# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Достойный финал

Авторская колонка музыкального критика Марии Лупановой о концертах музыкального фестиваля Be@thoven в Свердловской филармонии

Единственный в своем роде фестиваль, посвященный 250-летию Людвига ван Бетховена, блестяще завершился 30 ноября. Проведение столь масштабного мероприятия вживую (6 концертов) – сегодня явление уникальное. Екатеринбург стал единственным городом в мире, который сделал это, принимая беспрецедентные меры предосторожности как для зрителей, так и для участников (все, в том числе оркестр и даже хор были в масках). И пусть из большого бетховенского наследия прозвучало сравнительно немного, но это были знаковые произведения, давшие импульс развитию в каждом из жанров композиторам более поздних времен.

Так, предпоследний (самый камерный) концерт был посвящен вокальной лирике, в которой Бетховен стал основоположником вокального цикла (то есть ряда песен, связанных между собой поэтическим и музыкальным содержанием, составляющих цельное произведение). Замечательный немецкий баритон Томас Бауэр исполнил цикл из шести песен «К далекой возлюбленной», оp. 98 (1816) очень бережно, с большим вниманием к слову. Даже не знающему немецкого языка слушателю были понятны все движения души его героя. Затем благородное меццо-сопрано Елены Жидковой открыло нам в этом жанре другие глубины чувств, исповеданные великими романтиками. Прозвучали две песни из единственного камерно-вокальное сочинение Рихарда Вагнера зрелых лет «Песни на стихи Матильды Везендонк» (1857–1858) – его возлюбленной, но дамы замужем (сам композитор писал: «Лучшего, чем эти песни, я никогда не создавал, лишь немногое из моих произведений может выдержать сравнение с ними»). И два фрагмента из цикла «Пять песен на стихи Фридриха Рюккерта» (1901–1903) Густава Малера, которые относятся к самому счастливому времени для композитора – знакомства и женитьбы на Альме Шиндлер. Завершился этот «любовный» вечер музыкой Чайковского. Чарующее сопрано Мария Баянкина преподнесла его романс «Канарейка» и серенаду «О, дитя, под окошком твоим» как пленительные жанровые картинки. А вот Ария Лизы из оперы «Пиковая дама» (1890) по-настоящему потрясла и стала драматической кульминацией концерта. Важно отметить, что партию фортепиано великолепно исполняли: в немецком репертуаре Николаус Рексрот и в русском – Константин Тюлькин.

Заключительный вечер фестиваля Be@thoven ознаменовался самым грандиозным творением композитора. Как отметил в виртуальной встрече (Off-программа) со зрителями авторитетный музыковед, автор нескольких книг о Бетховене, член Баварской академии изящных искусств в Мюнхене профессор Дитер Рексрот:

«Бетховен своей 9-й симфонией создал и оставил художественные и этические послания, которые особым образом привело в движение новую культурную практику огромного значения. И это касается не только его времени и Европы, это касается и нынешних дней и уже всего мира».

Исполнял симфонию Международный молодежный Чайковский-оркестр (визитная карточка Оркестровой академии). В этом году профессорами академии были валторнист Кристиан-Фридрих Дальман (Германия) и скрипач Максим Косинов (Германия), а художественным руководителем – дирижер Томас Цетмайр, который и стоял за пультом. Молодые музыканты исполнили 3 части симфонии, а на 4-й к ним присоединились солисты Мария Баянкина (сопрано), Елена Жидкова (меццо-сопрано), Илья Селиванов (тенор), Томас Бауэр (баритон) и Симфонический хор Свердловской филармонии. Такое «смелое» сочетание в одном проекте молодых музыкантов с маститыми исполнителями, своеобразная преемственность поколений – тоже очень по-бетховенски. Финал симфонии был просто ошеломляющий! Особенно когда грянул хор, а пели в масках(!), т.е. артикуляции не видно и потому было почти мистическое ощущение, что звук идет откуда-то свыше… В зале царило такое воодушевление, что хотелось обнять весь мир!

Кстати, днем раньше на вокальном концерте был зачитан фрагмент из Гейлигенштадтского завещания, написанного Бетховеном 6 октября 1802 года и там были такие строки:

«Прощайте и не забудьте меня совсем после моей смерти, я заслужил это перед вами, так как в течение своей жизни часто думал о вас и о том, как сделать вас счастливыми; да будет так». 

Обращался он к своим родным, но как будто ко всем ныне живущим. Три фестивальных концерта шли в прямой трансляции. К зрителям Свердловской филармонии присоединились пусть не миллионы, но более 120 тысяч человек из России, Германии, Греции, Швейцарии, Ирана, Таджикистана, США, Израиля, Казахстана, Турции, Франции, Чехии и Японии. Дорогой Людвиг ван Бетховен! Когда мы слушаем вашу музыку, поверьте, вы делаете нас счастливыми! Так есть!

Текст Марии Лупановой, фотографии предоставлены Свердловской филармонией

Вас также могут заинтересовать