Александр Сысоев – о премьере «Грозы» Островского, репертуарной политике театра и планах на юбилейный сезон

11 марта Серовский театр драмы отметил важную дату – 80 лет. Сейчас в это верится с трудом, но в 1942 году режиссер, актер и антрепренер Леонид Арматов собрал в Полевском труппу актеров-профессионалов, которые хотели продолжать заниматься любимым делом несмотря на все тяготы военного времени. Артисты сами делали декорации, шили костюмы, спектакли играли в заводских цехах, на вокзалах перед солдатами, уходившими на фронт, ездили по деревням. После войны, в 1945 году, труппа Арматова приехала на гастроли в Серов, где и осталась навсегда. Так началась история Серовского театра драмы.

На сегодняшний день Серовский театр – единственный профессиональный драматический коллектив на севере Свердловской области. Сюда приезжают на спектакли зрители из Ивделя, Карпинска, Краснотурьинска, Верхотурья, Качканара, Лесного и других городов области. В афише театра сейчас более 20 спектаклей классического и современного репертуара, для взрослой публики, для детей и подростков.

Два года назад главным режиссером театра стал Александр Сысоев – ученик Вячеслава Белоусова, Николая Коляды и Анатолия Праудина. Только-только отыграв спектакль-концерт «Дом, в котором живут», посвященный 80-летнему юбилею труппы, актеры во главе с режиссером продолжили репетиции нового спектакля. Накануне Дня театра – 26 марта – назначена премьера «Грозы» по Островскому. Поговорить с Александром Сысоевым нам удалось в перерыве между репетициями.

– Александр, как формируется репертуар театра, почему именно «Грозу» Островского ставите сейчас?

– Честно признаюсь, «Гроза» для меня достаточно сложный материал и Островский – сложный драматург. Я даже боялся поначалу браться за эту пьесу. 19 лет я отработал в Коляда-театре артистом и там же начинал ставить, и, признаюсь, я скорее сторонник современной драматургии. По той простой причине, что она для меня понятна, она говорит о сегодняшнем дне.

В Серове же мы открыли этот сезон спектаклем «Ромео и Джульетта» по Шекспиру. Это мой первый опыт постановки классической пьесы. И вот сейчас «Гроза» – второй мой спектакль из классического репертуара. И спектакль уже «разведен» в черновике, до премьеры еще две недели, мы все успеваем.

– Это будет постановка совершенно классическая с декорациями и в костюмах XIX века?

– «Гроза» для меня история страшная. Это история общества, которое легко ставит оценки, и еще история о времени. А время в этом городе Калинов «умалилось», как пишет Островский, то есть остановилось. Жители Калинова живут приземленно, им не хочется летать, не хочется поднимать головы. И вот в этот городок приезжает Борис, они встречаются с Катериной, которая в каком-то смысле – заложник Калинова. История дальше всем известна, чем она заканчивается – все прекрасно знают со школы. Могу сказать, что это будет неклассическое прочтение «Грозы». Не будет никаких самоваров, кибиток, сарафанов, реки Волги, кстати, тоже не будет. Только белое сценическое пространство, в нем 10 черных стульев, время от времени они некоторым образом трансформируются. Всех секретов раскрывать не буду, но у нас есть необычные сценические решения.

- Не хотелось произносить банальности насчет вечно актуальной классики, но ведь если задуматься, «Гроза» – это в чистом виде история абьюза, о котором много говорится в наши дни. Такое домашнее насилие, каким оно было в XIX веке, и Кабаниха с купцом Диким – как раз те самые абюьзеры, а Тихон – сын Кабанихи и муж Катерины, – сама Катерина, племянник Дикого Борис – их жертвы.

– Да, так и есть. И абсолютно верно – так называемый абьюз, в этом обществе процветает. При этом общество само далеко неидеально, но кому-то в этом городе можно «все шито-крыто», а кому-то нельзя. И те, кому можно, тут же начинают ставить оценки, кричать – это плохо. Так и хочется им сказать – а вы на себя-то в зеркало смотрели? В чужом глазу соринку видим, в своем бревна не замечаем. Катерина, на мой взгляд, единственный живой, искренний человек в этой пьесе. Все остальные – какие-то оборотни, люди с двойным дном, включая Бориса.

– Расскажите о команде, которая работает над спектаклем, кто отвечает за сценографию, за костюмы?

– Сценографию мы придумали вместе с главным художником театра Алексеем Унесихиным. Это достаточно условное пространство, в котором живут «вурдалаки города Калинова». Костюмы тоже универсальные, вневременные – и тут присутствует цветовой символизм. Костюмы в большинстве своем неяркие, серые, Борис ходит в черном. Катерина – единственная в цветном платье. Катерину исполняет Александра Незлученко – прекрасная артистка, которая может сыграть, по-моему, все. Ее психофизика, ее темперамент как никогда подходят для этой роли. У Саши и так много спектаклей, она 20 лет в театре, но в «Грозе» будет ее, своего рода, бенефис.

Как говорит Николай Владимирович Коляда «артисты – это бриллианты, попробуй собери свою корону». Вот я потихоньку собираю по заветам мастера свою корону. Дикого представляет на сцене Алексей Дербунович – тоже очень хороший артист с взрывным темпераментом, как и положено Дикому. Нетипичную для себя роль играет Татьяна Кожевникова. Она у нас актриса изысканная, а здесь в роли Кабанихи я ее закутываю сначала, как капусту, в кучу одеял, а затем эта ворчащая бабка превращается в красивую даму, которая не промах и которая не спускает Дикому ни на йоту.

В роли Бориса – Евгений Вяткин. Он по природе скорее артист комедийного жанра, что ни сделает на сцене, все смешно. А здесь он играет, грубо говоря, героя-любовника, и это тоже нетипично для Жени. Но, однако, идут репетиции – у него получается. Тихон – Иван Долгих, и это тоже интересный индивидуализированный актером образ. По крайней мере, сколько я видел постановок «Грозы», таких Бориса и Тихона никогда не было. Варвару играет молодая актриса Софья Белова. Посмотрим, что получится, судить, конечно, зрителю и критикам. Скажу только, что репетиционный процесс идет неплохо, доставляет нам удовольствие. Я думаю, будет прекрасная премьера.

– Вернемся к вопросу о формировании репертуара театра?

– Репертуар достаточно разнообразен. Есть и классические произведения, и современная драматургия, она пока преобладает. Но, когда появится «Гроза», будет почти 50 на 50 классики и современности. «Гроза» – пьеса из школьной программы, возрастной ценз будет установлен 16+, и мы, конечно, будем ждать на этом спектакле зрителей по Пушкинской карте. Я достаточно осторожно говорю про современное прочтение и современную драматургию. Почему-то здесь, в Серове, особенно первое время часто сталкивался с мнением местных обывателей, что, дескать, если современное прочтение и современная пьеса, – значит, актеры будут материться и ходить голыми. Наш постоянный зритель, конечно, уже понимает, что это не так. Сейчас мне очень радостно, что на спектакли идут разные поколения зрителей.

Например, «А зори здесь тихие» – прекрасная работа, постановка номинирована на Губернаторскую премию, так вот, этот спектакль смотрят как взрослое поколение зрителей, так и среднее, и школьники. Или постановка «Мама» по пьесам современных драматургов Алексея Еньшина и Натальи Бондарь. Она тоже интересна и старшему поколению, и молодежи. Даже однажды приезжали на «Маму» школьники из поселка. Они сначала приехали на «Ромео и Джульетту», потом посмотрели «Маму». А это абсолютно разные пьесы: одна о взаимоотношениях поколений, другая – про аборты. И мы говорили со школьниками об этом. У них прогрессивная учительница, понимающая в театре, теперь они приезжают на каждую премьеру. Больше чем уверен, что на «Грозу» тоже приедут. Мы играем не каждый день, не можем себе этого позволить. У театра нет своего здания, спектакли идут на сцене ДК Металлургов, возможно это только 15 дней в месяц. Наша политика в театре – слушать мнение нашего зрителя, и мы откликаемся на запрос. Другое дело, что есть определенные возможности, не все получится реализовать. Регулярно для обновления репертуара мы проводим читки. Из них вышло несколько спектаклей – к примеру, это «Море. Звезды. Олеандр» по пьесе Марии Малухиной и иммерсивный спектакль по тексту Кати Антоновой «Конец февраля».

– И последний вопрос – какие еще премьеры кроме «Грозы» состоятся в Серовском театре драмы в этом сезоне?

– Наш театр сотрудничает с коллегами из театров кукол. В репертуаре уже есть сказка «Богатырь Степан Ромашкин», созданный совместно с кукольниками из Тюмени, а 7 апреля в Серов приезжает постановочная команда из Санкт-Петербурга. Режиссер Екатерина Тихонова и художник Анна Белопухова будут ставить спектакль «Большой маленький мир». Эта история адресована малышам и их родителям.

Текст Ирины Киселевой, фотографии Андрея Терентьева / Культура-Урала.РФ.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл