Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Большое интервью министра культуры Свердловской области Светланы Учайкиной

Ко Дню работника культуры

Большое интервью министра культуры Свердловской области Светланы Учайкиной

Ко Дню работника культуры

- Светлана Николаевна, 2021 – год пандемийный, как и 2020-й. Наверное, именно сферу культуры он изменил как никакую другую. Мероприятия отменялись, переходили в онлайн. Было ощущение, что для сферы культуры мир немножко перевернулся, и сердце остановилось. Кто взял на себя роль реаниматолога?

- Это сердце чуть-чуть замерло и снова пошло. Для сферы культуры онлайн-формат был непривычен, большинство наших учреждений начали работать в этом режиме только в 2020 году во время пандемии. Пока освоились, перестали пугаться… А потом оказалось, что режим онлайн открывает новые возможности, позволяет воплотить массу идей и интереснее раскрыть дело, которым мы занимаемся. Создавались специальные программы. Театры снимали одного артиста дома, второго – в другом месте, режиссер все это сводил, и получался новый рассказ и новый опыт, который оказался полезен для очень многих. Он дает нам уверенность, что в любых ситуациях креативному, продвинутому, творчески мыслящему специалисту всегда найдется работа и дело по душе, которое будет интересно, в том числе, зрителю.

- Если говорить о вездесущей цифровизации, сейчас мнения разделились. Одни говорят, что это убьет живой театр, музеи, библиотеки. С другой стороны, существуют соцсети, онлайн-вебинары и параллельно с ними идет живое общение. Вы больше видите жирных плюсов или минусов в этом процессе?

- Я считаю, должно быть и то, и другое. Сейчас много встреч проходит в режиме конференцсвязи. Это экономит время, деньги, дает возможность человеку перемещаться, не выходя из дома. Еще один пример – акция «Ночь музеев», она пользуется большой популярностью. Площадки «Ночи музеев» в Свердловской области в этом году посетили около 40 тысяч человек. А в режиме онлайн в музеях «побывали» более 500 тысяч посетителей. Онлайн открыл для акции новые возможности, а жителям области – доступ к музеям любого города.

- Если оглянуться – в этом году удалось сохранить и провести практически все знаковые мероприятия, какие для вас стали самыми яркими?

- Несмотря на все ограничения, в этом году состоялось очень много крупных событий. Конечно, это открытие Центра «Эрмитаж-Урал», 85-летие Свердловской филармонии, традиционные знаковые проекты, которые проводятся в Свердловской области уже много лет – Уральская биеннале современного искусства, музыкальный фестиваль «Ночь музыки».

Одно из самых запоминающихся событий – гастроли Театра имени Вахтангова и их спектакль «Война и мир» по роману Толстого. Они привезли и выставку театральных костюмов, в которых работали прославленные актеры. Вахтанговцы часто бывают в Екатеринбурге, но никогда не выезжали в область. Они с готовностью откликнулись на нашу идею – я попросила, чтобы они привезли спектакль в Каменск-Уральский, который получил звание Города трудовой доблести; в Нижний Тагил, потому что этот год проходит под знаком 300-летия города. Вахтанговцы настолько остались довольны публикой, нашими учреждениями, что в июле Театр Вахтангова специально привезет в Нижний Тагил семь спектаклей.

В 2021 году на новый уровень вышел Фестиваль уличного искусства «Стенография». Участвовало больше художников, город преобразился – мы видим, как искусство приподнимает уровень среды. Мы познакомили художников и организаторов «Стенографии» с Нижним Тагилом и будем надеяться, что там тоже появится красивая панорама, жизнеутверждающие философские муралы. Чтобы горожане, глядя на них по дороге на работу или домой, могли поразмышлять о смысле жизни, истории города, о том, каким мы оставим город после себя, и в каком городе будут жить наши дети.

- Преобразились не только города, в эти годы преобразился и Екатеринбургский театр кукол. Что изменилось?

- Если считать от начала работ с проектной документацией, то реконструкция Екатеринбургского театра кукол длилась три года. Капитальный ремонт начался в 2019 году, когда было приобретено спецоборудование. Следующий год ушел на черновые работы, и в 2021 уже сделали интерьер, изменили механику сцены, провели настройку оборудования, создали великолепный кинетический театр с Петрушкой и его братьями – сейчас он становится одним из брендов Екатеринбурга. Театр кукол – особенный театр, как правило, он первый в жизни ребенка. И здорово, когда взрослые, которые выросли на спектаклях нашего театра, потом приводят сюда своих детей и внуков. Екатеринбургский театр кукол – один из лучших в России, здесь прекрасные постановки, великолепные артисты, «Золотые маски», особые люди, которые здесь работают. И сам зал – сейчас очень уютный, красивый.

- Наверное, вы часто сталкиваетесь с ситуацией, когда лежит на столе смета на ремонт и встает вопрос – потратить деньги на людей и постановки, дотянуть до бродвейского уровня, привезти звезд или потратить деньги на туалеты, буфеты, сидения. Почему это важно для вас?

- Здесь все должно быть в комплексе. Если машинерия сцены латаная-перелатаная и в ответственный момент может подкачать, или нет современного света, или со звуком проблемы, и зритель морщится, звезды не спасут. На ремонт Театра кукол по нацпроекту «Культура» было выделено свыше 350 млн рублей, из них 93% – это средства федерального бюджета. Сейчас мы запускаемся с ремонтом Молодежного театра в Нижнем Тагиле. Бюджет Федерации протягивает руку помощи регионам, муниципалитетам, потому что никогда бюджет Нижнего Тагила не сможет позволить себе ремонт театра за 350 млн. А это важно – есть какие-то имиджевые проекты – и это не только улицы, мосты, муралы на стенах домов. Это, например, Фестиваль театров малых городов, который проводит Евгений Миронов, и который будет в Нижнем Тагиле, это театры Екатеринбурга, которые приедут к тагильчанам и привезут свои спектакли.

- Сейчас в регионе активно реализуются национальный проект «Культура». В связи с этим, что поменялось для жителей области и для культурных организаций?

- Нацпроект «Культура» позволяет культурной жизни в регионе перейти в новое качество. В этом году свыше 300 млн потрачено на оборудование детских школ искусств – музыкальных, художественных, хореографических. Когда на эти деньги приобретались музыкальные инструменты, радости педагогов не было предела. Особенно меня поразила Кушва – они специализируются на духовых инструментах, и я там увидела множество саксофонов разных размеров! Когда за счет торгов удавалось сэкономить, Министерство культуры позволило потратить сэкономленные средства на приобретение стеллажей, специальной литературы, интерактивных досок – педагоги говорили, что в ДШИ это десятилетиями не закупалось.

Сейчас активно ремонтируются сельские дома культуры – они приобретают современный вид, куда не стыдно прийти, интересно провести время и найти себе занятие по душе. Фотографирование, игра на гитаре, большое количество предложений, где можно сделать что-то своими руками, придумать и реализовать. Я уж не говорю о традиционных самодеятельных коллективах, в которых занимаются совершенно бесплатно. 

В Свердловской области сейчас открываются модельные библиотеки – это современный, новый формат работы учреждений культуры с населением. В Берёзовском открыто две таких библиотеки, есть в Билимбае, Красноуфимске – на сегодня у нас более 20 модельных библиотек, это места, где любят бывать молодые люди.

- Одно из последствий пандемии, если говорить о Екатеринбурге, это судьба нового зала Свердловской филармонии. Одна из самых обсуждаемых тем сейчас — это архитектурное бюро Захи Хадид, которое приостановило все проекты в России. Что будет со Свердловской филармонией, будут ли рассматриваться какие-то альтернативные новые проекты?

- Свердловская филармония сейчас активно занимается подготовкой нового зрителя. Новый зал должен быть наполнен слушателями, которые знают и любят классическую музыку. Сегодня в Свердловской области 103 виртуальных концертных зала. И что особенно радует – это лист ожидания из еще 40 территорий, в которых планируют запустить виртуальные залы. Подобного нет ни в одном регионе России. Если по плану нацпроекта «Культура» во всей Российской Федерации за 4 года должно было открыться 100 виртуальных концертных залов, а у нас в регионе их уже сейчас больше. Мы надеемся на продолжение сотрудничества с Zaha Hadid Architects, у нас с ними сложились дружеские партнерские отношения, и этой фирме очень интересно реализовать проект в Екатеринбурге. Представители архитектурного бюро были у нас в городе, видели публику – 95-97% процентов филармонического зала – это постоянные слушатели, которые бывают на всех концертах.

- Вопрос не только в заполненных залах, сейчас люди перестали бояться показывать свое творчество – активно снимают ролики, устраивают перформансы. Если захотели перейти из категории любителей в профессионалы или получить какие-то новые компетенции – как найти поддержку в мире, куда бежать, есть ли субсидии или гранты?

- Субсидии, гранты – все это есть. Фонд президентских культурных инициатив поддерживает идеи, помогает реализации различных проектов. Министерство культуры также многим оказывает информационную поддержку, обычно мы пишем письмо-сопровождение. По поводу новых компетенций скажу на примере нашей киностудии. На Свердловской киностудии обновилось руководство, мы создали кинокомиссию, которая в марте будет рассматривать заявки на производство фильмов. Если они работают на авторитет региона, продвижение имиджа области, то заявки будут финансово поддерживаться. Киностудия провела несколько обучающих практикумов. И сейчас съемочная группа, которая приезжает работать в нашем регионе, может набрать команду из тех, кого обучили в Школе кино при Свердловской киностудии – вторых режиссеров, операторов, гримеров, актеров. Здесь можно взять в аренду оборудование, а не везти с собой из Москвы.

- Доступны ли сегодня для молодежи театры, концерты, музеи? Насколько работает программа «Пушкинская карта»?

- Мы видим, как повышается спрос на культурные мероприятия со стороны молодежи. Пушкинская карта дает возможность молодым людям 14-22 лет, не нагружая бюджет семьи, приобретать билеты на спектакли, концерты, выставки. Мы очень быстро перестроили свою работу. В середине июля Президентом было принято решение о запуске программы «Пушкинская карта», а с 1 сентября она уже заработала. Мы начинали с 14 учреждений культуры, которые 1 сентября присоединились к программе «Пушкинская карта», сейчас это уже более 130 организаций культуры по всей области. В прошлом году молодой человек получал на карту три тысячи рублей и тратил их на культурные мероприятия. В 2022 году номинал Пушкинской карты составляет уже пять тысяч рублей и с февраля часть суммы можно потратить на билеты в кино. Такое внимание со стороны государства к сфере культуры привлекает в наши учреждения новых посетителей, молодых, интересующихся зрителей и слушателей. Сегодня среди лидеров продаж по Пушкинской карте – Свердловская филармония, центр «Эрмитаж-Урал», Свердловский театр музыкальной комедии. В музкомедии пользуются спросом классические спектакли, но, познакомившись с ними, молодежь приобретает билеты на мюзиклы, экспериментальные постановки. Это здорово.

- Билеты, в том числе по Пушкинской карте, можно купить и на Новую сцену Свердловского театра музыкальной комедии. В 2021 году ей было присвоено имя Михаила Сафронова. Как вы видите ситуацию изнутри, как театр смог пережить потерю своего директора?  

- Михаил Вячеславович много сделал для театра, он был душой музкомедии.  К премьере здесь выпустили книгу «Счастливое место» – мне кажется, что для Михаила Вячеславовича этот театр и был счастливым местом. Он привел сюда многих актеров, подыскивал режиссеров, выбирал темы спектаклей. Премьера «Сильвы» состоялась через несколько дней после того, как он ушел от нас. Я очень рада, что Дмитрий Белов и Дмитрий Волосников получили за этот спектакль «Золотую маску». Не знаю, как артисты справлялись с волнением, как они пели, потому что я сидела в зале и плакала. Было очень волнительно и трогательно.

- Жизнь в театре продолжается, с этого года в музкомедии новый художественный руководитель Филипп Разенков.

- Это тоже была идея Михаила Вячеславовича – он заметил Филиппа Сергеевича на постановках в Новосибирске. И когда он сказал – хотелось бы посмотреть – у меня не оставалось выбора, как знакомиться, смотреть, разговаривать с Филиппом Сергеевичем. Мне показалось, что он очень подходит театру. В меру авантюрный, амбициозный, он сошелся с артистами. Его первым спектаклем в Екатеринбургской музкомедии стал «Бокаччо» – его любит публика. Кстати, еще одна премьера этого года в театре – «Одолжите тенора» Антона Музыкантского – это тоже была идея Михаила Вячеславовича Сафронова. Очень приятно, что театр воплотил все, что он задумывал. Теперь все надежды на Филиппа Сергеевича, его чутье, вкус, авторитет в театральной среде.

- В 2021 году впервые специальный приз жюри «Золотой Маски» получил театр, расположенный за пределами Екатеринбурга – Новоуральский театр музыки, драмы и комедии…

- Это первый опыт награждения театра, который не находится в столичном городе региона. Я очень рада за Новоуральск, звезды сложились в их пользу. Очень много театров федеральных, где блистательные артисты – но не случилось. Сегодня на постановку можно пригласить кого угодно, были бы возможности и артисты, которые соответствуют видению режиссера-постановщика.

- Раз заговорили о театрах областных, то с точки зрения хозяйской – удалось ли «залатать дыры», где они были, и привести площадки в порядок, ведь во многих городах прошли юбилеи.

- Серовский театр недавно отметил 80-летие, он размещается во дворце культуры, но здание находится в хорошем состоянии. Точно так же в Каменске-Уральском Драма номер Три играет спектакли в здании ДК. Оно не очень подходит в качестве типового здания театра, но сейчас там уютно и комфортно. Мы начали капитальный ремонт в старейшем театре региона – Ирбитском драматическом театре имени Островского. В рамках нацпроекта «Культура» будет отремонтирован Новый Молодежный театр Нижнего Тагила. Если говорить о Екатеринбурге, то смотрите – ТЮЗ, Театр кукол, Театр балета «Щелкунчик» – у всех отличные новые отремонтированные залы. Урал Опера Балет получает финансирование на протяжении нескольких лет, и здание находится в очень хорошем состоянии. Сейчас наши заботы – это два театра: осталось отремонтировать Свердловский театр драмы и Театр музыкальной комедии.

- Уральские театры часто выезжают на обменные гастроли, насколько они востребованы?

- Очень востребованы. Есть такой федеральный проект «Большие гастроли», в его рамках Новоуральский театр кукол ездил в Чувашию, Театр драмы Каменска-Уральского показывал свои спектакли в Томске. Но, поскольку в «Больших гастролях» не все зависит от нас из-за конкурсных процедур, то мы уже третий год подряд сами делаем обменные гастроли. Наши театры получают субсидию на эти поездки. И тогда Тагильский театр едет в Серов, Екатеринбургский театр едет в Тагил – в те города, где есть театральные площадки со светом, звуком, определенными параметрами сцены. Иногда, если нас просит муниципалитет, гастроли проходят там, где никогда не был профессиональный театр. Это так здорово, люди благодарят, для них это большое событие. И это еще один вопрос, связанный с Пушкинской картой. В Пелыме, Красноуральске театра нет. Один раз можно съездить в Екатеринбург, но ведь услуга должна быть здесь и сейчас. Поэтому в 2022 году большее количество театров получает эту субсидию, чтобы люди в небольших городах не чувствовали себя забытыми.

- Если говорить про гастроли, то это еще и концерты знаменитых музыкантов.

- Мы, конечно, избалованы вниманием самых топовых музыкантов. Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Денис Мацуев, с которым мы реализуем несколько проектов, когда он в маленьких городах дарит музыкальным школам инструменты. В начале 2022 года случилось еще одно важное событие. Между Юрием Башметом и Министерством культуры Свердловской области было заключено соглашение о создании на базе Уральского музыкального колледжа первого филиала Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Это первое звено, которое дает навыки работы в оркестре. Наши дети будут иметь определенные преференции. Юрий Абрамович на протяжении 10 лет патронировал наш Уральский юношеский симфонический оркестр. Сейчас он будет дирижировать нашим коллективом, обучать навыкам сыгранности. Мы рассчитываем, что это будет хорошая система подготовки кадров для Свердловской филармонии: детские школы искусств – Уральский юношеский симфонический оркестр – Оркестр в Уральской государственной консерватории – Уральский молодежный симфонический оркестр – Уральский академический филармонический оркестр. Это предел мечтаний очень многих.

Такое сотрудничество открывает возможности для молодых, талантливых, очень юных молодых людей. Это ситуация успеха не только для детей Свердловской области, но и для юных музыкантов, которые живут в других субъектах Уральского региона, и в силу разных причин в их городах нет оркестров, где они могли бы проходить такую практику.

- И продолжая тему сотрудничества – недавно было подписано соглашение между Губернатором Свердловской области, мэром Екатеринбурга и директором Эрмитажа.

- Первый договор был о строительстве центра «Эрмитаж-Урал», его открытие состоялось 1 июля 2021 года при участии министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. «Эрмитаж-Урал» открылся выставкой французского романтизма и импрессионизма и сразу стал местом притяжения горожан – в 2021 году центр посетили более 50 тысяч человек. Сейчас подписано соглашение о сотрудничестве. Договорились, что выставки Эрмитажа будут появляться у нас раз в полгода. Будут проходить «Дни Эрмитажа», куда приезжают ведущие искусствоведы, мастера, реставраторы. У нас уникальное фондохранилище – я ничего подобного от Москвы и Санкт-Петербурга в сторону Дальнего Востока не видела. Есть возможность реставрировать бумагу, дерево, кость, стекло и учить этому. Сейчас мы рассматриваем возможность сделать на базе площадей фондохранилища мастерские, где реставраторы из других регионов смогут повышать свою квалификацию. 

- В России 2022 год объявлен Годом культурного наследия, а в Свердловской области – Годом Мамина-Сибиряка. Что предстоит, что особенного искать зрителям в афише?

- На сайте Министерства культуры Свердловской области есть общий план мероприятий года, посвященного Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку. Это выставки, спектакли, поездки, в том числе, экскурсии для школьников. Например, в Висим – место, где писатель родился, в другие населенные пункты области, тоже связанные с Маминым-Сибиряком. Это память о наших знаменитых земляках – у нас уже был год Евгения Павловича Родыгина, Павла Петровича Бажова. Эти юбилейные даты позволяют познакомиться с литературным, музыкальным наследием наших земляков, чтобы молодые люди, которые здесь живут, осознавали Урал как место силы и край, который так много сделал не только в промышленности, металлургии, но и в культуре.

- Переосмысляется это наследие?

- Да, в наших библиотеках очень много обращений к творчеству уральских писателей. Мамин-Сибиряк писал о красоте края, о быте рудознатцев и промышленников, и каждый, читая его произведения, открывает для себя свой Урал. Что касается Года культурного наследия, то в регионе будут проходить выставки костюмов, выступления национальных коллективов и оркестров, программы, посвященные самобытному языку, культуре, традициям народов, которые населяют Свердловскую область – а их свыше 160. Хранители традиций есть во всех городах региона. Например, в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала имеются костюмы, которым уже более ста лет. Такие наряды собирают буквально по частям в рамках фольклорно-этнографических экспедиций.

Принимать культуру другого человека, уважать ее – это тоже очень важная составляющая нашей гармоничной жизни. Дети, которые родились здесь, должны говорить не только на русском, но и на родном языке, знать традиции своего народа, песни, не забывать традиционные народные кушанья.

- Мы встречаемся в канун профессиональных праздников – Всемирного дня театра, Дня работника культуры. Что бы вы пожелали своим коллегам и себе, конечно же?

- В этот день в Свердловской области свой профессиональный праздник отмечают тысячи увлеченных, творческих и инициативных специалистов: работники клубных учреждений, киносети, сотрудники библиотек и музеев, педагоги детских школ искусств и колледжей, деятели театра, писатели, музыканты, художники и реставраторы.

Своим трудом вы обеспечиваете сохранение и преумножение культурно-исторического наследия нации. Утверждаете высокие нравственные, гуманистические ценности. Помогаете понимать и ценить прекрасное.

Благодаря активной деятельности сотрудников музеев и библиотек, театров и концертных организаций, педагогов, специалистов домов культуры, представителей творческих союзов Свердловская область по праву остается одним из главных культурных центров России.

В планах этого года – новые спектакли и концертные программы, юбилеи творческих коллективов, гастроли, фестивали и конкурсы профессионального мастерства.

Дорогие друзья! Искренне благодарю вас за подвижнический труд и преданность любимому делу! За талант и радость, которые вы щедро дарите людям! Желаю вам крепкого здоровья, вдохновения, неиссякаемой энергии, постоянного творческого поиска и новых профессиональных достижений во благо процветания Свердловской области!

25.03.2022

 

 

 

смотрите такжевернуться к разделу