# Национальный проект "Культура"# СТОПКОРОНАВИРУС

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Достойная молодежь Урала

Авторская колонка музыковеда Марии Лупановой о концерте Уральского юношеского симфонического оркестра

В Большом зале Свердловской филармонии 5 марта состоялся концерт Уральского юношеского симфонического оркестра под управлением Антона Шабурова. Звучала музыка Чайковского и Бетховена, однако выбор произведений был не стандартный и жанрово сложный. Молодежный коллектив достойно справился с этой задачей, продемонстрировав отнюдь не ученический уровень, хотя за пультами находились студенты средних и высших профессиональных учебных заведений (оркестр является коллективом «открытого типа», что предполагает в его оркестровых сессиях участие молодых музыкантов из 11 учебных заведений и 18 территорий УрФО).

В первом отделении концерта исполнялась Оркестровая сюита № 2 (С-dur), Ор. 53 Чайковского. Сам композитор обозначал ее как «характеристическая», подразумевая, что каждая из пяти частей – эффектные зарисовки резко контрастных, не связанных друг с другом образов, которые обозначены им как «Игра звуков», вальс, скерцо (с шумно врывающимися «голосами улицы» – гармошечными наигрышами и удалой песней), музыкальная картинка «Сны ребенка» и характерный «Дикий танец» с подзаголовком «подражание Даргомыжскому». Надо отдать должное и молодым исполнителям, и, конечно, дирижеру, что при кажущейся простоте сюиты, так была выстроена форма каждой части, что слушатели с большим интересом следили за развитием всех «внутренних сюжетов», чисто и внятно прочерченными тембровыми проведениями (как, например, в «фугированной» разработке «Игры звуков»), элегантным звукоизвлечением (в вальсе), за тонкими живописными звукоизобразительными эффектами (в «Снах ребенка») и яркими, даже смачными звучаниями скерцо и «Дикого танца». И главное – стилистически все это звучало очень верно. Приятно удивила медная группа, умеющая играть мягко и тихо, способность оркестра брать аккорды, как единый инструмент – с такими «мелочами» не всегда справляются и «взрослые» коллективы.

Второе отделение было посвящено не часто встречающемуся в традиционных концертах жанру музыкально-литературной композиции. Увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт» Людвига ван Бетховена известна каждому и мало кто знаком со всей музыкой (для голоса, сопрано и оркестра) к театральной постановке. Нам в этот вечер посчастливилось услышать остальные 9 номеров вместе с текстом Гёте. Его замечательно за всех героев читал актер Сергей Радченко. Две разные по состоянию песни Клерхен (возлюбленной Эгмонта) исполняла солистка театра Урал Опера Балет Наталья Карлова (к слову, петь Бетховена не так просто). А молодежный оркестр, переключившись на другую стилистику, показал себя с другой стороны. Здесь преобладало более мощное, напористое, безжалостно-маршевое начало, хотя было место и для мягкой лирики. Думаю, особенно непривычна для молодых оркестрантов была мелодраматическая часть, когда художественное слово и музыка звучали одновременно. Музыканты достойно справились со всеми сложностями, и, хотя чувствовалось, что они уже чуть подустали, финал прозвучал блестяще и благодарная публика долго аплодировала. С интересом будем ждать следующих программ Уральского юношеского симфонического оркестра.

Текст Марии Лупановой / Культура-Урала.РФ

Вас также могут заинтересовать