Дмитрий Карасюк: может быть, я не знаю какой-то очень оригинальной истории, но пока ещё мне её никто не рассказал

Екатеринбургский писатель и журналист Дмитрий Карасюк презентует книгу, посвящённую истории советской битломании. На создание летописи «Как мы любили "Битлз". История битломании в СССР» ушло около 3,5 лет, серьёзная часть этого времени – на общение с героями. Почти две сотни только тех, кто пообщался с автором лично. А есть ещё архивные документы, свидетельства очевидцев в разных источниках – в общем, масштабом книга действительно тянет на летопись. Поговорили с Дмитрием Карасюком – о битломании, конечно.

- Тебя самого битломания не обошла стороной?

- Для меня история «Битлов» осознанно началась в школьные годы, когда я обнаружил в семейной фонотеке миньоны «Мелодии». На каждом по 3-4 песни, названия были переведены странным образом, не всегда подписано, что это «Битлз», иногда просто стояло: «Вокально-инструментальный ансамбль (Англия)». Мне музыка очень понравилось. Позже появился магнитофон, можно было слушать записи. В 1985 году в Свердловск из Тбилиси приехала группа «Блиц», они выступали в костюмах а-ля «Битлз», пели битловские песни. В Доме офицеров, где проходил концерт, на двери я увидел объявление: те, кто любит «Битлз», приглашаются в ДК МЖК на встречу. Я приехал и оказался на организационном собрании Уральского клуба любителей музыки «Битлз», сейчас он называется Уральский Битлз-клуб. Потом было первое заседание клуба на базе «Чайфа» в ДК Горького, там была представлена обложка первого номера самиздатовского журнала «Эплоко». Это название придумал я, журнал выходит до сих пор и является старейшим фанзином на территории бывшего СССР. А мой репортаж о том самом историческом концерте группы «Блиц» вошёл в первый номер «Эплока».

Уральский Битлз-клуб, день рождения Джона Леннона, 09.10.1985. Фото из архива Уральского Битлз-клуба

- В клубе слушали музыку, смотрели фильмы «Битлз»?

- На одну из встреч кто-то принёс видеомагнитофон. Большинство из нас его увидели первый раз в жизни. Поставили фильм «A Hard Day’s Night» на немецком языке, кто-то пытался переводить, но это было не важно, там же очень мало разговоров. У многих был культурный шок, потому что такого объёма живых битлов никто из нас раньше не видел. По советскому телевидению тогда мелькали только какие-то небольшие кусочки, чаще всего одни и те же.

Следующим мероприятием клуба должно было стать отмечание 45-летия Джона Леннона в ДК МЖК. К празднику архитекторы сделали огромный постер-коллаж, где все присутствующие расписались, и Миша Козырев написал знаменитую фразу «Леннон и теперь живее всех живых». Этот коллаж забыли на столе, а на следующий день в ДК проходило районное комсомольское мероприятие. Члены президиума увидели газету, после чего история Битлз-клуба временно прервалась. Возродился он в 90-е, но через полгода появился Свердловский рок-клуб, и туда переместилась большая часть участников.

Потом я продолжал любить «Битлз», но в 90-е на нас обрушилось много разной музыки. Сейчас не могу сказать, что я являюсь битломаном, но отношусь к ним с глубоким уважением.

- Почему именно «Битлз»?

- Никто всерьёз историей советской битломании не занимался. Мне хотелось исследовать это явление и написать о нём как можно подробнее.

Группа «Блиц» (Грузия)

- Как реагировали люди, с которыми ты общался, когда их просили вспомнить историю 30-40-летней давности?

- Большинство интервью я записывал по телефону, и я слышал, как при слове «Битлз» лица собеседников расплываются в улыбке. Известные люди, меня совершенно не знавшие, начинали фонтанировать воспоминаниями и делали это с большим удовольствием. Ведь с многими из них никто про это никогда не разговаривал. Понятно, что Макаревичу такой вопрос задавали десятки раз, а вот у тренера Татьяны Тарасовой или режиссёра Глеба Панфилова наверняка никогда не спрашивали, какую роль сыграли «Битлз» в их жизни. Воспоминания явно доставляли огромное удовольствие. Это как первую любовь вспомнить.

- Список персон, чьи свидетельства вошли в книгу, занимает 8 страниц. До кого оказалось сложнее всего достучаться?

- Я не смог поговорить с тремя людьми. Не смог добраться до Горбачёва, в пресс-службе сказали, что он плохо себя чувствует, и его такими разговорами лучше не беспокоить. Я дозвонился до секретарши Руслана Хасбулатова, она вышла с ним пошептаться и сказала, что Руслан Имранович на эту тему говорить не хочет. Его можно понять, потому что он как-то нафантазировал про свою личную встречу с «Битлз», и потом над ним долго смеялись. Видимо, он не хотел снова в это погружаться. И я не смог поговорить с Градским. Я до него дозвонился, но он сказал, что в последние годы с журналистами вообще не общается. Заставить его говорить я не мог. Но несмотря на то, что личного разговора с этими людьми не получилось, слова всех трёх героев в книге есть – использованы их воспоминания, которые я нашёл в других источниках.

Коля Васин, коллекционер, писатель-историограф, создатель крупнейшего в России музея группы The Beatles (Санкт-Петербург). Фото Андрея Усова

- Были какие-то открытия во время работы над книгой?

- Открытием было почти всё. Даже опубликованные раньше материалы никто не собирал вместе, чтобы сложилась цельная картина. Десятки и сотни людей о своем отношении к «Битлз» вообще рассказывали впервые в жизни.

- Ещё не звучат претензии, что всё было совсем не так? Речь ведь про всеобщих любимцев.

- Из 40 глав книги только первая рассказывает о группе. Большая часть – это о том, как у нас любили «Битлз». У меня были прекрасные консультанты – это екатеринбуржец Леонид Баксанов, бывший екатеринбуржец, а сейчас житель Санкт-Петербурга Сергей Грибушин, москвичи Андрей Луканин и Алексей Богаевский. Это не битломаны и не битлолюбы, они именно битловеды, которые знают о группе, наверное, всё. Книга уже дошла до первых читателей, и сейчас начинаются претензии, но другого плана – что ж ты меня не спросил про это, я мог бы тебе ещё рассказать. Или: а почему меня в этой книге нет, у меня тоже есть истории. Но нельзя объять необъятное. И потом, многие рассказы типичны. Музыка «Битлз» проникала сквозь железный занавес одними и теми же способами, и рассказывают про это жители Ленинграда, Новосибирска и Алматы примерно одинаково. Чаще всего это были сначала западные радиостанции, потом магнитофонные плёнки, потом пластинки. Может быть, я не знаю какой-то очень оригинальной истории, но пока ещё мне её никто не рассказал. Зато я развеял какие-то мифы, нашёл очень много материала, который вообще нигде не фигурировал.

The Beatles Fest Екатеринбург, 06.07.2019. Фото Александра Ежа Осипова

- По твоим ощущениям, какой самый битломанский город? Питер? Свердловск?

- В книге четыре главы полностью питерские – одна посвящена Коле Васину, вторая – праздникам, которые он организовывал. Есть глава про Андрея Тропилло и питерские бит-группы 80-х. Свердловских историй тоже много, но целиком главы про Свердловск нет, потому что не было такого явления, которое целиком бы замкнулось на Урале. Но нам тоже есть, чем гордиться. Приоритет в издании журнала, до сих пор единственный в России памятник квартету. Трудно сказать, какой более битломанский город. Наверное, в силу закрытости Свердловска, музыка сюда проникала с чуть большим скрипом. Ленинграду в этом плане больше повезло – за счёт близости к Европе и большого количества туристов.

Есть Самара – очень продвинутый в плане битломании город. Есть Челябинск, который чуть не назвал улицу в честь Леннона. В книге собраны истории от Калининграда до Владивостока, от Ташкента до Архангельска, почти из всех бывших союзных республик, по крайней мере, 12 из 15 точно есть.

Для меня, свердловчанина, который именно здесь впервые столкнулся с музыкой «Битлз», конечно, наш город вполне себе битломанский. А человек, выросший в Питере, наверняка скажет: да у нас всё было круче. Но ведь и Москва скажет точно так же.

Материал Валерии Костюник / Культура-Урала.РФ.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл