Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

«Мы - то место, где сохраняется, приумножается и спасается»

Решение о создании центра «Эрмитаж-Урал» было принято в 2013 году. Изначально предполагалось, что открытие состоится в 2016 году. Однако из-за нехватки финансирования и отсутствия подрядчика сроки постоянно сдвигались. Спустя два года тендер на строительство получил «Атомстройкомплекс», и новый срок сдачи назначили на ноябрь 2020 года, приурочив его к историческому дню рождения Екатеринбурга. Затем случилось то, что случилась, из-за пандемии и недостаточного финансирования открытие пришлось перенести на апрель 2021 года - 1 апреля музей отметил 85-летний юбилей. Но уже в феврале стало понятно, что дата открытия центра вновь отодвигается. Сейчас она запланирована на 1 июля. Дата, опять же, не случайна. Именно в этот день началась эвакуация экспонатов Государственного Эрмитажа в Свердловск в связи с началом Великой Отечественной войны.

Здание центра «Эрмитаж-Урал» было возведено в 1912 году по проекту архитектора Константина Бабыкина. Именно здесь в 1936 году были развернуты первые экспозиции Свердловской картинной галереи (с 1988 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В годы Великой Отечественной войны в галерее хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные сокровища Государственного Эрмитажа.

«Здание стало фактически спасителем для коллекции Эрмитажа. Здесь в годы войны хранилась вся постоянная экспозиция. Эта история достойна того, чтобы стать таким основополагающим мифом, определяющим наш регион. Мы - тыл, мы – опора, Урал - то место, где сохраняется, приумножается и спасается историческое и культурное наследие», - уверен директор музея изобразительных искусств Никита Корытин.

Из Ленинграда в Свердловск были привезены 1 180 000 экспонатов, из которых чуть меньше половины хранились именно в этом здании. За хранение, реставрацию, проверку и учет на протяжении четырех лет отвечали 32(!) человека. Когда война закончилась, все экспонаты были вывезены обратно в Ленинград. Ни один из них не был потерян.

«Совершенно немыслимо для сегодняшних дней в какие сроки была совершена такая операция. Это просто подвиг администрирования и человеческого участия. Повсюду в этом здании, на всех этажах и во всех помещениях находились ящики с экспонатами. Их в не было только на третьем этаже, потому что из-за узкой лестницы ящики было невозможно туда поднять. Поэтому здесь располагались кабинеты. В центре «Эрмитаж-Урал» на этом месте будет мемориальная экспозиция, посвященная сотрудникам Эрмитажа. Посетители смогут больше узнать о тех, на ком лежала ответственность за сохранение огромной коллекции, а также о том, как проходила транспортировка сокровищ Эрмитажа, и в какие сроки это было сделано».

«Дело в том, что у нас почти у всех сотрудников есть личные дела, есть фотографии, мы знаем, как они выглядели, мы знаем, чем они занимались, как их звали, и это пространство посвящено тому, чтобы эту память сохранить и приумножить. Мы все понимаем, что этот труд близок к героическому, но, чтобы сделать это понятным для горожан, мы создаем эту экспозицию», - добавляет Никита Корытин.

Второй этаж музейного центра будет зоной рекреации. Посетители смогут здесь выпить кофе, перекусить перед или после экскурсии рядом с галерейным окном. На стене рядом будет постоянная трансляция расписания лекториев, крупных планов экспонатов и различной культурно-значимой информации. Вариант, когда можно просто прийти за кофе и пойти дальше по своим делам, не заходя на выставку, также предполагается.

«Мы хотели показать доступность музея, продемонстрировать то, что в музей можно зайти выпить кофе, пообщаться с друзьями, просто подумать. Это важно – знать, что музей — не какое-то страшное место».

Фойе и атриум, построенные за последние годы, отличаются от основного здания музея не только по цвету стен (в атриуме они белые), но и по используемым материалам. Зал постоянной экспозиции имеет паркетный пол и более нейтральные и спокойные для восприятия цвета – светло-серые. В залах основной экспозиции будет размещаться коллекция западноевропейского искусства. 227 предметов из нее были подарены нашему музею Эрмитажем в благодарность за сохранение экспонатов в годы войны.

В целом, подготовка залов к размещению всех экспозиций почти закончена. Установлено современное оборудование для поддержания необходимой температуры и влажности. Осталось отрегулировать новейшую систему освещения экспонатов, каждая картина и скульптура будет подсвечиваться направленно.

Кроме постоянной экспозиции западноевропейского искусства и мемориальной выставки, отдельное пространство определено для временных выставок из Эрмитажа. Они будут проходить два раза в год. Под первую из них зал сейчас уже готов. Сотрудники называют его своей маленькой гордостью, технически он оснащен по всем параметрам, которые предъявляются лучшими музеями мира. На первой выставке будет представлено порядка 120 произведений французской живописи XIX века из собрания Эрмитажа.

Завершается наша экскурсия в подвале здания на Вайнера, 11. Здесь важно отметить, что в 1930-е годы это здание было выбрано под картинную галерею из-за железобетонных перекрытий с ригелями, которые конструктивно делают его очень прочным. На случай, если (не дай Бог, конечно!) случится пожар, в подвале установлена станция газового пожаротушения. Экспонаты нельзя тушить водой, поэтому используется перфторированный китон - единственный газ, которым можно тушить огонь и который безопасен для человека. Добавим, что раньше в подвале было хранилище для экспонатов, так называемые запасники. Предметы искусства загружали и разгружали через местные колодцы с приямками. Сейчас же фондохранилище и реставрационные мастерские будут располагаться в отдельном здании. Его открытие также запланировано на лето 2021 года. И это - предмет особой гордости Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Центр «Эрмитаж-Урал» станет первым из спутников Эрмитажа с собственным центром хранения и реставрации, ни в Казани, ни в Омске, где уже работают региональные центры Эрмитажа, отдельного фондохранилища нет.

Текст Ирины Киселевой, фотографии Алексея Колчина / Культура-Урала.РФ

08.04.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу