Как работал уральский композитор Евгений Родыгин: песни, гастроли, поклонники

Композитор Евгений Родыгин и артист Иван Пермяков проработали бок о бок около 50 лет – записывали песни, гастролировали по области с «поездами искусств», выступали по всей стране. Попросили Ивана Ивановича рассказать, как работалось с известным уральским композитором.

Читайте воспоминания о совместной работе, запрете на песни и многотысячных хоровых исполнениях хитов Евгения Родыгина.

Начало

В 1962 году я, молодой артист, только поступил в Уральский хор. Отработал всего-навсего два месяца, и коллектив пошел в отпуск. В августе на Свердловском телевидении записывалась «Песня о Свердловске». Но для бэк-вокала не хватало исполнителей, все разъехались по разным городам. И мне предложили поучаствовать. Так в первый раз посчастливилось сотрудничать с Евгением Павловичем Родыгиным. Запев он делал сам вместе с артисткой танцевальной группы Августой Воробьевой. А мы подпевали – «Пускай над перекрестками…».   

Предложение, от которого нельзя отказаться

В 1960-е годы по Свердловской области разъезжали «поезда искусств». В поездках участвовали Симфонический оркестр филармонии, Уральский хор, Муслим Магомаев, Николай Рыбников, другие выдающиеся артисты. Давали по 43 концерта за полтора месяца. К концу одной такой поездки подходит ко мне Евгений Павлович и говорит: «Иван, я внимательно наблюдал за тобой, приглашаю тебя участвовать в моих авторских концертах».

Мне, молодому артисту, это предложение было очень дорого. Конечно, я согласился. Быстро разучили несколько песен, все они были на слуху – «У границы», «Едут новоселы», «Уралочка». Выступлений было очень много: в Свердловске, в городах Свердловской области, городах России и союзных республик. На декады литературы и искусства, проходившие в них, Евгения Павловича всегда приглашали. Он очень много вложил в меня как в артиста. Родыгин аккомпанировал мне на рояле или баяне, нередко пели и дуэтом. Так в течение 50 лет мы трудились плечом к плечу.

Как увести композитора от поклонников

В те времена был Союзмузфонд, он занимался пропагандой творчества композиторов Советского Союза, организовывал гастроли по всей стране.  По Уралу мы обычно ездили на темно-вишневой «Волге» Евгения Павловича, он был заядлым автолюбителем.

Очень часто после концерта задерживались. Евгения Павловича окружали поклонники, задавали вопросы, не отпускали. У нас с ним была договоренность – когда надо было уезжать, он громко, чтобы все слышали, со значением говорил: «Иван, нам нужно собираться, я еще должен звонок сделать в Министерство культуры СССР». Это был сигнал.

Первым делом дисциплина

Во время гастролей у Евгения Павловича была железная дисциплина, репетиции без всякого послабления. Он говорил: «Завтра, Иван, я уйду на час заниматься в филармонию. А ты приходи на час позднее, и мы будем с тобой репетировать». И так было всегда. На гастролях он много работал. Брал с собой в поездки подборки стихов – искал новые интересные тексты для песен. Занимался английским языком – вообще, он был очень образованный человек, ему посчастливилось получить хорошее образование.  

Совместное творчество

Над одной из песен мы работали вместе. На гастролях во Владимире сидели в номере, я читал, он говорит: «Ну-ка, Иван, послушай». И начинает наигрывать. «Как тебе?» Я говорю: «Знаете, Евгений Павлович, хорошо, но вот в этом месте немножко в сторону бы мелодию увести». Он попросил меня спеть, чтобы послушать, как это будет звучать. И мы создали эту песню совместно, на концертах ее всегда принимали «на ура». Но Уральский хор ее не пел – возможно из-за того, что у Евгения Павловича были несколько натянутые взаимоотношения с Владимиром Горячих, руководителем коллектива в то время. Он говорил мне: «Я не понесу сам песню, иди отдай ты». Но это тоже не помогло, песня пролежала несколько лет. Только потом появилась новая певица и стала запевать ее с хоровой группой. Это песня «Звездочка тучку задела» на стихи пермского поэта Владимира Радкевича.

Лучше хором

У нас было несколько поездок по Казахстану, и мне хорошо запомнился концерт в Целинограде – полный зрительный зал на 2,5 тысячи мест. Евгений Павлович сначала играл за роялем, потом взял баян, и как только позвучали первые ноты, весь зал встал и запел с нами хором «Едут новоселы». Это что-то невероятное творилось, пришлось три раза повторять эту песню. Вот такой порыв народа, такая любовь к его песням останется на всю жизнь в памяти.

Песню запретить нельзя

Одно время песни Евгения Павловича были под запретом. В 1972 году эмигрировал Григорий Варшавский, автор стихов ко многим его песням, и ответом со стороны государства стал запрет на их исполнение. А это и «Песня о Свердловске», и «Белым снегом» – самые известные. Для автора это было очень горько, он тяжело переживал, я все это видел. Мы отправлялись в очередную поездку по Советскому Союзу, он показал мне новые стихи «Песни о Свердловске». Я начал петь с новым текстом, а зрительный зал в ответ – мы будем петь те слова, на которые была написана песня! Поначалу так и было: я пою одно, зрительный зал – другое. А потом все равно исполнял старый вариант.

Материал Валерии Костюник для Культура-Урала.РФ. Фото из личного архива Ивана Пермякова.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл