в духе «Трактира на Пятницкой» по тому же Леонову, а скорее разговорную драму.

В любом случае, Хотиненко сегодня если и снимает о революции, то не со стороны «красных командиров», а Фаттахутдинов практически полностью ушел в документалистику.

Корова

Мультипликационное направление появилось на Свердловской киностудии благодаря усилиям Галины Тургеневой, которая с 1950 года начала снимать здесь документальные и анимационные картины, а 1973 год официально считается годом рождения уральской анимации.

В 1980-е на студии появился Александр Петров, который сначала работал как художник-постановщик, разрабатывая и оттачивая здесь свою узнаваемую технику рисования масляными красками по стеклу, а в 1988 году дебютировал как режиссер анимационной короткометражки «Корова» по одноименному рассказу Андрея Платонова.

Первые на Луне

А также первый и последний (по крайней мере на сегодняшний день) фильм Алексея Федорченко на Свердловской киностудии. Виртуозное и хулиганское мокьюментари о том, как в сталинском СССР отправили человека в космос, и о том, что подвиг – дело совсем неблагодарное, получило несколько призов Венецианского кинофестиваля и «Кинотавра». В кадре узнаваемы очертания Екатеринбурга-Свердловска, однако аура «скандального расследования» и авторская фантазия волшебным образом преображают уральский пейзаж в виды Москвы, Казахстана и даже Чили.

Текст: Алексей Еньшин для Культура-Урала.РФ, фото: кадры из фильмов
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл