Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

От авангарда до «Картинника»

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств на Воеводина, 5 открылась новая экспозиция советского искусства. В последний раз её можно было увидеть осенью 2015 года в здании музея на Вайнера, 11. Завсегдатаи музея за эти пять с лишним лет успели соскучиться по девушкам Уралмаша с картин «На стройке Уралмаша» Самуила Адливанкина и «Работницы Уралмаша на заводе» Юрия Пименова или «Переходу» Натальи Нестеровой. Не все эти картины вернулись в новую экспозицию. 

Ирина Кудрявцева, заведующая отделом современного искусства музея и со-куратор экспозиции:

«Больше половины экспонатов, которые вошли в окончательный состав постоянной экспозиции – это работы, которые уже давно не выставлялись, и редко прежде появлялись на временных выставках. При подготовке была проделана колоссальная работа нашими реставраторами. Более полутора сотен произведений нужно было привести в порядок и экспозиционный вид. Очень важно отметить, что музейное собрание развивается и пополняется регулярно, так в новую экспозицию вошли и произведения из числа новых поступлений, дополнившие нашу коллекцию в последние несколько лет. К примеру, совсем недавно в музей были переданы предметы, созданные обществом «Картинник» и художником Евгением Малахиным (более известным как Старик Б.У.Кашкин). Считаю, что для нас это большой прорыв. Это не привычная станковая живопись на холсте, а причудливые объекты, собранные из разных материалов, которые не так просто хранить и демонстрировать. Для нас принципиально важной представляется задача рассказать историю отечественной культуры в ее многообразных проявлениях, в том числе наметив линию неформальных художественных практик, существовавших параллельного официальному советскому искусству. Мы постарались ввести несколько таких штрихов к многогранному образу того времени».

Тамара Галеева, искусствовед, заведующая кафедрой истории искусств и музееведения УрФУ:

«Новую экспозицию отечественного искусства советского периода в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств отличают осмысленность и структурированность. Ее создателям удалось в ограниченном пространстве нескольких небольших залов в здании на Воеводина сделать не просто развеску полотен по хронологии, цветовым пятнам и по форматам картин (что, безусловно, тоже имеет важное значение), но создать впечатляющую художественную панораму эпохи, снабженную для удобства посетителей и линией-времени (time-line), и аннотациями на разделы, на  отдельные произведения, которые можно брать в руки и ходить по залам, и виртуальным проектом «Переход», посвященным живописи 1980-х годов. Отобрав для постоянной экспозиции знаковые вещи, концептуально их выстроив, ее создатели предложили зрителю серьезный визуальный разговор о продолжительном и сложном периоде развития отечественного искусства при советской власти.

Конечно, Екатеринбургский музей уступает составом и объемом своего собрания советской живописи национальным сокровищницам – Третьяковской галерее в Москве или Русскому музею в Петербурге, у него иной масштаб, но вполне достойный, к тому же с характерным «уральским акцентом». Кураторы экспозиции выбрали значимые произведения известных российских мастеров (многие из них были в предыдущих советских экспозициях), но также постарались расширить их круг, представить зрителям новые имена и новые произведения. Например, в маленьком входном зале «Искусство 20-х годов» впервые показан портрет Николая Цицковского (преподавал в 1920-е в Екатеринбурге, а жизнь свою закончил в США), который, как мне кажется, обозначает в экспозиции линию творчества художников, оказавшихся в эмиграции (подобные персонажи присутствуют и в других залах, например, Виктор Гончаров). Здесь же – недавно приобретенная скульптура Ильи Камбарова «Гордиев узел» (открывает пунктирную линию деревянной скульптуры в других залах – от Исаака Трембовлера, Сергея Коненкова до Юрия Крылова).

Традиционно интересен раздел экспозиции, посвященный живописи 1930-х годов, в котором лидируют работы ведущих советских мастеров, побывавших в начале этого десятилетия на Урале в художественных экспедициях – командировках (Юрий Пименов, Самуил Адливанкин, Борис Иогансон и др.). Их лирические индустриальные композиции, немногочисленные пейзажи, портреты ударников строительства и производства укрепляют статус и значимость «уральского» в уральском искусстве. В этой части тоже появились произведения, не часто прежде экспонировавшиеся: к примеру, «Екатеринбург» Давида Штернберга или работа Амшея Нюренберга «Ударник-изобретатель Макаров» (особо внимательные зрители могли видеть копию этой картины на Первой Уральской биеннале современного искусства - прим. ред.).

Важно, что в общую линию развития советского искусства органично вплетено искусство уральское, причем не только Свердловска-Екатеринбурга. Каждый раздел, каждый этап новой экспозиции представляет свою эпоху убедительно, возникают яркие эффекты. Скажем, в зале, посвященном 1960-м годам, где центральной является культовая работа Геннадия Мосина и Миши Брусиловского «1918 год» (как в свое время на Всесоюзной выставке 1963 года), вау-эффект возникает еще и потому, что знаменитая картина соседствует со значимыми работами в истории советского искусства. Мощный пространственный и цветовой эффект идет именно от этого сочетания имен, картин в желто-красно тональности (в этом зале в охристо-красных тонах представлены картины «Аэродром» Георгия Нисского, «У костров негасимых» Николая Чеснокова, «Мы» Яниса Осиса и др. работы – прим.ред.).

Больше вопросов или, скорее, размышлений, вызывает часть экспозиции, представляющая 1980-е годы, особенно период перестройки, т.е. вторую половину десятилетия. Это время «разброда и шатаний», сомнений и надежд, представлено «переходами», «шлагбаумами», «кулачными дискуссиями» (Александр Алексеев, Валерий и Ольга Штукатуровы), но также пространственными объектами Николая Федореева (тоже впервые в постоянной экспозиции). Безусловно, новая экспозиция отечественного искусства советского периода в Екатеринбургском музее – важный и значимый этап осмысления этого периода в музейном деле Екатеринбурга, и в России».

Илья Шипиловских, руководитель Арт-галереи Ельцин Центра:

«Экспозиция очень плотная и требует вдумчивого просмотра. Если вы забежите на 15 минут, то, конечно, сможете сделать селфи со знаковой для Екатеринбурга огромной картиной «1918» Миши Брусиловского и Геннадия Мосина или ярким натюрмортом Петра Кончаловского, но понять в рамках подобного экспресс-посещения, что же за искусство было у нас в советский период, будет непросто. Может создаться впечатление, что в 1920-е годы не было авангарда, с 1930-х по 1950-е было счастливейшее время, 1960-е – 1970-е это время суровых мужчин и нежных женщин, которое привело к сомнениям и тревогам 1980-х.

Зритель, готовый уделить экспозиции время, будет вознагражден (для меня идеи и их понимание - это награда) пониманием многослойности и сложности всего советского периода. Этому способствуют тексты в экспозиции, благо они представлены в достатке. К каждой картине есть небольшая экспликация, к каждому разделу, отражающему то или иное десятилетие, тематический текст. Это большой плюс, тексты написано легко и интересно, в них проговорено и о том, что соцреализм был не совсем реализмом, а помимо искусства членов союза художников, существовала неофициальная художественная жизнь. Но, всё-таки, музей художественный, и зритель идёт туда в первую очередь за визуальными впечатлениями, а поэтому немного жаль, что скользя взглядом по плоскости представленных картин, он по-прежнему не увидит никакого противовеса изобилию деревенского праздника 1935 года и победителям в Великой Отечественной войне, осенённым ликом Сталина, а также, по-прежнему, ничего, кроме картин и скульптур вплоть до самого конца 1980-х. Закончу тем, что, обновлённая экспозиция нравится мне больше, чем прежняя, очень важно, что искусство советского периода снова представлено публике, но не думаю, что на этом стоит останавливаться с обновлением».

Фотографии Кирилла Дедюхина/Культура-Урала.РФ

20.04.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу