6 вопросов об уральских старообрядцах

За старообрядцами закрепился образ закрытого религиозного сообщества, окутанного множеством загадок и тайн. Такое представление лишь отчасти соответствует действительности.

История Урала богата событиями, святыми местами и выдающимися личностями «старой веры». Чем прославились уральские старообрядцы, как повлияли на местную экономику, какую роль сыграли в развитии искусства? Ответим на эти и другие вопросы.

Что такое старообрядчество? 

Старообрядчество – это множество различных религиозных течений в русле Русской православной церкви. Их появление связано с церковной реформой, которую в XVII веке провел патриарх Никон. Реформа унифицировала религиозные обряды: существовавшие русские редактировались и приводились в соответствие с греческими. Традиционное двуперстное знамение было заменено на троеперстное, написание «Исус» на «Иисус», крестный ход и каждение посолонь – на противосолонь (то есть против часовой стрелки). На первый взгляд, нововведения кажутся формальными. Но набожным русским людям, знающим правила церковной службы, не объяснили сути перемен. Поэтому идея совершать богослужения по-новому вызвала возмущение и произвела шокирующий эффект в обществе. Не принявшие реформу Никона сторонники старых обрядов были объявлены еретиками и преданы анафеме (снятой со старообрядцев только в 1971 году). Начались преследования, и многие бежали туда, где власть была слабее – на окраины. Таким образом, многие старообрядцы в конце XVII века оказались на Дону, Русском Севере, в Прибалтике, Сибири и на Урале.

С чего все началось?

Служивший в Знаменской церкви в Тюмени священник Доментиан в 1660-е годы познакомился с романовским попом Лазарем и бывшим патриаршим подъяком Федором Трофимовым – они не поддержали реформу и отбывали за это ссылку в Тобольске. Вокруг них сформировалось большое сибирское сообщество приверженцев «древлего благочестия». За «неистовое прекословие» в 1665 году Доментиана, Лазаря и Федора Трофимова отправили в Пустоозерский острог за Полярным кругом. Там они стали «соузниками» идеолога старообрядческого движения, одного из первых мучеников русских староверов, священника, писателя, создателя автобиографического Жития – протопопа Аввакума. После притворного покаяния и нескольких лет скитаний в Поморье, Доментиан вернулся в Сибирь и принял монашеский постриг. На реке Березовке в Зауралье он основал пустынь и организовывал гари – массовые самосожжения за веру. 

Еще один «расколоучитель» Уральского края – иеромонах Иван Кондинский, исполнявший обязанности эконома Троицкого монастыря, расположенного в притоке Оби. В начале 1670-х вместе с единомышленником Авраамием он покинул обитель и перебрался на Исеть, где устроил «гнездо раскола». И это далеко не полный список идейных вдохновителей уральского староверия. Они вели активную проповедническую работу, устраивали антицерковные выступления, заканчивавшиеся, как правило, самосожжениями. 

Чем Урал привлекал старообрядцев? 

В начале XVIII века репрессивное давление только усилилось: под руководством архимандрита Питирима в Поволжье уничтожались старообрядческие скиты. Их обитатели искали более спокойные места, уральские земли привлекали их, в первую очередь, малолюдностью: до конца 1720-х годов здесь не было ни заводов, ни деревень. Притягивало старообрядцев на Урал и отсутствие церковной власти – единственным православным храмом была церковь Георгия Победоносца в Уткинской слободе. На приход в 80 верст вниз по течению Чусовой – всего один священник! 

Почему крупные промышленники покровительствовали старообрядцам? 

При двенадцати из четырнадцати заводов, построенных при жизни Акинфия Демидова, была старообрядческая часовня, и только при Невьянском располагалась православная церковь.  

Демидовы получали на Урале землю под строительство заводов, но им не хватало местной рабочей силы. Поэтому заводчики были вынуждены привозить рабочих из других краев. Для этих целей они закупали… густо заселенные старообрядцами вотчины в Поволжье. Выходит, благодаря собственникам горнодобывающих и металлургических предприятий на Урал стекались переселенцы-староверы. Кстати, на уральских заводах отливали колокола, которые отправлялись в Поморье – еще один крупный центр старообрядчества. Под покровительством монополистов Демидовых ревнители «древлего благочестия» чувствовали себя в безопасности. Лишь спустя пять лет после смерти Акинфия Демидова власти решились на активную борьбу – в 1750 году Невьянский монастырь был захвачен официальной церковью. 

Кто был духовным наставником в старообрядческих общинах?

В 1830-х годах выходят указы, запрещающие старообрядцам занимать высокие административные должности и состоять в купеческих гильдиях. К концу 1840-х на Урале почти не осталось культовых старообрядческих сооружений и влиятельных идейных лидеров. Это не остановило жизнь старообрядческих общин, хотя и способствовало их дроблению. В это время широко распространилось староверие «беспоповского толка». Беспоповцы утверждали, что церковная реформа лишила благодати истинное священство на Руси, а значит, отправление духовных треб возможно только духовными наставниками – «твердыми в вере» мирянами, без участия священников. Для наставников главную роль играло не Священное Писание, а закрепившаяся в той или иной местности богослужебная традиция. Например, на Урале была распространена «заочная исповедь» – список грехов отсылался духовнику, а в ответ исповедующийся получал своеобразную индульгенцию – «разрешительную грамоту». 

Примечательно, что в уральском старообрядчестве, особенно в последней четверти XIX века, возрастает значение женщин – в некоторых уральских общинах духовными наставниками становились «бабы». Самой известной из них была «отец Матрентий» – Матрена Афанасьевна Попова из Висимо-Шайтанского завода. Раскольники считали ее «бой-бабой», и не без оснований: харизматичная, представительная (ростом под два метра!) Матрена Афанасьевна почти тридцать лет руководила моленной заводского поселка и сумела привлечь немало пожертвований. К слову, эта незаурядная старообрядка стала прототипом многих женских образов в произведениях Мамина-Сибиряка. 

Как уральское старообрядчество отразилось в иконописи?

Традиционное древнерусское иконописание в XVIII столетии фактически исчезло. Парадоксально, но именно в это время по вдохновению старообрядцев в Невьянске возникла самобытная иконописная школа. В духовном центре уральского старообрядчества находились лучшие иконописные мастерские, распространившие свое влияние на изографов всего Уральского хребта. Поэтому «невьянскими» называют не только созданные в демидовской столице иконы. Иконы невьянских мастеров до сих пор восхищают яркостью цвета. Дело в том, что для их создания использовали минеральные краски. На уральских рудниках без труда можно было найти желтый лимонит, зеленый малахит, оранжево-красный крокоит, синий азурит. Из них делали пигменты, которые не только придают колориту глубину и насыщенность, но и не выцветают со временем. Еще одна особенность невьянской иконы – обилие золочения. От этого создается ощущение внутреннего свечения и торжественности, икона сама буквально становится источником света. Старообрядческая уральская икона не копирует традиции древнерусских иконописных школ, а творчески перерабатывает их. Самобытность невьянцев проявилась в необычном сочетании тонких, изящных, обобщенных фигур и ликов с глубиной фоновых пейзажей и интерьеров.

Каждение – ритуальное сжигание ладана и других ароматных смол, символизирующее присутствие Бога и возносимые к Нему молитвы.

Прекословие – грех, словесное выражение несогласия с кем-либо, возражение ему, оспаривание его слов (воли).

Толк – небольшое течение в рамках согласия, последователи которого признают важнейшие идеи согласия, но имеют отличающиеся воззрения по ряду вопросов (большей частью обрядового и бытового характера). Согласие – крупное направление в старообрядческом движении.

Духовные требы – священнодействия и молитвословия. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение и др.)

Текст подготовлен по материалам лекции Сергея Белобородова – кандидата исторических наук, доцента кафедры археологии и этнологии Исторического факультета УрФУ, автора более 250 научных и научно-популярных работ по истории старообрядчества, древнерусской книжности, иконописи, истории Урала.

Лекция состоялась в Ельцин Центре в рамках публичной программы к выставке фотографа и художника Федора Телкова «Право веры», посвященной исследованию современной старообрядческой культуры.

Текст: Анастасия Кочина для Культура-Урала.РФ, фото: Александр Мехоношин, предоставлены Ельцин Центром
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл