# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

В Екатеринбурге стартовал III Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова

Интервью с двукратным обладателем премий «Грэмми» и «Золотая Маска»

15 февраля в Екатеринбурге стартовал III Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова – двукратного обладателя премии «Грэмми», лауреата премий «Золотая Маска», «Casta diva», «BraVo». Абдразаков выступал в крупнейших оперных театрах мира, включая Большой и Мариинский театр, Ла Скала, Метрополитен-оперу, Ковент-Гарден, Парижскую оперу, Венскую и Баварскую государственные оперы. Он также неизменный участник международных фестивалей. В 2009 году дебютировал на Зальцбургском музыкальном фестивале, где с успехом выступает и в настоящее время.

Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова - это большое событие не только для Урала, но и для всей России. На сцене Свердловской филармонии прославленный бас выступал впервые. 19 февраля фестиваль продолжится на родине артиста в Уфе, 21 февраля фестивальную эстафету перехватит Казань, а завершится Международный фестиваль 26 февраля концертом в большом зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

- Почему именно Екатеринбург был выбран для открытия фестиваля с учетом того, что прежде вы здесь никогда не выступали?

- А вот именно поэтому. Я здесь никогда не выступал и мне интересно было сюда приехать и привезти талантливую молодежь. Я очень рад наконец приехать в Екатеринбург, это прекрасный город. Я сам живу здесь недалеко, я из Уфы, из Башкортостана, можно сказать, что мы соседи и для меня большая радость приехать на Урал, и именно сюда, где центр оперного искусства Урала. Также я привез своих коллег – своего друга итальянского тенора Лучано Ганчи, который уже выступал в Москве, но никогда не был в Сибири и на Урале. Для него тоже большая радость и приключение приехать сюда из Рима, где сегодня было +20. Он подготовился, даже купил зимнюю куртку.

Затем Уральским филармоническим оркестром на открытии дирижировал маэстро Михаил Татаренков. Он здесь выступал уже несколько раз. Прекрасный дирижер, мой друг, мы вместе с ним начинали в Мариинском театре когда-то, правда, он тогда играл на скрипке в оркестре, а я уже пел. И также на сцену выйдут сегодня молодые ребята, начинающие певцы из Академии Елены Образцовой, которых я услышал, которые мне понравились, и я привез их показать – какие есть у нас молодые и перспективные таланты.

- Расскажите, как возникла идея проведения фестиваля?

- Очень легко, это идея Елены Васильевны Образцовой. Когда она понимала, что она уже не сможет тянуть Международную академию музыки, она попросила меня заняться этим. Поработав там, я понял, что Академия – это хорошо, но нужно искать таланты по всей России. В Санкт-Петербурге есть Мариинский театр, в Москве – есть Большой. Но много талантов и вне столиц, и мы начали искать по стране. Фестиваль – это платформа для молодых ребят, смотр, где они могут сразу выйти на сцену вместе с опытными, именитыми певцами. Это возможность сразу показаться. И есть уже результаты – кто-то из наших ребят заключил контракты с агентствами, кто-то получил контракты в Европе, кто-то доходил до финала конкурса Чайковского, а кто-то будет со мной вместе выступать в 2021 году. Вот, например, Кирилл Белов – он родился в Уфе, сын тенора Владимира Белова. Кирилл поехал в Мариинский театр в Академию. Я его услышал на записи, отобрал его, он пел на фестивале в прошлом году. А сейчас он выходит в небольшой партии в Опере Монте-Карло. Или другой пример – Диляра Идрисова.

- Что для вас самое важное на фестивале?

- Мне кажется, самое важное – познакомить молодежь Уральской консерватории и других музыкальных учебных заведений региона, показать, что возможны такие проекты, когда на одной сцене выступают те, кто еще учится и зрелые певцы, которые поют на международной сцене. Здорово, что есть такой обмен. Это дает шанс молодому поколению приблизиться к прекрасному, а нам – поделиться накопленным багажом знаний и опыта. Тем, что наработано в разных постановках, в работе с разными режиссерами и дирижерами. Передать молодежи этот опыт – по-моему – это здорово. Потому что в свое время, когда я был молодой и начинал свою карьеру, мне очень помогали Ирина Архипова, Елена Образцова, Валерий Гергиев, Рикардо Мути, Джеймс Ливайн – великие вот эти глыбы – певцы и дирижеры, а также режиссеры, с которыми я работал. Их опыт и знания в совокупности составляют то, что я сегодня делаю и мне хочется поделиться этим с молодежью.

- Каждый фестиваль – это тщательно продуманная программа. В этом году он проходит под знаком Верди. Почему?

- Прежде всего, Джузеппе Верди – это тот композитор, который написал огромное количество опер для всех голосов – и для сопрано, и для тенора, и для баса – для моего голоса. В прошлом году у меня вышел альбом с Верди, я записал диск. Верди для меня – это композитор, с которым я выступил во всех театрах мира и многие его оперы я продолжаю исполнять. Мне захотелось сделать акцент именно на этом композиторе.

- Как проходил отбор на мастер-класс в Екатеринбурге? Желающих было очень много…

- Знаете, я получил более трехсот заявок, и, конечно, было непросто сделать выбор. Я отслушивал все заявки сам, и даже искал дополнительно записи некоторых певцов на ютюбе, если мне было что-то недостаточно понятно и тогда уже определялся – кто мог бы участвовать в мастер-классе. В Екатеринбурге мы отобрали сначала около сорока человек, а затем из них уже осталось 12.

- Ваши ощущения от сегодняшней молодежи. После прошедшего мастер-класса, что можете сказать, как оценить?

- Оценивать я начал еще до открытия фестиваля. Скажу, что уровень хороший. Но есть ошибки, скорее преподавателей, которые дают молодежи «не свой репертуар», или дают произведения, которые еще рано певцу исполнять. Это очень печально. Понятно, что для педагога здорово, когда его ученик выходит и поет какое-то значимое произведение. Но это плохо для самого певца, потому что он закончит консерваторию или другое учебное заведение, пойдет куда-то работать и не пропоет долго. Мы к чему-то стремимся, но, чтобы достичь определенных высот, к ним нужно прийти постепенно, выбирая правильный репертуар. Начинать с чего-то несложного, с правильно выбранных композиторов. Не надо петь сразу Вагнера, а спеть Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, которые развивают голос. Не зря же мы говорим bel canto — то есть «красивое пение». Когда мы начинаем петь красиво, тогда уже можно строить и брать произведения других композиторов – более сложных Верди, Мусоргского. Но основа пения – красивое звуковедение и дыхание. А многие не дышат – вроде бы звук идет, а дыхания нет.

- А сами вы правильно начинали?

- Вы знаете, я три раза хотел бросить вокал. Не знаю правильно ли я начинал. Мой педагог меня очень ругала, но она и сейчас ругает. (Миляуша Муртазина – профессор Уфимского государственного института им. Исмагилова – прим. ред.). Но вот я начал заниматься пением – один день хорошо идет, потом – плохо, через месяц – опять хорошо. И ты вроде бы поешь все тоже самое, и начинаешь задумываться в чем причина. Понять причину не можешь, думаешь – ну может я тупой, надо бросать. И так было три раза – вот это желание бросить. И я благодарен судьбе и педагогу, что все же не бросил. Хочу сказать важный момент. Есть те ребята, которые присылают мне записи, я слышу их и понимаю – ребята здорово поют и это уже готовые певцы. Я понимаю, что они выйдут на сцену, что-то споют и это будет прекрасно. Но они – уже готовые певцы и они уже нашли работу в каком-то театре. То есть уже зацепились. Им что-то подсказать – проблем нет. А есть те, которым еще нужно зацепиться, где-то себя показать. Вот им я уделяю больше времени. Я не знаю правильно это или неправильно, но мне кажется, что нужно помогать тем, кто уже закончил консерваторию и не знает куда пойти, где показать себя, как выбрать репертуар. Вот таким ребятам подсказывать мне кажется важным.

Материал Ирины Киселевой / Культура-Урала.РФ

Фотографии предоставлены пресс-службой Свердловской филармонии

Вас также могут заинтересовать