Дмитрий Филатов: «Молодость – это состояние души, готовой к новым открытиям»

Свердловская филармония представила нового главного дирижёра Уральского молодёжного симфонического оркестра. Концертный сезон 2022/2023 коллектив откроет с Дмитрием Филатовым. Для уральской публики это имя уже на слуху, маэстро стоял за пультом и Молодёжного, и Уральского филармонического оркестров. Пришло время знакомиться поближе. Поговорили с Дмитрием Филатовым о старте в музыке, авторитаризме и о том, как изменится в ближайшее время Уральский молодёжный симфонический оркестр. 

Дмитрий Филатов – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных по классу флейты. Окончил аспирантуру по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» в классе народного артиста России Сергея Скрипки. С 2003 года дирижёр Симфонического оркестра Белгородской филармонии. С 2009 года – художественный руководитель симфонического оркестра Белгородского института искусств и культуры. Лауреат международного конкурса имени Евгения Светланова в Париже, обладатель медали и приза «Симпатий оркестра» конкурса молодых дирижёров имени Ильи Мусина. Обладатель Гран-при Международного конкурса «Искусство 21 века».

– Как начались ваши отношения с музыкой?

– С ранних лет, сколько помню себя, музыка всегда волновала. Всё начиналось в форме игры. Моя семья дружила с педагогом Белгородского музыкального училища Людмилой Колосовой. Она и ввела меня в этот мир. Музыкальную школу окончил по классу фортепиано, но был и опыт обучения на блок-флейте, тромбоне. В 12 лет я почти забросил классическую музыку, играл в рок-группе. После девятого класса общеобразовательной школы подал документы в одиннадцатый класс, не думал связывать жизнь с музыкой. Мама у меня инженер-химик, папа инженер-строитель – по одному из этих путей я и полагал идти дальше. Нам кажется, что мы создаём судьбу, но есть моменты в жизни, когда судьба нас ведёт. Летом родители уехали отдыхать, а я остался с бабушкой. Моя учительница по фортепиано увидела во мне потенциал профессионального музыканта и привела к своему коллеге, а он посоветовал поступать в музыкальное училище в класс флейты, обещая при хорошей успеваемости помочь с созданием в училище рок-группы. Родители, узнав о таком решении, сильно удивились, но препятствовать не стали.    

Новая жизнь оказалась абсолютно не похожа на ту, к которой я привык в школе. Мы сутки проводили в училище, занимались, общались. Рок-группу создать не получилось, зато организовали диксиленд, который впоследствии вырос до 10 музыкантов. Приходилось устраивать репетиции, делать аранжировки. Ну и, конечно, флейта. Спустя 4 года я уже был убеждён, что с этим инструментом будет связана моя дальнейшая жизнь. Мысль о профессии дирижёра пришла уже в Москве, в период обучения в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Есть предложения, от которых невозможно отказаться. Предложение Свердловской филармонии возглавить Молодёжный оркестр было из этой серии?

– Со Свердловской филармонией мы сотрудничаем уже три года. У вас уникальная филармония, такая команда, которой может позавидовать любая филармония мира. Для меня большая честь стать частью этого замечательного коллектива.

– Что сейчас ждёт Молодёжный оркестр, что изменится с вашим приходом?

– Сейчас мы пока присматриваемся друг к другу, я знакомлюсь с коллективом, общаюсь с концертмейстерами, провожу прослушивания. Мне важно установить контакт с музыкантами, обсудить цели, услышать их мнение.

Перед коллективом всегда стояли две задачи – воспитание молодых музыкантов и творческая составляющая. Время диктует свои условия и задачи. Работа в коллективе обусловлена возрастным ограничением (в Молодёжном оркестре возраст музыкантов не превышает 35 лет, – прим ред.). За это время многие ребята выросли и стали профессиональными музыкантами, соответственно, и уровень коллектива вырос. Но, с другой стороны, мы должны думать о творческом обновлении. Хотелось бы снивелировать этот момент, сохранить тот уровень, который был достигнут. 2023 год объявлен президентом годом педагога и наставника. И эту задачу мы планируем реализовать в нашем коллективе. Из тех ребят, которые достигли возрастного ценза, сформируется команда наставников, которые будут полезны молодым музыкантам.

Продолжится сотрудничество с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром Юрия Башмета – это образовательные программы, мастер-классы, где музыканты Молодёжного оркестра выступят наставниками своих младших коллег. Будем работать над расширением аудитории наших слушателей, новыми форматами концертов, новыми программами. В сентябре у нас запланированы концерты для студентов вузов, выступления в филиалах филармонии – это расширение географии гастролей в регионе. Мы намерены выйти на стриминговые сервисы с записями оркестра. В планах выступления с лучшими солистами и дирижёрами в залах Москвы и Санкт-Петербурга. Продолжит работу Молодёжная академия, когда в Свердловскую филармонию приезжают ребята из разных стран и городов, и идёт творческое сотрудничество. Этот молодёжный дух очень важен в оркестре.

Насколько вы являетесь тираном для этого молодёжного духа?

– Молодость для меня – это состояние души, готовой к новым открытиям, способной учиться и воспринимать. Думаю, слово «тиран» здесь не уместно. Для меня главное в коллективе – это творческая атмосфера, приверженность общему делу, самоотдача и, конечно, ответственность каждого музыканта. Я бы охарактеризовал наши отношения как педагогическо-партнерские.

Впереди новый сезон. Каким он будет, на что вы посоветуете обратить внимание слушателям?

– В программах сезона множество интересных и увлекательных программ. Стартовала Международная молодежная академия, и 6 сентября в Большом зале филармонии мы исполним Серенаду для струнного оркестра и Симфонию №2 Петра Ильича Чайковского. На открытии концертного сезона Молодёжного оркестра 19 сентября кларнетист Игорь Фёдоров исполнит с оркестром несколько премьер, во втором отделении концерта прозвучит симфония «Манфред» Чайковского. Концерты для вузов города в сентябре, гастроли коллектива по городам России в октябре. Я с удовольствием приглашаю слушателей на наши концерты. Они, действительно, уникальны и не оставят равнодушными.

Блиц-опрос

Какой палочкой дирижируете?

Которую сделал сам.

Дирижировать по партитуре или знать её наизусть?

Предпочитаю дирижировать без партитуры. Мне нравится фраза, сказанная Бюловым Штраусу: «Партитура должна быть в голове, а не голова в партитуре, даже если вы сами её написали». Когда ты видишь на концерте глаза музыкантов, это поистине настоящий контакт и ощущение сотворчества.

Если репетиция, то утренняя или вечерняя?

Предпочитаю утренние репетиции. Но этот момент для меня не принципиален.

Композитор, которого обязательно должна исполнить Молодёжка?

Для меня не важно что, а важно как. Конечно, ежегодно мы исполняем премьеры новых сочинений, и это необходимо и для оркестра, и для слушателей. Но сейчас хотелось бы уделить больше внимания звучанию оркестра, работе над балансом, гибкостью, фразировкой.

Классика неприкосновенна или это место для экспериментов?

Мне кажется, на дирижёре лежит большая ответственность. Классика и стала классикой потому, что она актуальна всегда. Дирижёр – своего рода медиум между композитором, музыкантами и слушателем, и поэтому любые эксперименты в этой области не должны исказить идею и смысл произведения. Несколько лет назад я исполнил премьеру произведения композитора Ольги Викторовой Beethoven First, а в своей программе «Симфо-рок» сделал фантазию на темы из музыки Бетховена. Мне кажется интересным восприятие слова «рок» в XIX веке и rock сейчас. С помощью ритм-секции попытался сделать более выразительным тот дух, который есть в этой музыке.

Ваши интересы вне профессии?

Мне очень нравится природа и тишина. С удовольствием читаю, люблю живопись, театр и, конечно, спорт. Покататься на велосипеде, поиграть с сыном в футбол. С Борисом Березовским в мае поиграли в бадминтон, совсем недавно на гастролях оркестра в Кургане Александру Николаевичу Колотурскому проиграл один мяч в настольный теннис (смеётся). Теперь жду реванша.

Музыка – это целый мир эмоций и переживаний и, конечно, важно, чтобы для музыканта это были не просто слова, а их жизненный и эмоциональный опыт.

Беседовала Валерия Костюник. Фотографии предоставлены пресс-службой Свердловской филармонии.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл