Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Фильмофонд: 1000 и одна история на пленке

Экскурсия в Свердловский областной фильмофонд

Фильмофонд: 1000 и одна история на пленке

Экскурсия в Свердловский областной фильмофонд

Бобины, километры пленочных лент, черно-белое кино – все это так привлекательно и загадочно для современного человека, вот только многие уверены, что все это осталось в прошлом. Корреспонденты информационного портала «Культура-Урала.РФ» побывали в Свердловском областном фильмофонде, где можно посмотреть киноленты с пленки.

Фильморемонтный участок

Нигде больше, кроме Фильмофонда, вы не увидите дверь с такой табличкой. За этой дверью, в светлой лаборатории Ольга Ясоновна Михайлова бережно реставрирует, ремонтирует и проверяет пленку. Коллеги называют ее хранителем Фильмофонда.

Прежде чем показывать фильм, нужно убедиться, что повреждений и надрывов не встретится, и фильм не прервется, что цвет пленки естественный, рыжий. Большой и причудливый аппарат, Ольга Ясоновна назвала его «проверочным столом», мотает пленку с одной бобины на другую при нажатии педали. Такие приспособления сделаны настолько надежно, что будут работать, пока существует пленка. Даже если выйдет из строя одна деталь, то любой грамотный слесарь сможет создать такую же.

Скорость передвижения пленки большая, но Ольга Ясоновна не пропускает ни одного изъяна, ведь пленку она пропускает через пальцы, говорит, что чувствует надрывы сразу. Все это делается на «просвет»: создан яркий свет, видна и перфорация (в данном понимании наложенный на пленку звук). Попался небольшой разрыв на пленке фильма «Мужская работа» 1990-х годов: мастер тут же отпускает педаль, а поврежденный участок пленки бережно восстанавливается – и пленка словно новая. Этот процесс называется «проклейкой». Подобное занятие – ежедневная работа: каждый экземпляр пленки необходимо просматривать и устранять повреждения.

Здесь же стоит монтажный стол – уже музейный экспонат из Свердловской киностудии. Когда-то на нем занимались монтажом полнометражных фильмов: в нужном месте склеивали фрагменты пленки, а на небольшом экране просматривали, что получилось. Нам показали несколькосекундный отрывок из жизни дикого медведя в лесу, конечно же, без звука.

Кинопроектор

У кинопроектора несложное устройство: большие катушки, яркий свет лампы откуда-то изнутри и большая лупа. Но на деле установить правильно пленку — это целый процесс, к тому же необходимо следить, не застрянет ли она где-то в лентопротяжном тракте. Для того чтобы от начала и до конца воспроизвести стандартный по времени художественный фильм нужно задействовать два, а в иных случаях и три таких кинопроектора, ведь фильмы разбиты на 10 частей – 10 одинаковых отрезков пленки. При этом зритель не должен увидеть переключения между кинопроекторами. Запускается мотор, мы слышим характерный и ни с чем несравнимый треск мерцающих кадров на пленке.

Оказалось, что на пленке – мультфильм 2012 года. Фильмы с пленки здесь показывают один раз в неделю, а по понедельникам и средам устраивают тематические показы. Часто предпочитают фильмы, которые невозможно увидеть где-то еще. А еще можно устроить киносвидание и посмотреть романтический фильм в атмосфере старомодного кинотеатра.

Фильмохранилище

Несколько комнат и запутанных коридоров от потолка до пола уставлены железными круглыми футлярами, внутри которых пленки. Всего Свердловский фильмофонд хранит около 5 тысяч копий фильмов на разных носителях, и только на пленке насчитывается свыше 3 тысяч фильмокопий в разных жанрах. Самые старые из них – «Папиросница от Моссельпрома» (1924) и «Броненосец «Потемкин» (1925). Сама пленка, конечно, новее: оригиналы снимались на нитропленку, а она горючая, поэтому в 1960-е годах все фильмы переносили на более современный материал. За исключением выцвевших, или «рыжих», как их тут называют, лент, все фильмы в фонде рабочие и в хорошем качестве.

Посетители часто спрашивают, оцифровывают ли эти пленки? «У нас нет такой задачи», – отвечают сотрудники. Куда важнее сохранить старинные экземпляры.

Не только кино: какая деятельность лежит в основе фильмофонда

– Фильмофондов никогда не существовало, кроме тех, что были при киностудиях. Например, при Свердловской киностудии работал свердловский фильмофонд, он так и назывался, считался федеральным. А вот наш фильмофонд добавлял себе приставку «областной», нас очень часто путали. Система в Советском Союзе была устроена таким образом, что все фильмы распределялись централизованно через Госкино. Сейчас на территории Свердловской области пленочного оборудования практически не осталось, поэтому сейчас только у Областного фильмофонда есть эта уникальная возможность – показывать фильмы на кинопленке, – рассказал Николай Викторович.

– Нравится ли вам здесь работать?

– Безумно. Я пришел сюда в 2008 году, когда почти вся моя трудовая деятельность была связана с культурой, и оказался в кино. На практике могу сказать, что сюда либо приходят и остаются навсегда, либо не выдерживают и года. Я отношусь к первому типу, я прикипаю, а вот молодежь стремится к поиску. Однако здесь и молодые ребята часто остаются надолго.

– Чем сегодня живет Фильмофонд?

– Наша сверхзадача – максимально обеспечить доступ к показу фильмов в регионе, чтобы в каждом муниципалитете появился свой кинотеатр. Благодаря национальному проекту «Культура» в Свердловской области с 2015 по декабрь 2021 года модернизировано и открыто 38 кинозалов в 32 муниципальных образованиях. Новогодним подарком стали новые современные кинозалы для жителей Верхней Салды, Пышмы и Талицы. Эти муниципалитеты стали победителями федерального конкурса по поддержке кинотеатров в малых и средних городах с населением до 500 тысяч жителей. К слову, наша область остается одним из лидеров по количеству открываемых кинозалов. Все это благодаря профессиональной работе регионального Министерства культуры и Свердловского областного фильмофонда по подготовке заявок в Фонд кино. Порядка 5 миллионов рублей на безвозвратной основе выделено на модернизацию каждого из кинозалов. Эти средства предназначены для покупки проектора, звукового процессора, акустической системы, 3D системы, экрана. А также на приобретение оборудования для тифлокомментирования и субтитрирования, рекламных панелей и кресел. К слову, Фильмофонд – проектный офис по внедрению услуг тифлокомментирования и субтитрирования.

Сегодня Фильмофонд – организатор крупнейших областных и всероссийских фестивалей и акций. Самые громкие проекты – областные киномарафоны «ЭтноФест» и «Победный марш», всероссийская акция «Ночь кино», российский фестиваль анимационного кино в Суздале, фестиваль российской анимации им. Бориса Дёжкина, международный студенческий фестиваль ВГИК, всероссийская акция «День короткометражного кино». Уже двенадцатый год Фильмофонд проводит Международный фестиваль-конкурс социальной рекламы «Выбери жизнь».

Одно из структурных подразделений Свердловского областного фильмофонда – это Дом кино. Здесь проходят кинофестивали, премьеры, показы авторского кино, встречи с режиссерами.

Почти музей

После Ночи музеев выставочные экспонаты так и не убрали из кабинетов фильмофонда. Окунуться в атмосферу старого кинотеатра, пленочного кино и кинобиблиотеки можно до сих пор. Причем билеты на такие необычные сеансы дешевле, чем поход в обычный кинотеатр.

Свердловский областной фильмофонд

Екатеринбург, ул. Блюхера, 4

http://www.filmofond.ru/

Текст Виктории Журавлёвой, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ.

23.08.2019

 

 

 

смотрите такжевернуться к разделу