# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Дни Эрмитажа в Екатеринбурге

Большой текст о главной выставке ноября на Урале в ожидании открытия центра «Эрмитаж-Урал»

С 10 по 15 ноября в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в пятый раз проходят Дни Эрмитажа. В их программе - Эрмитажные лекторий и кинотеатр, подведение итогов конкурса «Искусный глагол», а также главное событие программы - традиционная выставка одного шедевра. На этот раз в Екатеринбург привезли картину Клода Моне «Большая набережная в Гавре».

Изначально предполагалось, что пятые юбилейные Дни Эрмитажа пройдут уже в новом Центре «Эрмитаж-Урал» на ул. Вайнера, 11. Его открытие было назначено на красивую дату –   11.11.2020. Но пандемия коронавируса внесла свои бескомпромиссные коррективы в эти планы. Финансирование проекта на стадии оснащения выставочного центра на ул. Вайнера, 11 и Фондохранилища с реставрационными мастерскими на ул. Вайнера, 16 необходимым музейным оборудованием сократилось почти в три раза.

Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин так прокомментировал сложившуюся ситуацию:

«Открытие центра “Эрмитаж-Урал” было запланировано на 11 ноября 2020 года. И по идее мы должны были бы встречаться там, но получилось так, как получилось. Наверное, мы пытаемся извлечь из этого пользу. Возможно, эта остановка была нужна, чтобы более осмысленно подойти ко многим вещам. Оснащение такого сложного с инженерной точки зрения здания, как “Эрмитаж-Урал”, даже двух зданий — это очень непростая задача. И действительно, может быть и во благо то, что у нас возникла такая пауза, которая дала нам возможность подумать и протестировать очень многие вещи. Сейчас, к сожалению, все упирается в деньги. Изначально за финансирование оснащения двух зданий (на Вайнера, 11 и Вайнера, 16 - прим. ред.) брался федеральный бюджет. Об этом шли переговоры, но все договоренности растаяли в воздухе в марте 2020 года. Тогда речь шла о 200 миллионах рублей. Эта цифра была разумная, не слишком большая, не слишком маленькая для того, чтобы оснастить оба здания, причем бОльшая часть средств приходилась на реставрационное оборудование, оно дорогое и капиталоемкое. Сейчас эта смета глубоко переработана, причем так, что производителей и поставщиков из первоначального списка практически не осталось. Мы стараемся выбрать доступные решения местных производителей. Бюджет сократился на сегодняшний момент в три раза. И сейчас городской и областной власти нужно принять решение, в каких пропорциях распределится нагрузка на эти бюджеты. У нас все калькуляции и сметы готовы, но кто плательщик? не музей точно. Это все-таки сумма, которая существенно превосходит возможности ежегодного финансирования музея. Речь идет о 75 миллионах рублей».

Начальник Управления культуры Администрации Екатеринбурга Илья Марков взял на себя гарантии, что весной будущего года Центр «Эрмитаж-Урал» откроется:

«Многие события 2020 года внесли коррективы в наши планы. В настоящий момент администрация Екатеринбурга прикладывает большие усилия, чтобы действительно открыть центр в апреле 2021 года. Предстоит еще огромная работа, в том числе и сотрудникам музея. Что касается финансирования, администрация города нашла в себе силы запустить первый этап инсталляции выставочного оборудования. Пока мы сосредоточены на этой задаче. Что же касается будущего экспозиционного центра “Эрмитаж-Урал”, то я готов взять на себя обязательство, что к апрелю-месяцу оборудование здесь будет смонтировано. И 85-летний юбилей Екатеринбургского музея изобразительных искусств, он как раз в апреле, мы встретим в новом пространстве центра «Эрмитаж-Урал».

Замглавы Администрации Екатеринбурга по социальной политике Екатерина Сибирцева поддержала коллегу и заявила о том, что открытие центра «Эрмитаж-Урал» - одна из приоритетных задач для администрации города и выразила сдержанную уверенность в реализации проекта:

«Конечно, проект, "Эрмитаж-Урал" – большой, он связан не только с выставочным залом, но и научно-исследовательской и просветительской работой, которая обязательно будет вестись в Музее ИЗО совместно с Государственным Эрмитажем. Это задача, которая является приоритетной для администрации Екатеринбурга. Мне приятно сказать, что несмотря на все наши сложности сегодня и с бюджетом, и с коронавирусной историей, работа продолжается, и я совершенно уверена, что 2 апреля Центр "Эрмитаж-Урал" откроется. Мы прилагаем, поверьте, все усилия для того, чтобы проект жил. Колоссальная работа уже проделана, осталось немного. Приятно, что Дни Эрмитажа в пятый раз у нас проходят».

Одним из центральных событий Дней Эрмитажа, традиционно является Выставка одного шедевра. Год назад в Музее изобразительных искусств показали картину «Сборщики податей» нидерландского мастера XVI века Маринуса ван Реймерсвале, в 2018 года это была работа «Балованное дитя» кисти французского художника XVIII века Жана-Батиста Грёза. Сейчас на втором этаже музея выставляется долгое время малоизвестная картина одного из столпов импрессионизма Клода Моне «Большая набережная в Гавре».

Подробнее о выставке рассказала её куратор, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Наталья Дёмина:

«Мне кажется, что выставка одной картины - это возможность увидеть её в фокусе. И в этом смысле работе Клода Моне повезло, что она выбрана в качестве превью для нашей большой выставки в апреле, потому что, как правило, она теряется в кругу других работ Моне, а здесь, оказавшись одна, в музейном пространстве, она засияла, как и полагается яркой импрессионистической картине 1870-х годов (время зарождения импрессионизма, как направления в искусстве - прим. ред.).

Всего в Эрмитаже хранится 14 картин Клода Моне, когда-то приобретенных Сергеем Щукиным и братьями Морозовыми. Они были собраны в Москве, а после революции национализированы и превращены в Музей нового западного искусства, который в 1948 году был ликвидирован и коллекции разделили между Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве и ленинградским Эрмитажем. Но эта картина происходит из другого собрания, - немецкого коллекционера Отто Кребса. Она прибыла в Советский Союз в 1949 году и до 1995 года вообще была неизвестна (находилась в специальном хранилище – прим.ред.). В 1995 году ее впервые показали, что называется urbis et orbis, городу и миру. И это был взрыв (в музейных и искусствоведческих кругах - прим. ред.), потому что коллекция Отто Кребса считалась утраченной, долгое время о ней ходили только некие слухи. Поэтому мы хотим показывать такие вещи - малоизвестные, малоизученные. Замечу, что, например, в пятитомном каталоге работ Клода Моне эта картина до сих пор воспроизводится в черно-белом варианте. То есть это вещь, которая надолго исчезла из поля зрения искусствоведов и оказалась в тени других работ Клода Моне, хотя заслуживает быть в первых рядах. Она была написана тогда же, что и икона импрессионизма – "Восход солнца. Впечатление" (картина 1872 года, давшая название всему направлению импрессионизма)».

Гавр - город на побережье Нормандии, в устье Сены, достиг процветания, прежде всего, за счет своего быстро развивающегося торгового порта. Из него отправлялись суда в Британию, Африку, через Атлантику. В то же время и речное пароходство в Гавре был востребовано, поблизости располагались модные курорты. Для Клода Моне Гавр был родным городом. Хотя родился он в Париже, с 5 лет жил в Гавре, куда перевез семью его отец-бакалейщик. В Гавре Моне начал рисовать карикатуры, принесшие ему первый заработок. После отъезда на учебу в Париж художник часто возвращался в Гавр, здесь были написаны такие работы как «Дама в саду», около дюжины пейзажей порта и программное для импрессионизма произведение «Впечатление. Восход солнца».

Что же касается будущей выставки в Центре «Эрмитаж-Урал», открытие которой назначено на 2 апреля 2021 года, пока Наталья Дёмина уверенно называет имена импрессионистов и постимпрессионистов - Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Камиля Писарро и Поля Гогена.

«Наша будущая выставка будет посвящена французскому искусству XIX века, и мы предполагаем показать как произведения мастеров, которые работали согласно академическим правилам, творчество которых перекликается с русской академической живописью, так и работы главных деятелей французского авангарда - импрессионистов и постимпрессионистов. Будут экспонироваться картины Сезанна, Гогена, Писарро, Ренуара, то есть всех тех художников, которые совершили революцию во французском искусстве в 70-80-годы XIX века. Мы всегда делаем выставки, опираясь на несколько принципов, один из которых - нужно привезти главные вещи, другой - нужно показать то, что не демонстрируется (в постоянной экспозиции Эрмитажа - прим. ред.). Коллекция французского искусства в Эрмитаже обширна, но не может быть сопоставима с коллекцией французского искусства в Лувре или в Музее Орсе по представительности и по составу имен. Французская коллекция первой половины XIX века в Эрмитаже включает яркие имена и большой блок живописи мастеров, которые были знамениты в то время, а сейчас забыты. Во многом потому, что в ХХ веке история искусств писалась с позиций победившего импрессионизма. И все, что было не импрессионизмом, считалось искусством устаревшим».

«Большая набережная в Гавре» Клода Моне выставлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на ул. Воеводина, 5 до 17 января 2021 года. С полной программой Дней Эрмитажа можно ознакомиться на сайте музея.

Материал Ирины Киселевой, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ

Вас также могут заинтересовать