Слово о мастере: хоровой дирижер Галина Рогожникова

Галина Петровна Рогожникова (1919-1999) – заслуженный деятель искусств РСФСР, советский и российский хоровой дирижёр, исследователь хорового искусства на Урале; профессор и проректор по научной работе Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. В разные годы Галина Петровна была главным дирижёром хоровой капеллы Свердловской государственной академической филармонии, председателем правления хорового общества Свердловской области и членом Президиума Всероссийского хорового общества.

Для наших читателей мы публикуем выдержки из книги «Слово о мастере», в которую вошли статьи, отзывы, воспоминания и письма деятелей музыкальной культуры Среднего Урала.

Алла Литвина, профессор Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, председатель Свердловского отделения Всероссийского хорового общества, художественный руководитель культурного проекта "Уральские хоровые ассамблеи имени Г.П. Рогожниковой":

"...Особенно ярко ее дарования проявились с конца 50-х годов прошлого столетия, когда она принимала самое непосредственное участие в создании и дальнейшей работе Всероссийского хорового общества. Это было время активного музыкального просветительства России через массовое хоровое исполнительство, через праздники песни и музыкальные фестивали, через «открытие» новых композиторских имен и новых сочинений. Целая плеяда замечательных музыкантов – С.Г. Эйдинов (Магнитогорск), Г.П. Рогожникова (Свердловск – Екатеринбург), К.И. Массалитинов (Воронеж) и многие другие во главе с А.А. Юрловым и А.В. Свешниковым высоко несли знамя тысячелетнего русского певческого искусства. В эти же годы Галина Петровна руководит учебным хором Уральской государственной консерватории (1960 – 1970), и работа коллектива самым тесным образом была связана с преобразованием в певческом деле России. Исполнительское мастерство хора в этот период оценивалось чрезвычайно высоко. По сути, хор консерватории занял профессиональную нишу расформированной в 1959 году хоровой капеллы Свердловской областной филармонии, что сказывалось и в качестве пения, и в репертуарной политике. Наряду с сочинениями Д. Перголези, И.С. Баха, Вилла Лобоса хор исполнял: С. Прокофьева «К 20-летию Октября», Д. Шостаковича «Казнь Степана Разина», Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория», «Курские песни», В. Рубина «Сны революции» и др.

При всех глобальных задачах Галина Петровна не забывала главного – в работе студенческого хора – воспитание будущего хормейстера, и свою работу руководителя хора – поднимала на высочайшую ступень художественного мастерства. С такой же степенью ответственности художника-педагога она работала и в классе по специальности, воспитав талантливых руководителей хоров, педагогов. Но кроме трех составляющих в творческой биографии Г.П. Рогожниковой, которые определяла она сама, – хоровой дирижер, педагог, общественный деятель, есть еще одна – исследователь. В любой сфере деятельности Галину Петровну отличала необычайная пытливость, и как следствие появились три статьи по истории хоровой культуры Урала, охватывающие почти семидесятилетний период времени с 1874 по 1940-й год. Поразительный масштаб личности Г.П. Рогожниковой обусловлен не только ее личностными качествами. Высоким профессионализмом она обязана своим учителям: А.В. Преображенскому, М.И. Паверману, Э.Я. Гольдштейн, М.Г. Богомаз, З.Г. Тарасенко, М.М. Уместнову."

Владимир Рубин, народный артист Российской Федерации, лауреат государственной премии, композитор:

"В начале шестидесятых годов прошлого столетия я от моего друга, выдающегося музыканта – руководителя Русской республиканской хоровой капеллы Александра Александровича Юрлова впервые услышал о замечательном музыканте, руководителе хора Уральской консерватории –Галине Петровне Рогожниковой.

Он мне поведал: «Она замечательный музыкант и она мне очень помогает. В наших свердловских гастролях мы уже совместно с моей капеллой и ее консерваторским хором (предварительно она со своим хором провела большую тщательную репетиционную работу) с большим успехом исполнили в концертах замечательную музыку – «Патетическую ораторию» Свиридова. А вообще в репертуаре ее хора много шедевров мировой музыки (Бах, Перголези, Вилла-Лобос и др.) Ее хор демонстрирует высокую профессиональную выучку и очень выразительное пение. Галина Петровна проявила себя не только высококлассным педагогом, но и прекрасным художественным руководителем учебного хора. Теперь мы собираемся двумя хорами, моей капеллой и ее студенческим хором исполнить вашу ораторию «Сны Революции».

Через некоторое время я в связи с исполнением моей оратории приехал в Свердловск, познакомился с Галиной Петровной, побывал на репетициях хора и вообще убедился во всем том, о чем мне поведал Александр Александрович Юрлов.

Галина Петровна была прекрасным музыкантом, волевым руководителем своего хора. Вскоре подъехал Юрлов со своей капеллой и начались совместные репетиции хоров: «Поэмы памяти Есенина» Свиридова и моей оратории – «Сны Революции». Концерты в зале филармонии прошли с большим успехом. На всю жизнь врезалась в память сцена прощания на вокзале Свердловска: мы с Александром Александровичем на площадке отъезжающего вагона, а на перроне Галина Петровна со своим хором, который провожает нас пением «Курсантской венгерки» из моей оратории. Такое не забывается.

Так началась моя ничем не замутненная многолетняя творческая и человеческая дружба с замечательным музыкантом, хоровым дирижёром и педагогом – Галиной Петровной Рогожниковой. Светлая память о ней не изгладится".

Нариман Чунихин (1929—1995), дирижер Свердловского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств РСФСР, доцент Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского:

"Я не был учеником Галины Петровны Рогожниковой. Я вообще никогда не учился на дирижерско-хоровом отделении. Но общаясь с Галиной Петровной на протяжении более трех десятков лет, я многому у нее научился как у великолепного хормейстера, мастерски владеющего искусством хорового дирижирования.

Когда я был принят на дирижерско-симфоническое отделение консерватории, у меня была уже довольно значительная практика игры в симфоническом оркестре филармонии и в оркестре оперного театра. Разумеется, играя в оркестре, я одновременно изучал партитуры исполняемых произведений. Слышать оркестр «изнутри» – большое преимущество для будущего дирижера, имеющего возможность играть в хорошем профессиональном оркестре, да еще с разными дирижерами, как правило, высокого класса. Но явно ощущались пробелы в знании возможностей хора и хоровой музыки. Редкие приезды на гастроли известных хоровых коллективов ограничивались обычно исполнением с одной репетиции «Реквиема» Моцарта и Девятой симфонии Бетховена. Стоит напомнить, что это происходило в начале пятидесятых годов и еще не были написаны ни замечательные хоровые произведения Г. Свиридова, ни «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича, ни многие, ставшие потом известными оратории и кантаты. Поэтому я старался как мог восполнить эти пробелы посещением хоровых репетиций и занятий в хоровом классе у Г.П. Рогожниковой. Все, что требовала и чего в конце концов добивалась Галина Петровна на репетициях, подчинялось железной логике развития воплощения художественного образа.

Галина Петровна не только ставит художественную задачу, но и показывает, какими техническими средствами добиться желаемого результата. Не только «что», но и «как». А для этого необходимо безупречное знание всех технических возможностей хора. И Галина Петровна в совершенстве владеет этим мастерством. Именно поэтому она и добивается отличных результатов не только с профессиональными хорами, но и с учебными и самодеятельными.

Первое крупное произведение, которое мне пришлось дирижировать с хором, была кантата И.С. Баха «Магнификат». Исполнителями были симфонический оркестр филармонии и хор дирижерско-хорового отделения консерватории. Солисты были тоже студенты консерватории. Подготовкой хора занималась Галина Петровна. Я присутствовал на всех ее репетициях. Это стало для меня хорошей школой. Когда через несколько лет мне, уже главному дирижеру симфонического оркестра Свердловской филармонии, пришлось исполнять «Магнификат» в Риге в Домском соборе совместно с латвийским хором им. Теодора Калныня и замечательным органистом Ольгертом Цинтынем, то этот концерт, как сказал мне потом художественный руководитель хора Эдгар Рачевский, был лучшим исполнением «Магнификата» его коллективом. В ответ на вопрос, приходилось ли мне раньше дирижировать «Магнификат», я рассказал ему об исполнении в Свердловске и о том, какая в этом большая заслуга Г.П. Рогожниковой. Эдгар Рачевский ответил, что он очень высоко ценит Галину Петровну как хормейстера и относится к ней с глубоким уважением.

С 1964 года в Свердловске ежегодно начал проводиться музыкальный фестиваль «Уральские самоцветы». Почти всегда в концертах этого фестиваля принимала участие Русская республиканская хоровая капелла под руководством выдающегося хормейстера Александра Александровича Юрлова. На Г.П. Рогожникову как на хормейстера и как на председателя Свердловского отделения Всероссийского хорового общества возлагалась огромнейшая работа по подготовке с местными хоровыми коллективами произведений, которые потом исполнялись совместно с капеллой А.А. Юрлова. Таким составом в разные годы в Свердловске прозвучали «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория», «Снег идет» Г. Свиридова, оратория В. Рубина «Сны революции», кантата «Уральские зори» Б. Гибалина и еще целый ряд произведений разных авторов.

В последующие годы мне приходилось выступать с капеллой А.А. Юрлова в Москве, Горьком, Сочи и несколько лет подряд на родине П.И. Чайковского на ежегодных фестивалях, посвященных дню рождения композитора. А.А. Юрлов всегда говорил о большом творческом удовлетворении, которое он испытывал, работая совместно с Галиной Петровной. К великому сожалению, это содружество двух мастеров хорового искусства было прервано внезапной кончиной совсем еще молодого А.А. Юрлова в 1973 году.

За долгие годы преподавательской работы в Уральской консерватории, профессором которой является Галина Петровна, ею было выпущено большое количество дирижеров-хормейстеров и педагогов. С работой некоторых из них мне пришлось близко познакомиться. Так, в Челябинском оперном театре им. М.И. Глинки долго работал главным хормейстером ученик Г.П. Рогожниковой Ю.П. Борисов, создавший в театре отличный профессиональный хор, с которым были осуществлены постановки крупных спектаклей. Когда в 1980 году я стал главным дирижером этого театра, то Ю.П. Борисов там уже не работал. Но традиции, заложенные в хоре его главным хормейстером, позволили нам в короткий срок осуществить постановку таких крупных спектаклей, как «Хованщина» Мусоргского, «Пиковая дама» Чайковского, «Аида» Верди, «Русалка» Даргомыжского. В рецензиях на эти спектакли всегда положительно отмечалась работа хора.

В течение последних трех лет я был председателем государственной экзаменационной комиссии по дирижированию на музыкальном факультете Уральского государственного педагогического института. Среди преподавателей этого факультета много воспитанников Г.П. Рогожниковой. Многие из них имеют ученые звания и степени – Г.И. Кондрашов, Е.Б. Ануфриева, Н.Г. Тагильцева, Э.А. Кесарева, В.А. Копанев. В разные годы они были учениками Галины Петровны, но всех их объединяет в педагогической работе великолепная школа, высокий профессионализм, горячая увлеченность и отличные результаты в обучении студентов, и это они восприняли от своего профессора, заслуженного деятеля искусств России Галины Петровны Рогожниковой".

Фото из личного архива Аллы Литвиной
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл