Герц Цомык: первая виолончель на Урале

Герц Цомык (1914–1981) – легенда в музыкальном мире. Посвятив всю жизнь виолончели, он сумел объединить в себе все ипостаси музыканта: одаренный и профессиональный исполнитель, вдумчивый педагог, харизматичный просветитель и вдохновенный организатор. В 1950-е Герц Давидович приехал на Урал, где заложил уральскую виолончельную школу, воспитал десятки музыкантов, редактировал и первым исполнял произведения композиторов-современников для виолончели. Рассказываем о жизни, творчестве и педагогической деятельности Герца Цомыка.

До Урала

Творческая биография Герца Цомыка началась в Тбилиси, где он уже в 16 лет окончил консерваторию, а еще через три года – аспирантуру. Его мастером был профессор Миньяр-Белоручев, раскрывший в юноше талант и направивший его на большую сцену. Сам Цомык в интервью композитору и просветителю Максиму Баску делился воспоминанием о необычных концертах, которые мастер организовал в Москве и Ленинграде для четырнадцатилетнего Герца и его соучеников: втроем они виртуозно чисто сыграли в унисон Пятую сюиту Баха для виолончели и стали сенсацией своего времени.

В 1933 году молодой, но уже состоявшийся музыкант, принял участие в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Первая премия на этом престижном конкурсе открыла ему дверь в большое концертное будущее. Шутка ли, в 19 лет получить официальный статус одного из лучших исполнителей в огромной стране! Призом за первое место стала виолончель работы Антонио Страдивари из фондов Государственной коллекции, и этому инструменту виолончелист оставался верен много лет, как талисману.

Два следующих десятилетия Герц Цомык активно концертировал: сольные программы, выступления с оркестром, в ансамблях, многочисленные гастроли по всей стране. Тогда же появились и первые пластинки.

Приглашение из Свердловска в 1952 году было и неожиданным, и интересным. В то время на Урале музыкальная жизнь была на подъеме. Уральская консерватория выпускала профессиональных музыкантов и теоретиков музыки, в филармонии работал академический филармонический оркестр, выступить с которым приезжали именитые солисты, такие как Давид Ойстрах, Генрих Нейгауз, Натан Рахлин и другие.

И всё же это был период становления, и Герц Цомык развивал виолончельное направление здесь практически с нуля.

Преподаватель

Герц Цомык основал на Урале виолончельную школу. Он возглавил кафедру струнных инструментов Уральской консерватории, преподавал в Специальной музыкальной школе-десятилетке и открывал подающим надежды молодым исполнителям путь на большую сцену.

Сначала Цомык не видел себя преподавателем – музицирование полностью его занимало. Преподавать он начал как уже состоявшийся музыкант – сначала в Тбилиси в 1940-е, а потом в Уральской консерватории. По его словам, он не просто изменил свое мнение о музыкальной педагогике, но и увидел, как это обогащает и студента, и исполнителя.

В Свердловске мастер посвятил воспитанию учеников более 25 лет. За это время его класс закончили более 50 виолончелистов, и многие из них выступали на мировых сценах.

Исполнитель

Это был музыкант такого уровня, что композиторы-современники, взявшиеся за создание виолончельных произведений, с трепетом показывали Цомыку свои сочинения. Он часто был редактором и первым исполнителем произведений или сольных партий. Не будет большим преувеличением отметить, что благодаря его неординарности в Советском Союзе стали писать музыку для виолончели.

Кажется, он сыграл все возможные произведения для виолончели и интересовался абсолютно всем – и современной музыкой, и классикой. Хотя сам он признавался, что ближе всего ему творения признанных старших современников – Шостаковича, Прокофьева и других.

Леонид Усминский, пианист, педагог, дипломант всероссийских и международных конкурсов, внук Герца Цомыка:

«Для ведущих исполнителей и ансамблей СССР гастроли в Свердловск были особенно волнительными, ведь на их концерт приходил сам Герц Цомык! А легендарный струнный квартет имени Бородина, в котором играют музыканты мирового уровня, посвятил его памяти свой гастрольный концерт вскоре после смерти деда. Игра мастеров такого уровня завораживала с первой секунды. У него всегда были полные залы, и ни единого шороха весь концерт. Дед всегда говорил ученикам (и мы продолжаем говорить своим ученикам так же), что во время концертов нужно играть так, чтобы люди не могли отвлечься на обсуждение цен в магазинах или плохой погоды на улице. А это зависит только от того, как исполнитель может захватить зрителя, заинтересовать собой. В этом и есть разница – сыграть текст или заниматься искусством. У деда, несомненно, был особый талант и, конечно, много пота и крови было вложено в то, чтобы этот дар реализовать».

Помимо сольных выступлений, Герц Цомык был также концертмейстером группы виолончелей Свердловского государственного симфонического оркестра и участником квартета им. Мясковского. Именно за работу в составе квартета виолончелист получил звание заслуженного артиста РСФСР, правда, уже посмертно – в 1981 году.

Личность

Современники рассказывали о необычайной харизме Герца Давидовича: комментарии к концертам для слушателей, разборы для студентов, диалоги с коллегами-музыкантами –благодаря эрудиции Цомык умел удерживать внимание публики не только музыкой, но и разговором. Леонид Усминский вспоминает, что в доме Герца Давидовича часто бывали известные музыканты и не только, а за столом велись увлекательные разговоры.

Леонид Усминский:

«Дед был одним из тех людей, кто вывел меня на сцену. Мне посчастливилось не только общаться с ним как внуку с дедом, но и поиграть вместе, а у него, несомненно, был выбор, с кем ему играть. Впервые он вывел меня на сцену, когда мне было семь лет, а в мои десять была сделана запись концерта, на котором мы исполняли миниатюры. «Мелодия» выпустила пластинку, и когда я увидел свою фамилию среди музыкантов… Это было до мурашек по коже!

Фестиваль памяти Герца Цомыка и Сергея Пешкова «Учитель и ученики» – о том, что это наши долги, и мы должны их возвращать. Если бы не наши учителя, мы сами бы не состоялись в жизни и музыке как личности и музыканты. Без этих людей не было бы такой музыкальной жизни на Урале, да и в стране и мире – ведь их ученики выступают на лучших сценах, работают в филармониях и театрах повсюду. И мы должны сделать всё возможное, чтобы сохранить память о них».

Текст Тины Гарник / Культура-Урала.РФ. В материале использованы иллюстрации из личного архива Леонида Усминского.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл