Приверженцы стиля world music

Известная уральская группа «Изумруд» - музыкальные экспериментаторы, создающие и исполняющие шедевры на русских народных инструментах, - отметит свой 25-летний юбилей.

Еще одна значимая дата – 15-летие Международного фестиваля «Изумрудный город», который ежегодно собирает столь же нетривиальных музыкантов со всего мира. В этом году фестиваль пройдет в онлайн-формате уже 21 апреля 2020 года. Мы пообщались с домристкой группы «Изумруд» и художественным руководителем фестиваля «Изумрудный город» Светланой Соловей, чтобы вспомнить, что важного произошло в творческой жизни ансамбля и главного проекта музыкантов за это время.

«Изумруд»

Группа появилась 25 лет назад, когда в 1995-м году главный режиссер театра Музыкальной комедии Кирилл Савельевич Стрежнев ставил оперетту Милютина «Девичий переполох», и решил, что действию не хватает живых скоморохов. Видимо, в тот момент для «Изумруда» «звезды сошлись»: музыканты уже некоторое время вынашивали идею играть вместе и создать свой коллектив, правда, не знали, как именно это можно организовать. А тут – такой случай. Прослушивание прошло успешно, и «шесть скоморохов» приняли в штат театра. Сначала это было участие в одной оперетте, потом постепенно к ней стали добавляться и другие спектакли. Забегая вперед, скажем: сегодня, так или иначе, «Изумруд» задействован во многих постановках Музкомедии – на сцене ли, в оркестровой яме ли, но все эти 25 лет режиссеры считают интересным использование живой группы в различных спектаклях театра.

Что касается состава, то здесь «Изумруд» на редкость стабилен. За все 25 лет работы лишь дважды случились вынужденные кадровые перестановки – когда переехал на постоянное место жительства в Германию баянист, а его место занял Ринат Якупов, и когда, к сожалению, ушел из жизни первый контрабасист группы Вадим Перевалов, вместо него в «Изумруд» приняли Константина Прокошина. А остальная часть состава – худрук коллектива Михаил Сидоров (балалайка), композитор-аранжировщик Евгений Ханчин (ударные), Светлана Соловей и Надежда Жихарева (домры) – с первого дня, с первой репетиции неизменна. Все шестеро сегодня – музыкальные единомышленники, несмотря на то, что вкусы у всех разные. Это добавляет в работу остроты и конфликта, но когда результат устраивает каждого участника проекта – это всегда точное попадание, это всегда интересно, стильно и заразительно.

После первого спектакля последовали гастроли и фестивали в Испании, Германии и Израиле. Параллельно с участием в постановках, музыканты «Изумруда» начали работать и над созданием собственной, авторской программы – ею стал концерт «Летят утки» в июне 2000-го. Вскоре после нее появилась и вторая сольная программа под названием «Дежа вю», и вот она имела шумный успех – группа получила признание музыкальной общественности и Премию Губернатора Свердловской области.

«Это был очень воодушевляющий момент, – делится Светлана Соловей, – нас оценили как самостоятельных артистов. В это же время и появился наш уникальный, ни на кого не похожий, музыкальный язык. Он сложился из хорошего знания классической музыки, так как все мы являемся выпускниками Уральской государственной консерватории, традиционного репертуара для народных инструментов, и, собственно, новой авторской музыки, за написание которой с жаром принялся наш барабанщик Евгений Ханчин в сотрудничестве с остальными членами группы. Так постепенно мы влились в распространенный уже тогда во всем мире, но совершенно новый на тот момент для нашей уральской публики стиль world music или, как его сегодня называют, crossover, характеризующийся как синтез жанров, музыкальный коктейль».

Успех сольной программы стал началом глобального решения: отныне авторские концерты группа стала создавать регулярно, поддерживая закрепившийся за «Изумрудом» имидж музыкальных новаторов и экспериментаторов. Свидетельством тому служат постоянно появляющиеся успешные новые программы, такие как «Иллюзии», «Нео Классика», «Russian Деревяшн Revolution», музыкально-историческая баллада «Князь Игорь», «КаверZы» и две программы, идущие в настоящее время в репертуаре Музкомедии – «Под небом Парижа» и «Рапсодия в стиле РОК».

Собственно рок-направление появилось в репертуаре коллектива не случайно. В 2003 году изумрудовцы получили приглашение от группы «Чайф» участвовать в знаменитом рок-фестивале «Нашествие». Первая проба выросла в совместную концертную программу – выступления прошли в ДК им. Горбунова в Москве и в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, а после этого на студии «Дети гор» был записан диск «Изумрудные хиты». Кстати, недавно этот альбом перевыпустили на виниле.

«Группа по-прежнему востребована на российских и европейских музыкальных фестивалях, – добавляет Светлана Соловей, – мы много гастролируем, совмещая поездки с работой в театре. Чтобы еще больше проверить свои силы мы не боимся участвовать в различных конкурсах. Таким образом, в арсенале “Изумруда” – победы в интернет-соревнованиях International Web Music Talent (Италия), International Songwritting Competition (США), на рок-фестивале “Emergenza Ural”, премия в области шоу-бизнеса “Best in Ural” и диплом конкурса “Национальная коллекция” (Санкт-Петербург). Честью для нас было участие в культурных программах XX Зимних Олимпийских игр в Сочи, Российско-Китайского ЭКСПО “Шелковый путь” в Сиане, Гонконгского культурного форума, а также незабываемые концерты в городах Донбасса и Сирии».

Международный фестиваль WORLD MUSIC «Изумрудный город» в Екатеринбурге

«Проект был задуман группой “Изумруд” как творческая мастерская для музыкантов всего мира, где каждый может поделиться достижениями своих национальных культур, заявить о новых музыкальных направлениях или показать давно забытое старое, а главное – завязать крепкую музыкальную дружбу. Особенностью “Изумрудного города” являются совместные музыкальные программы гостей фестиваля и группы “Изумруд”. За 15 лет их создано немало. Самыми запоминающимися стали “Изумрудный блюз” с джазовой певицей Дениз Перрье из Сан-Франциско, “Замерзал ковбой” с 7-кратным обладателем премии “Грэмми” легендарным американским саксофонистом Полом Уинтером, “Бон Жур” с французской группой “Mezcal Jazz Unit”, “Шумел камыш” с ансамблем “Ариэль” и другие», – рассказывает о проекте Светлана Соловей.

Многие годы основной площадкой фестиваля «Изумрудный город» была родная для музыкантов группы сцена театра Музкомедии, но в последние 4 года фестиваль получил новый виток развития – теперь он также проходит в опенэйр-формате в рамках «Уральской ночи музыки».

«Мы благодарны команде Ural Music Night за то, что они приняли и оценили идею нашего фестиваля, и мы, таким образом, имеем свою фестивальную площадку в самом центре города, у Главпочтамта. Надеемся, что к июню ситуация придет в норму, и мы в очередной раз сможем порадовать наших зрителей, фанатов “Изумрудного города”», – пообещала Светлана. 

«Как мы отбираем группы для участия в фестивале? Есть некоторые критерии: это, конечно, в первую очередь, яркое представительство своей национальной культуры, – добавляет художественный руководитель фестиваля. – Но, учитывая, что направление фестиваля – world music, мы приглашаем не только и не столько фольклорные коллективы, сколько тех, кто, как и сам “Изумруд”, является приверженцем стиля crossover, то есть, смешения жанров. Тем не менее «настоящий» истинный фольклор – это всегда очень яркие краски в программе. Еще один критерий – с самого начала заявленный выход за форматы и рамки, мы всегда знакомим публику с чем-то новым. Так, за эти годы у нас звучала, например, музыка американских индейцев, португальский джаз и испанская электроника...»

В условиях самоизоляции часть фестиваля будет проходить в онлайн-режиме. Этот шаг – еще и поддержка друзей «Изумруда». Мы услышим выступления групп из Германии и Франции, Испании и Азербайджана, США и России. Это будут коллективы, которые в разные годы принимали участие в «Изумрудном городе» и особенно полюбились публике. В течение последнего времени музыканты присылали организаторам записи своих выступлений – сделанные недавно на живых концертах, или созданные специально для фестиваля в домашних условиях. Так же они записали теплые видеообращения, которые мы тоже сможем увидеть и услышать.

Материал Анастасии Худяковой / Культура-Урала.РФ; использованы фотографии из архива группы.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл