Михаил Андрианов: нестандартно мыслящий музыкант, талантливый пианист, крупный руководитель

В историю всей музыкальной культуры Урала Михаил Васильевич Андрианов вписал одну из самых ярких страниц. Большой, нестандартно мыслящий музыкант, талантливый пианист, крупный руководитель – такое сочетание крайне редко встречается в одном человеке. Без малого сорок лет Михаил Васильевич возглавлял кафедру специального фортепиано и пятнадцать лет был ректором Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Совсем скоро в Асбестовском колледже искусств пройдет очередной конкурс памяти выдающегося музыканта. В преддверии этого мероприятия публикуем фрагменты материалов сборника Елены Федорович «Михаил Васильевич Андрианов: биография, воспоминания учеников».

***

Михаил Васильевич Андрианов родился 27 декабря 1937 года в Москве в семье крупного партийного работника. В 1939 году его отец Василий Михайлович был назначен первым секретарем Свердловского обкома и горкома партии. Весь труднейший военный период он руководил огромной областью, принимавшей эвакуированных и раненых и производившей технику и оружие для фронта. Тем не менее, В.М. Андрианов нашел ресурсы для того, чтобы в 1943 году, в разгар войны, открыть в Свердловске среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку, куда шестилетний Миша поступил в 1944 году. Его первым педагогом стал эвакуировавшийся из Киева известный музыкант Иосиф Давидович Глезер. У него Михаил получил высококачественную фортепианную «школу».

Вскоре после войны В.М. Андрианов был избран членом Оргбюро ЦК ВКП(б) и назначен заместителем начальника управления по проверке партийных органов ЦК. В результате всех этих назначений его семья была отозвана в Москву.

Михаил окончил ССМШ имени Гнесиных и поступил в Гнесинский институт, в класс одного из виднейших музыкантов страны Самуила Евгеньевича Фейнберга. Именно период учебы у Фейнберга, музыканта огромной эрудиции и культуры, во многом стал определяющим для профессионального становления М.В. Андрианова.

На последнем курсе из-за болезни профессора Андрианов был переведен в класс Теодора Давидовича Гутмана, у которого впоследствии окончил и аспирантуру. Так в его профессиональном облике соединились черты двух крупнейших отечественных фортепианных школ: С.Е. Фейнберга и Г.Г. Нейгауза, чьим учеником был Гутман; а также самого Гутмана, самобытного музыканта и педагога.

По окончании института Андрианов, имевший отца – члена Президиума ЦК, а позднее – замминистра госконтроля СССР, отправился... преподавателем в Тамбовское музыкальное училище. Этот штрих весьма характерен для Михаила Васильевича: высочайшая принципиальность, предельная скромность, отторжение любых привилегий.

В Тамбове Михаил Васильевич в возрасте 22 лет начал свою преподавательскую деятельность. Здесь Михаил Васильевич встретил и свою любовь – 18-летнюю студентку Эмму Пономаренко. Он готовил ее к выпускному экзамену, после чего они поженились, а по окончании трехлетнего срока его работы в Тамбове вместе приехали в Свердловск. Начиная с 1963 года, Михаил Васильевич навсегда связал свою судьбу с нашим городом. Здесь развернулась его активная исполнительская и педагогическая, а затем и административная деятельность.

Михаил Андрианов-пианист сразу привлек к себе внимание искушенной свердловской публики. В его искусстве соединялись эмоциональная глубина, прослушанность и выверенность всех элементов музыкальной ткани и великолепный, масштабный пианизм.

В 1960-е – 90-е гг. Андрианов неоднократно выступал на сцене Свердловской филармонии. Он играл с оркестром под управлением таких дирижеров, как М. Паверман, А. Фридлендер, Н. Чунихин, В. Кожин, А. Чистяков и другие. Каждое его выступление в Филармонии, на сценах консерватории и в других городах становилось событием.

Сразу после приезда в Свердловск началась и педагогическая деятельность молодого пианиста. Он стал преподавать в консерватории, а с 1965 г. возглавил кафедру специального фортепиано. Он заведовал кафедрой без малого сорок лет, до 2005 года, с небольшим перерывом, вызванным исполнением ректорских обязанностей.

Необыкновенный педагогический талант Михаила Васильевича раскрылся очень рано. Уже в первый период работы в его классе появились яркие студенты, среди которых Н. Атлас (Якимова), Б. Орлов, М. Биндер, О. Гайдамович, А. Глаголев, Н. Рыбакова, А. Букреев, О. Расковалова и многие другие. В классе М.В. Андрианова училась и его супруга Э.Д. Андрианова, впоследствии один из ведущих педагогов десятилетки. Их человеческий и творческий союз продолжался всю жизнь – многих учеников Михаила Васильевича подготовила в десятилетке Эмма Дмитриевна. Вместе с тем, Михаил Васильевич никогда не выбирал себе лучших, наиболее ярко одаренных студентов: он умел и любил работать со студентами любого уровня и неизменно добивался отличных результатов.

Трудно передать атмосферу любви и почитания, которая царила в классе Андрианова. Его исключительные и профессиональные и человеческие качества привлекали к нему молодежь; его внешняя замкнутость, за которой скрывался очень глубокий, добрый и искренний человек, не препятствовала внутренней близости с учениками.

В 1988 году Михаил Андрианов стал первым ректором, избранным всем коллективом УГК. Он возглавлял консерваторию в течение 15 лет, с 1988 по 2003 год. Это был труднейший переходный период в истории государства, когда менялись формы государственного устройства, собственности, руководства, и иногда вставал вопрос о сохранении академического музыкального образования вообще. Консерватория была сохранена и получила возможность развиваться дальше.

Несмотря на сложность своих ректорских обязанностей, Михаил Васильевич продолжал концертную деятельность. Поздний период его творчества был проникнут особой глубиной, отличался масштабностью, а порой и настоящими «откровениями». Так, в конце 1980-х гг. всех потряс концерт в Филармонии, где Андрианов исполнил в один вечер Третий и Четвертый концерты Рахманинова. В середине 1990-х Михаил Васильевич совершил поистине триумфальную поездку во Францию: его исполнение Второго концерта Рахманинова в Париже стало крупным культурным событием.

Его безвременный уход из жизни в 2005 году стал потрясением не только для учеников, но и для всех серьезных музыкантов Урала. Стало ясно, что Михаил Васильевич Андрианов был одной из тех основ, на которых во многом держалась уральская фортепианная школа.

Текст Елены Федорович
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл