Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Дмитрий Филатов: «Молодость – это состояние души, готовой к новым открытиям»

Интервью с новым главным дирижёром Уральского молодёжного симфонического оркестра

Дмитрий Филатов: «Молодость – это состояние души, готовой к новым открытиям»

Интервью с новым главным дирижёром Уральского молодёжного симфонического оркестра

Свердловская филармония представила нового главного дирижёра Уральского молодёжного симфонического оркестра. Концертный сезон 2022/2023 коллектив откроет с Дмитрием Филатовым. Для уральской публики это имя уже на слуху, маэстро стоял за пультом и Молодёжного, и Уральского филармонического оркестров. Пришло время знакомиться поближе. Поговорили с Дмитрием Филатовым о старте в музыке, авторитаризме и о том, как изменится в ближайшее время Уральский молодёжный симфонический оркестр. 

Дмитрий Филатов – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных по классу флейты. Окончил аспирантуру по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» в классе народного артиста России Сергея Скрипки. С 2003 года дирижёр Симфонического оркестра Белгородской филармонии. С 2009 года – художественный руководитель симфонического оркестра Белгородского института искусств и культуры. Лауреат международного конкурса имени Евгения Светланова в Париже, обладатель медали и приза «Симпатий оркестра» конкурса молодых дирижёров имени Ильи Мусина. Обладатель Гран-при Международного конкурса «Искусство 21 века».

– Как начались ваши отношения с музыкой?

– С ранних лет, сколько помню себя, музыка всегда волновала. Всё начиналось в форме игры. Моя семья дружила с педагогом Белгородского музыкального училища Людмилой Колосовой. Она и ввела меня в этот мир. Музыкальную школу окончил по классу фортепиано, но был и опыт обучения на блок-флейте, тромбоне. В 12 лет я почти забросил классическую музыку, играл в рок-группе. После девятого класса общеобразовательной школы подал документы в одиннадцатый класс, не думал связывать жизнь с музыкой. Мама у меня инженер-химик, папа инженер-строитель – по одному из этих путей я и полагал идти дальше. Нам кажется, что мы создаём судьбу, но есть моменты в жизни, когда судьба нас ведёт. Летом родители уехали отдыхать, а я остался с бабушкой. Моя учительница по фортепиано увидела во мне потенциал профессионального музыканта и привела к своему коллеге, а он посоветовал поступать в музыкальное училище в класс флейты, обещая при хорошей успеваемости помочь с созданием в училище рок-группы. Родители, узнав о таком решении, сильно удивились, но препятствовать не стали.    

Новая жизнь оказалась абсолютно не похожа на ту, к которой я привык в школе. Мы сутки проводили в училище, занимались, общались. Рок-группу создать не получилось, зато организовали диксиленд, который впоследствии вырос до 10 музыкантов. Приходилось устраивать репетиции, делать аранжировки. Ну и, конечно, флейта. Спустя 4 года я уже был убеждён, что с этим инструментом будет связана моя дальнейшая жизнь. Мысль о профессии дирижёра пришла уже в Москве, в период обучения в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Есть предложения, от которых невозможно отказаться. Предложение Свердловской филармонии возглавить Молодёжный оркестр было из этой серии?

– Со Свердловской филармонией мы сотрудничаем уже три года. У вас уникальная филармония, такая команда, которой может позавидовать любая филармония мира. Для меня большая честь стать частью этого замечательного коллектива.

– Что сейчас ждёт Молодёжный оркестр, что изменится с вашим приходом?

– Сейчас мы пока присматриваемся друг к другу, я знакомлюсь с коллективом, общаюсь с концертмейстерами, провожу прослушивания. Мне важно установить контакт с музыкантами, обсудить цели, услышать их мнение.

Перед коллективом всегда стояли две задачи – воспитание молодых музыкантов и творческая составляющая. Время диктует свои условия и задачи. Работа в коллективе обусловлена возрастным ограничением (в Молодёжном оркестре возраст музыкантов не превышает 35 лет, – прим ред.). За это время многие ребята выросли и стали профессиональными музыкантами, соответственно, и уровень коллектива вырос. Но, с другой стороны, мы должны думать о творческом обновлении. Хотелось бы снивелировать этот момент, сохранить тот уровень, который был достигнут. 2023 год объявлен президентом годом педагога и наставника. И эту задачу мы планируем реализовать в нашем коллективе. Из тех ребят, которые достигли возрастного ценза, сформируется команда наставников, которые будут полезны молодым музыкантам.

Продолжится сотрудничество с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром Юрия Башмета – это образовательные программы, мастер-классы, где музыканты Молодёжного оркестра выступят наставниками своих младших коллег. Будем работать над расширением аудитории наших слушателей, новыми форматами концертов, новыми программами. В сентябре у нас запланированы концерты для студентов вузов, выступления в филиалах филармонии – это расширение географии гастролей в регионе. Мы намерены выйти на стриминговые сервисы с записями оркестра. В планах выступления с лучшими солистами и дирижёрами в залах Москвы и Санкт-Петербурга. Продолжит работу Молодёжная академия, когда в Свердловскую филармонию приезжают ребята из разных стран и городов, и идёт творческое сотрудничество. Этот молодёжный дух очень важен в оркестре.

Насколько вы являетесь тираном для этого молодёжного духа?

– Молодость для меня – это состояние души, готовой к новым открытиям, способной учиться и воспринимать. Думаю, слово «тиран» здесь не уместно. Для меня главное в коллективе – это творческая атмосфера, приверженность общему делу, самоотдача и, конечно, ответственность каждого музыканта. Я бы охарактеризовал наши отношения как педагогическо-партнерские.

Впереди новый сезон. Каким он будет, на что вы посоветуете обратить внимание слушателям?

– В программах сезона множество интересных и увлекательных программ. Стартовала Международная молодежная академия, и 6 сентября в Большом зале филармонии мы исполним Серенаду для струнного оркестра и Симфонию №2 Петра Ильича Чайковского. На открытии концертного сезона Молодёжного оркестра 19 сентября кларнетист Игорь Фёдоров исполнит с оркестром несколько премьер, во втором отделении концерта прозвучит симфония «Манфред» Чайковского. Концерты для вузов города в сентябре, гастроли коллектива по городам России в октябре. Я с удовольствием приглашаю слушателей на наши концерты. Они, действительно, уникальны и не оставят равнодушными.

Блиц-опрос

  • Какой палочкой дирижируете?

Которую сделал сам.

  • Дирижировать по партитуре или знать её наизусть?

Предпочитаю дирижировать без партитуры. Мне нравится фраза, сказанная Бюловым Штраусу: «Партитура должна быть в голове, а не голова в партитуре, даже если вы сами её написали». Когда ты видишь на концерте глаза музыкантов, это поистине настоящий контакт и ощущение сотворчества.

  • Если репетиция, то утренняя или вечерняя?

Предпочитаю утренние репетиции. Но этот момент для меня не принципиален.

  • Композитор, которого обязательно должна исполнить Молодёжка?

Для меня не важно что, а важно как. Конечно, ежегодно мы исполняем премьеры новых сочинений, и это необходимо и для оркестра, и для слушателей. Но сейчас хотелось бы уделить больше внимания звучанию оркестра, работе над балансом, гибкостью, фразировкой.

  • Классика неприкосновенна или это место для экспериментов?

Мне кажется, на дирижёре лежит большая ответственность. Классика и стала классикой потому, что она актуальна всегда. Дирижёр – своего рода медиум между композитором, музыкантами и слушателем, и поэтому любые эксперименты в этой области не должны исказить идею и смысл произведения. Несколько лет назад я исполнил премьеру произведения композитора Ольги Викторовой Beethoven First, а в своей программе «Симфо-рок» сделал фантазию на темы из музыки Бетховена. Мне кажется интересным восприятие слова «рок» в XIX веке и rock сейчас. С помощью ритм-секции попытался сделать более выразительным тот дух, который есть в этой музыке.

  • Ваши интересы вне профессии?

Мне очень нравится природа и тишина. С удовольствием читаю, люблю живопись, театр и, конечно, спорт. Покататься на велосипеде, поиграть с сыном в футбол. С Борисом Березовским в мае поиграли в бадминтон, совсем недавно на гастролях оркестра в Кургане Александру Николаевичу Колотурскому проиграл один мяч в настольный теннис (смеётся). Теперь жду реванша.

Музыка – это целый мир эмоций и переживаний и, конечно, важно, чтобы для музыканта это были не просто слова, а их жизненный и эмоциональный опыт.

Беседовала Валерия Костюник. Фотографии предоставлены пресс-службой Свердловской филармонии.

30.08.2022

 

 

 

смотрите такжевернуться к разделу