Алапаевский феномен в лицах и историях

Свердловские художники на художественно-оформительских работах в Алапаевске, июнь 1971. Слева направо — А. Бурлаков, Г. Мосин, А. Золотухин, М. Брусиловский, бригада штукатуров.

Когда я прикоснулся к этой истории, то потонул в нагромождении имен, событий, пространств и художественных образов. Со временем этот хаос стал выстраиваться в стройную картину алапаевского художественного феномена, одновременно уникального неповторимым собранием талантов и подвижников и типичного для советской страны всеобщего образования. На протяжении XX века в Алапаевске жили и творили десятки людей, для которых живопись стала и способом реализации, и живительным источником, и пространством общения. И это явление должно сохраниться в памяти потомков, архивах и музеях.

Владимир Шишов и его ученики

Семья Шишовых. Второй справа — о. Иоанн Шишов, у его колен — сын Владимир

В советский период в Алапаевске складывалась неповторимая художественная среда, в которой учительство и передача мастерства служили основой человеческих и профессиональных связей большого количества художников. Импульс, полученный в 1910-х годах В.И. Шишовым от Н.И. Фешина, передавался через поколения художникам-педагогам и организаторам художественного образования в Алапаевске. Эта среда породила ярких представителей художественного пространства Урала: профессиональных художников, самодеятельных авторов, выдающихся музеестроителей, разносторонне талантливых подвижников художественной жизни провинциального города.

История художественной жизни в Алапаевске в XX веке началась в 1910-е годы, когда Владимир Шишов, вопреки воле отца, оставил Екатеринбургское духовное училище и тайно поступил в художественно-промышленное училище. Впоследствии Владимир Иванович продолжил обучение в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина, а в 1914 году был призван в действующую армию и попал в австрийский плен.

Студиец Л.H. Смирнов вспоминал:

«Владимир Иванович рассказывал нам о том, как ему удавалось при общении с австрийскими крестьянами делать зарисовки с них, и что у них его работы вызывали восторг. Они обычно восклицали: “О! Гросс кунстмалер”. И порой он получал вознаграждение, т.е. кто даст молока, кто краюху хлеба или кусок сала».

В. Шишов. Портрет отца. 1910-е. АМИ

После большевистской революции и освобождения из австрийского плена Шишов вернулся на Урал, в село, где служил его отец. Летом 1918 года Урал оказался в самом центре Гражданской войны, а красный террор приобрел здесь особый размах. Произошло событие, радикально изменившее жизнь В.И. Шишова и определившее характер его творческого пути. 26 августа 1918 года на его глазах красноармейцы расстреляли отца Иоанна, отца Иосафа и сына последнего, Сергея. «“Ну, попы, вставайте в ряд, поднимайте руки вверх, молитесь своему Богу, сейчас вас расстреляем”, – командуют изверги. Следует брань, залпы из ружей, и три жертвы принесены… Свидетель этой ужасной сцены, сын отца Шишова, сидел как бы окаменелый, потеряв рассудок…», – так описывает это злодеяние газета «Уральская жизнь» от 20 октября 1918 г.

Похоронив отца, Владимир Иванович переехал в Алапаевск. Работал преподавателем черчения и рисования в гимназии, оставаясь в этой должности до конца жизни, преподавал художественные дисциплины в различных кружках и студиях. Воспитанница Шишова З.П. Окулова вспоминала:

«Я его ученица с 1934 года. В.И. Шишов вел все уроки рисования в школах города: Рудаковской, Белоусовской, рисования и черчения в школах №2 и №1. В каждой школе были изокружки, куда Владимир Иванович вовлекал способных учеников, там они увлеченно работали на бумаге (рисунки), полотне (масляными красками), фанере (гуашь, акварель). Они же были оформителями школьного фасада к праздникам. Практически всю эстетическую работу этих школ города возглавлял Владимир Иванович».

В. Шишов. Дом художника. АМИ

Деятельность Шишова была весьма многообразна. Он сумел сплотить молодежь и увлечь ее искусством, организовал общественные студии по изобразительному искусству, неоднократно устраивал городские выставки. Многие его ученики стали талантливыми художниками и архитекторами: «В городе Алапаевске были последователи педагога-художника – Дедюхин, Бельков, Афанасьев, Смирнов». Кроме указанных З.П. Окуловой, учениками В.И. Шишова были В.В. Зимин, А.С. Пятыгин, В.Е. Солонин, Ю.П. Абрамов, посещавшие его кружки до смерти Владимира Ивановича в 1942 году. Владимир Иванович не только увлекал своих воспитанников искусством, но и зажег в них искорку учительства: многие ученики Шишова, после войны вернувшись в Алапаевск, продолжили его дело, преподавали в общеобразовательных школах, вели занятия в кружках и студиях. Большинство из них получили художественное образование. Александр Пятыгин вспоминал, что ученики Шишова поклялись продолжить его труд на художественно-педагогической ниве.

Вера Городилина

Вера Городилина с матерью и братом, 1920-е. Городской архив Алапаевска

К 1950-м годам в Алапаевске сложилась уникальная творческая среда, сформировалось сообщество нестандартно мыслящих и ищущих творческих людей, в центре которого были художник, спортсмен и путешественник К.К. Афанасьев, музыкант, художник и реставратор В.Б. Городилина, музыкант, художник, реставратор и путешественник Л.Ю. Кейт, поэт, фотограф, художник, путешественник и философ Ю.С. Трофимов. Квартира Трофимовых на «улице художников» – Володарского – была сосредоточением всего самого смелого и экспериментального: там слушали джаз и рок-н-ролл, рассматривали репродукции великих, но недоступных в СССР художников, декламировали заумные стихи, планировали велосипедные путешествия в Закарпатье, Карелию и в Крым. Трофимовых посещали артисты Елена Камбурова и Юрий Каморный, художники Алексей Казанцев и Миша Брусиловский, журналист Мария Пинаева, искусствовед Нина Хадери, Иван Данилович Самойлов и многие другие люди, известные и не очень.

Дом детства Веры Городилиной в Никольске Уссурийском. До 1924. Городской архив Алапаевска

Одной из ключевых персон послевоенного Алапаевска стала Вера Борисовна Городилина (1911–2003), родившаяся вдали от Урала и вернувшаяся в СССР с волной «харбинцев». Вера Борисовна оказала решающее влияние на художественную среду города. Она создала музей П.И. Чайковского, участвовала в художественных выставках, инициировала создание галереи алапаевских художников, собирала и реставрировала музыкальные инструменты. В 1947 году уже взрослым человеком В.Б. Городилина переехала в Алапаевск, где начала работать помощником художника драматического театра, преподавателем музыки в школе и музыкальном училище. Преподавание ей нравилось, но и с рисованием она не расставалась: Городилина успешно окончила Московский заочный народный университет искусств им. Н.К. Крупской. Она участвовала в выставках, посещала художественные студии, активно включилась в разнообразные сферы художественной жизни Алапаевска:

«В 1950 году в ноябре была большая выставка в фойе дворца АМЗ. Тогда был зав[едующим] отд[елом] культ[уры] И.Н. Дерябин, активный поборник искусства. Тогда я впервые участвовала в выставке со своими старыми акварелями – эскизами костюмов к сказке, рисованными еще в Харбине в 1930 году, и двумя художественными афишами к советским фильмам 1940 года для фирмы Аsia Films в Шанхае», – писала Городилина искусствоведу Нине Хадери.

Занималась Городилина и краеведением:

«Также меня интересовала история нашего города Алапаевска, и давно уже с первых лет я посещала краеведческий музей (1948 – начало 1950-х), мне хотелось уже тогда ее изображать в рисунках. И вот в 1989 году городу было 350 лет, а я была давно уже на пенсии и как бы вернулась к миру художников, то задумала обобщить свои представления в виде нескольких бытовых сюжетов, сцен на одной панораме, где впервые появилось селение Алапаевск».

В. Городилина. Панно «Художники Алапаевска»

В июле 1992 года Вера Борисовна Городилина организовала экспозицию в небольшой комнате кинотеатра «Заря» и обратилась к художникам города с призывом пополнить экспозицию картинами. С начала 1990-х годов выставки самодеятельных художников стали проходить в фойе кинотеатра «Заря», их организаторами были сотрудник кинотеатра Алла Соломоновна Агранат и самодеятельный художник Федор Васильевич Ершов. Художники стали мечтать о своем музее, а Вера Борисовна уже начала набрасывать план будущего музея. Она писала:

«Главная мечта: объединение художников Алапаевска, выставочный зал, хранилище картин и собственная художественная студия с широким профессиональным охватом любителей искусства».

В 1993 году на базе объединения «Художник» был создан Алапаевский музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, его вдохновителем и организатором стала Вера Борисовна, а директором Ф.В. Ершов. Городилина передала в фонды новорожденного музея множество своих работ и картины алапаевских художников из своего собрания. В августе 1994 года музею предоставили отдельное помещение по улице Павлова, 37.

Константин Афанасьев

Константин Константинович Афанасьев

В пятидесятые годы самой колоритной фигурой художественного Алапаевска был Константин Константинович Афанасьев. Он родился в 1923 году под Алапаевском и до войны посещал кружок В.И. Шишова. В мае 1941 года подал заявление в Пензенское художественное училище, но учиться не пришлось: началась война, и в 1942 году Константин был мобилизован. После войны Афанасьев поступил в Свердловское художественное училище, но оканчивал учебу в Нижнем Тагиле как станковист, остался еще на год и окончил скульптурное отделение.

Вернувшись в Алапаевск в начале 1950-х, он преподавал рисование в школе, организовал студию во Дворце культуры, знакомил своих товарищей с принципами модернистской живописи, выписывал из Москвы диковинные альбомы. В студии Афанасьева занималась Вера Борисовна Городилина, Леонид Кейт, приходила и Людмила Трофимова «не учиться, а подсматривать». Городилина писала в кратком эссе об Афанасьеве: «Учителя мы уважали, серьезный, ответственный, грамотный».

Вспоминает Олег Низамутдинов:

«Меня восхищало, как работает в кинотеатре «КИМ» К. Афанасьев, я восторгался его работой, мне нравилось, как он общается, как работает. С ним мы ходили на этюды на Ялуниху, работали вместе и увлеченно».

К. Афанасьев. Портрет Юрия Трофимова.

Константин Константинович устраивал городские художественные выставки, с похвалой отзывался о творческом дебюте А.И. Трофимовой. К концу 1950-х годов Константин Афанасьев стал в Алапаевске авторитетным художником и педагогом, тогда же с ним сдружились более молодые Леонид Кейт и Юрий Трофимов.

«Как раз у этого трио начались поиски новой философии, новых открытий в искусстве. <…> Они занимались фотографией и достигли в этом большого совершенства. Изучали философию, искусство, классическую и современную музыку на лучших образцах, завели большую фонотеку и к тому же были спортсменами. Вот они втроем в шестидесятых годах каждое лето с велосипедами, фотоаппаратами и на лодках совершали путешествия, были и в Кижах, и на перекатах реки Чусовой, и в Прибалтике. И оттуда привозили с собой замечательные кадры своих приключений, испытаний, увиденных красот. Они работали и изучали. Почти не было области, где они бы не постигли познаний и не проявили эрудиции, как бы центр высокой культуры, но ограниченной замкнутым кругом избранных», - вспоминает Вера Городилина.

Сложилось своего рода вольное художественное сообщество, где рождались и воплощались поэтические, живописные, краеведческие идеи, островок свободомыслия и творчества.

К. Афанасьев. Фрагмент картины "Художник за работой".

Чуть позже, в конце 1960-х, в творчестве Афанасьева происходит перелом: «Всё сделано до нас, дальше идти некуда, надо искать новых путей». Изменения затрагивают как темы живописных произведений, так и стилистику письма:

«В полотнах конца 70-х – начала 80-х годов передан иной мир: с них смотрят глаза, глаза, глаза – детей, женщин, стариков». Появляются портреты близких знакомых и известных людей, сам автор называл эти работы просто «головы». Это были как бы вариации на известные портреты Баха, Пиросмани, Чонтвари, Клее, Горького, Хемингуэя. В портретах воплотилась скульпторская ипостась Афанасьева, формы «голов» и лиц моделируются рельефно, обретают особую пластику, «он “лепит” их рефлексами, изменчивыми бликами окружающего мира, но в этом мимолетном схвачено и явлено самое главное».

Константин Афанасьев умер в декабре 1983 года на 60-м году жизни. Его первая персональная выставка состоялась в 1985 году.

Анна Трофимова

Рассказ о творчестве самодеятельных авторов, пожалуй, нужно начать с Анны Ивановны Трофимовой (1905–1988). В детстве она пела в церковном хоре и была, очевидно, разносторонне одарена от природы. Теперь трудно сказать, то ли художественная среда города так повлияла на Анну Ивановну Трофимову, то ли эксперименты младшего сына подтолкнули ее к художествам, но, выйдя в 1961 году на пенсию, она взяла в руки кисть и акварельные краски сына, чтобы уже никогда не оставлять творчество. И проявилась так ярко и самобытно, что сразу после знакомства с ее работами в июле 1971 года свердловские художники Миша Брусиловский и Геннадий Мосин решили: нужно делать выставку Трофимовой в Свердловске. И уже в декабре 1971 года они организовали ее во Дворце культуры им. Дзержинского. Сейчас становится понятным значение выставки Анны Трофимовой 1971–1972 годов: то была первая демонстрация произведений наивного искусства на Урале – официальная, с большими афишами и этикетажем, проходившая в просторном и светлом помещении. М.Ш. Брусиловский называл ее и Христину Чупракову «наши алапаевские бабушки». Юрий Трофимов вспоминает о визитах Брусиловского в Алапаевск:

«Миша приезжал к маме часто, привозил бумагу и краску, очень любил ее. В 1985 году приезжал на юбилей к маме с Ниной Хадери. Любили бывать в ее светелке, комната была с тремя окнами. И полушутя восклицал: “Алапаевск – центр мирового искусства!”».

Похоже, Брусиловский был недалек от истины, по крайней мере, если речь о количестве художников-самородков, явившихся миру на единицу площади. После триумфа Анны Ивановны стало обычным делом устраивать выставки художников на городских улицах, под гармони и пироги с самоварами. И тут оказалось, что город полон талантами. Так, Алапаевск знакомится со сказочными ковриками Христины Денисовны Чупраковой (1902-1984). Стараниями создателя Нижнесинячихинского музея-заповедника И.Д. Самойлова в 1983 году экспозиция работ Христины Чупраковой была открыта на его территории, усилиями московских исследователей работы Трофимовой и Чупраковой побывали в Париже.

Ярмарка в Алапаевске. Христина Денисовна Чупракова и её рукоделия

Леонид Кейт

Леонида Юрьевича Кейта (1930–2020) в Алапаевске очень уважали. Родом из Житомира, оставшийся сиротой и воспитанный в пермском детском доме, скромнейший человек, талантливый педагог-музыкант, он известен алапаевцам как один из главных реставраторов фресок и икон Свято-Преображенского храма в Нижней Синячихе и Царских врат Свято-Троицкого собора в Алапаевске. Сначала в Нижней Синячихе совместно с К.К. Афанасьевым под руководством И.Д. Самойлова, а затем в одиночку, в годы перестройки и тотального безденежья, Кейт раскрывал закопченные фрески Свято-Троицкого собора, превращенного в советские годы в хлебозавод. Самостоятельно освоив резьбу, восстановил Царские врата собора в Алапаевске. Всё, к чему бы он ни прикладывал свои руки и умения, выполнял дотошно и педантично, добросовестно и бескорыстно. А еще он занимался с К. Афанасьевым фигурным катанием, путешествовал на велосипедах с Трофимовым по стране, стал перворазрядником по шахматам. Его картины разошлись по частным собраниям, а однокомнатную квартиру в «хрущевке» перегораживала трехметровая копия картины Андреаса Бенедетти «Натюрморт с фруктами, устрицами и лобстерами». Когда-то Афанасьев сказал Кейту, что он достигнет совершенства, если добьется абсолютного сходства с оригиналом.

Л.Кейт у своей копии картины А. Бенедетти «Натюрморт с фруктами, устрицами и лобстерами».

В 1950–1970-е годы в Алапаевске дело В.И. Шишова, то есть занятия с детьми и взрослыми, продолжили Петр Павлович Бельков (1924–2003), Николай Андреевич Дедюхин (1923–1994) и Александр Степанович Пятыгин (1923–2011) – художники, передававшие ученикам не только основы профессии, но и страсть к творчеству. В 1980-е годы Пятыгин, ученик В.И. Шишова и выпускник Московского полиграфического института, стал инициатором объединения самодеятельных авторов и организовал студию для начинающих художников, впоследствии преобразованную в объединение «Художник».

Федор Ершов и открытые им художники

Изостудию, занятия в которой с 1983 по 1989 год проводил А.С. Пятыгин, посещал и Федор Васильевич Ершов, художник-любитель и постоянный участник местных выставок. Живопись всегда увлекала Ершова, но серьезно заняться ею он смог только после выхода на пенсию в 1993 году. В том же году был создан Алапаевский музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, директором которого он был в течение 13 лет – с 1993 по 2006 год. За первые десять лет работы музей скомплектовал обширный фонд работ алапаевских художников, провел более 90 стационарных и передвижных выставок. В 2003 году музей Алапаевска устроил выставку, посвященную 70-летию Ершова.

Ф. Ершов. Утро 9 мая. Частное собрание

Немалая заслуга Ф.В. Ершова состоит в том, что работы алапаевских художников вошли в музейные и частные коллекции региона. В частности, одним из художников, «открытых» музеем, стал Павел Васильевич Устюгов. Он родился в Алапаевске, однако, демобилизовавшись из армии, в 1952–1992 годах жил в Свердловске и расцвета художественной жизни 1950-х –1980-х Алапаевска не застал, а пришел в музей уже в зрелом возрасте, в 1999 году. Познакомившись с Ф.В. Ершовым и алапаевским музеем, Павел Васильевич принял на себя миссию летописца Алапаевска и окрестных земель. История отчего края всерьез интересовала Устюгова, он написал книгу-исследование про предков-переселенцев и родную деревню Ясашная Алапаевского района, создав к ней цикл графических и живописных иллюстраций.

П. Устюгов. Переселенцы на Урал.

В 1990–2000 годы, одновременно с ростом известности художников Алапаевска в регионе, их творческое влияние, а также авторитет созданного ими музея распространяется за пределы города, происходит постепенное включение в орбиту выставочной деятельности художников из сёл и поселков района; в выставках музея участвуют мастера из глубинки, а их работы попадают в собрания коллекционеров и фонды музеев. Это Алексей Голуб из Раскатихи, Иван Малыгин из Бубчикова, Борис Глухих из Верхней Синячихи, Александр Алексеев и Татьяна Сычугова из Махнёва, Виталий Белов и Павел Устюгов из Алапаевска, Валентин Мельников из Костино – авторы, чьи произведения пополнили собрание Алапаевского музея и коллекции наивной живописи Екатеринбурга.

А. Голуб. Парусник

Рассказанное еще раз подтверждает известную мысль: история народа, в том числе история его художественного творчества, создается руками и сердцами энтузиастов – людей, неравнодушных к красоте, умеющих оценить и запечатлеть её в своих творениях, способных зажигать сердца потомков.

Иллюстрация обложки: А.С. Пятыгин. Алапаевск, улица Конституции.

Материал Андрея Бобрихина. Иллюстрации предоставлены автором.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл