История живописи в 9 картинах из Екатеринбургского музея ИЗО

Русская икона и художественный авангард, фламандская и голландская школы, реалисты и романтики - за один визит в Екатеринбургский музей ИЗО можно изучить историю искусства. Мы выбрали 9 картин из постоянной экспозиции музея, представляющих 9 направлений живописи. Рассказываем, как смотреть эти картины, чтобы распознать каждое направление.

Итальянское Возрождение

Неизвестный художник круга Себастьяно Майнарди. Поклонение младенцу. Конец XV — начало XVI века

Отличительные черты эпохи Возрождения — гуманизм и антропоцентризм. Религиозные сюжеты художники стремились наполнить земным, человеческим смыслом, придавая образам жизненную достоверность. Хрупкой фигуре Мадонны художник добавляет «заземляющую» деталь — застежку, которая держит плащ. Действие происходит на фоне типично итальянского пейзажа — холмов и гор с извилистыми тропинками.

Как тогда было принято, произведение выполнено темперными красками на деревянной основе. Преобладают характерные для темперы приглушенные оттенки, но вместе с тем можно рассмотреть, как тонко выполнен градиент и проработаны переходы цветов.

Фламандская школа

Якоб Йорданс. Мелеагр и Аталанта. Первая четверть XVII века.

Якоб Йорданс — ученик главного фламандского живописца Питера Пауэля Рубенса. Картина «Мелеагр и Аталанта», как и многие произведения фламандской школы, исполнена витальностью и любованием жизнью во всех формах.

Полотно написано на мифологический сюжет, который повествует об охоте на калидонского вепря. Храбрая Аталанта, изображённая в центре композиции, держит в руках трофей — шкуру и голову раненого зверя. Крупные тяжелые фигуры показаны художником в стремительном движении. Таким расположением персонажей, поворотами их тел и лиц, напряженными жестами Йорданс передает драматизм сцены — не все участники охоты согласны с правом Аталанты на главный трофей.

Голландская школа

Хендрик Корнелис ван дер Влит. Женский портрет. 1665

С XVI века государственной религией в Нидерландах стал кальвинизм. Это вероучение не признавало икон и церковного искусства. Поэтому художникам пришлось искать новые темы в окружающей будничной действительности.

Героиня портрета кисти Хендрика ван дер Влита — светская дама из состоятельной протестантской семьи. Она одета в строгий, но элегантный костюм. Как и многие произведения голландской школы, полотно адресовано не образованным вельможам, а простым бюргерам, ценившим портреты за то, что они «как в жизни».

Русская иконопись

Неизвестный автор. Страшный суд. XVII век

Икона «Страшный суд» — это нравоучительное предупреждение о том, что Страшный суд может застать человека в любой момент. В центре композиции — Христос в образе Страшного Судии, ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, ходатайствующие за весь род человеческий. Развернутое сложносочиненное повествование о событиях Страшного суда венчают 2 ангела, скручивающих звездное небо в свиток. Таким образом знаменуется конец всех времен.

Русский пейзаж

Алексей Саврасов. Начало весны. 1888

Алексей Саврасов - один из первых авторов лирических русских пейзажей. До второй половины XIX столетия родная природа особенно не вдохновляла русских живописцев. После окончания Академии художники, как правило, отправлялись в Италию на стажировку и не спешили возвращаться домой. Поэтому пленэрную живопись русские художники зачастую осваивали в южном итальянском климате.

Покосившаяся избушка, развешенное на плетне белье, дым из трубы, редкие деревья, — до Саврасова такая проза российской деревни считалась недостойной внимания живописца. Тонкие световые нюансы в изображении неба и снега придают обычному, на первый взгляд, пейзажу поэтическое настроение, которым Саврасов вдохновил целую плеяду молодых художников. Среди его учеников, продолживших лирическое осмысление русской природы, воспевающих её трепетность и простую красоту — Константин Коровин, Михаил Нестеров, Исаак Левитан.

Русский портрет

Иван Крамской. Женский портрет (Л.Г. Гинцбург ?). 1881

Возможно, на портрете изображена Луиза Горациевна Гинцбург - дочь владельца крупнейшего в Санкт-Петербурге банкирского и промышленного дома, известного мецената. Крамской показывает ее такой, какая она есть - в настоящей повседневности. Во второй половине XIX века художники стремились выхватить момент из реальной жизни человека. В этом портрете проявился интерес к реалистичным женским портретам, где героини изображаются за их естественными делами - например, за чтением.

Символизм

Энрике Серра-и-Ауке. Идолище, конец XIXначало XX века

Символизм, расцвет которого пришелся на рубеж XIX—XX веков, строится на идее о двух мирах — реальном и мистическом. Иной мир, как полагали символисты, воплощается в искусстве через тайные смыслы, скрытые послания, аллегории и намеки. Значение символа может открыться лишь при глубоком и вдумчивом взгляде на привычные предметы.

На полотне «Идолище» изображен меланхоличный водный пейзаж с одиноко стоящей статуей языческого бога. Поросший травой идол, затерянный в Понтийских болотах, указывает на разрыв связи современного человека с сакральным прошлым. Молчаливое настроение «Идолища» погружает в размышление о тайне тонкого мира, которой вдохновлялись символисты.

Художественное объединение «Мир искусства»

Судейкин С.Ю. Маскарад, 1910-е

Участники художественного движения «Мир искусства», возникшего в России на рубеже XIX-XX веков, выступали против официальной академической живописи и критиковали социальную направленность работ передвижников. Объединение просуществовало всего несколько лет, но именно оно сместило фокус русских художников с содержания на поиск нового изобразительного языка. «Мирискусники» стремились к свободе самовыражения, игре, фантазии, театрализации.

Театральные мотивы постоянно возникали в творчестве Сергея Судейкина, активного участника «Мира искусства». В «Маскараде» он изобразил застывших в театральной мизансцене персонажей итальянской комедии дель арте. Сценическая декорация или настоящий парк простирается за спинами Коломбины и Арлекина? Художник намеренно стирает грани между реальностью и игрой. Яркая палитра и нарочитая декоративность усиливают прием: живописец как будто одинаково играючи относится и к подлинному, и к искусственному.

Русский импрессионизм

Коровин К.А. Гурзуф, 1915

Импрессионисты начали писать картины не в мастерских, а на свежем воздухе — на пленэре. Улица не бывает статична, и это значит, что на полотне можно запечатлеть не окружающую реальность, а лишь впечатления от неё.

Не все искусствоведы принимают термин «русский импрессионизм», но творчество русского художника Константина Коровина, бесспорно, воплощает принципы импрессионизма. Полотно «Гурзуф» — жизнерадостное ощущение художника от раскинувшейся перед ним морской панорамы. Работа написана в излюбленной импрессионистами технике алла прима (от итал. alla prima — в один присест) — когда новый красочный слой наносится до высыхания предыдущего. Смешение сырых красок создает живую рельефную фактуру, а главное — позволяет «поймать» тонкие переливы света и тени.

Текст Анастасии Кочиной, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл