Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Green Royal Fest. Вечер четвертый. Немного мистический

Сольный концерт на Green Royal Fest Бориса Березовского был «окутан тайной», поскольку точную программу не указали, и, как сообщили слушателям перед началом, пианист решил сначала прочувствовать атмосферу сада Вайнера, ее настроение и только после этого определиться с тем, что будет звучать. И каково было удивление, когда на своем первом концерте после 4 месяцев мирового затишья Борис Березовский остановил свой выбор на произведениях… Скрябина. «Я и Скрябин – не очевидная вещь. Скрябин – это мир эстетский, философский и несколько далекий от меня. Тем не менее, я влюбился в эту музыку». Но нам было удивительно даже не это. Два дня назад здесь уже звучал Скрябин в исполнении Андрея Гугнина и Андрея Коробейникова. Более того, (забегу вперед) 2 крупных произведения – Фантазию си минор (соч. 28) и сонату № 5 – мы смогли услышать во второй раз уже в интерпретации Бориса Березовского. Невольно задумываешься, что за дух царит в вековом саду Вайнера, какие тонкие материи притягивает к себе и почему?

В итоге программа выстроилась по условным периодам творчества (хотя, скорее, по образно-эмоциональному строю, если быть точными, поскольку хронологически не все произведения относились к обозначаемым периодам). В ней было три блока, состоящих из небольших пьес, завершающихся крупной формой.

Первый – отображал мир раннего Скрябина, о котором можно составить представления даже по названиям пьес: «Мечты», «Желания», Хрупкость», прелюдия (мятежная и порывистая), утонченная и в тоже время бурная Фантазия.

Во второй блок, где уже затрагиваются темы Космоса, удовольствия, экстаза, вошли «Загадка», поэма «Странность», «Танцующие прикосновения» и новаторская соната № 4. Она написана в форме-спирали, где темы появляются на разных витках развития, поднимаясь все выше и с каждым кругом эмоциональный тонус накаляется, и будто ощущается приближение к манящей мечте, отражая томление по далекому идеалу, который для Скрябина в его поэтическом эпиграфе предстает в виде далекой звезды, мерцающей сквозь легкий туман. И Борис Березовский стал для нас потрясающим проводником в эти запредельные миры.

А в третьем блоке пианист погрузил нас уже в совершенно мистические прелюдию, две поэмы и сонату № 5. Сам Скрябин писал о последней: «Это большое стихотворение для фортепиано, и я считаю его лучшим сочинением, которое я когда-либо писал. Не знаю, каким чудом мне это удалось». А мы это чудо – сложное (непривычное даже для подготовленного слушателя), с очень красивыми и сложными гармониями – имели возможность еще раз услышать и оценить.

Интересно, что даже сама структура концерта выстроилась в духе Скрябина, как воспарение по спирали на духовные вершины (прямо как в 4-й сонате). На бис еще прозвучал известный этюд до диез минор. А чтобы все-таки спуститься на землю, Борис Березовский предложил вниманию слушателей неожиданный вариант – фантазию «Исламей» на две подлинные темы (кабардинскую и татарскую) Милия Балакирева – основателя легендарной «Могучей кучки». Почему? Да потому, что, разучивая это произведение, Скрябин переиграл правую руку, карьера пианиста уже не светила, зато взошла его композиторская звезда, которая до сих пор недосягаемая мерцает на творческом горизонте. И спасибо, что Борис Березовский показал ее музыку сфер нам в этот вечер!

Текст Марии Лупановой, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ

14.08.2020

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу