Вениамин Метенков: фотография как образ жизни

Мы знаем, как выглядел Урал на рубеже XIX-XX веков благодаря первым фотохудожникам того времени. Самое большое наследие оставил Вениамин Метенков (1857–1933), посвятивший всю жизнь фотографии и организации фотодела. Рассказываем о жизни, творчестве и новациях фотолетописца Екатеринбурга и всего Урала.

«Фотографическiй магазинъ Метенкова: складъ изделiй»

Во второй половине XIX века фотография и ее возможности уже были известны многим, однако все еще оставались диковинкой. Посещение фотосалона было большим семейным событием. Таким оно стало и для семейства Метенковых: во время поездки в Москву на Всероссийскую политехническую выставку они побывали у Михаила Настюкова – одного из первых фотографов царской России. Вениамину Метенкову было всего 15 лет, и встреча с Настюковым и его подмастерьем Максимом Дмитриевым, будущим фотохроникером Поволжья, стала поворотной.

Родители-старообрядцы не одобряли подобного увлечения, считая фотоаппарат «бесовской штукой». Но и это не остановило начинающего фотографа. Купив с первых заработков фотоаппарат и вернувшись в родной Миасс, Метенков сначала ездил по окрестным селам и приискам, чтобы фотографировать за деньги портреты промышленников и золотоискателей. А затем открыл свое первое фотоателье.

Вениамин Леонтьевич Метенков, 1890-е годы

В 1883 году Вениамин Метенков переехал в Екатеринбург, где также открыл фотоателье по адресу Вознесенский проспект, 22 (сейчас ул. Карла Либкнехта). Судя по рекламным объявлениям в газетах того времени, он делал индивидуальные и групповые фотографии, а также снимал копии с планов и чертежей, производил хромофотографии и печатал изображения в разных форматах. Кроме того, он сам, будучи членом Русского технического общества, ремонтировал, конструировал и совершенствовал фототехнику и материалы, а также сумел наладить прямые поставки аппаратуры ведущих мировых производителей. Например, он продавал фотоаппараты и линзы Carl Zeiss, Kodak и Goerz, и названия этих уважаемых производителей украшали фасад магазина.

За это время Метенков женился, и супруга Евдокия Васильевна полностью разделяла его страсть к фотоделу. Именно на ее имя в 1895 году был выкуплен особняк по адресу Вознесенский проспект, 36 (сейчас ул. Карла Либкнехта, 36). На первых порах магазин фотографических принадлежностей даже носил ее, а не его имя. Здесь они и жили, и работали: дело Метенковых объединило все направления – фотоателье, магазин, ремонт. Через несколько лет супруги усовершенствовали студию: они построили деревянный фотопавильон со стеклянным панорамным витражом. Такое окно, наклоненное под особым углом, пропускало максимум естественного света и помогало добиваться большей четкости изображения.

Портрет В.Л. Метенкова и его жены Е.В.Ожеговой

После революции, в 1919 году, Метенковы были вынуждены спасаться бегством вместе с отступающей белой армией. За время их отсутствия дом конфисковали, а фотопавильон разобрали. В 1920-е Метенков работал на разных должностях, так или иначе связанных с фотографией и кино, а также заведующим магазином при «Совкино». Он скончался в 1933 году в безвестии, его архив считался утраченным (как позднее оказалось – далеко не полностью).

Однако в 1993 году был основан, а в 1998 году открыт единственный на Урале фотографический музей. И вполне логично, что разместился он в уцелевшем особняке, где некогда жил и работал самый известный фотограф старого Екатеринбурга – Вениамин Метенков. В основу фонда музея легла частная коллекция Евгения Бирюкова: техника, снимки, афиши, открытки и другие артефакты, связанные с развитием фотоискусства на Урале.

Фотография для всех

Т.А. Кузнецова, портрет девочки в фотопавильоне, после 1889 г.

Вениамин Метенков стремился сделать фотографию доступной в буквальном смысле каждому. Тем, кто сам хотел снимать, он предлагал сотни наименований фототоваров и лично консультировал – и по технике, и по искусству фотографии, и по проявке. Свой опыт он суммировал и опубликовал в «Руководстве для начинающих фотографировать», которое также продавалось у него. Из фрагментов увесистых каталогов магазина Метенкова известно, что он был готов подобрать фотоаппарат для каждого увлеченного: хоть за рубль для студентов, хоть за тысячу – для господ.

Такого же подхода он придерживался и в ателье. Предприниматели, промышленники и просто обеспеченные горожане регулярно наведывались к Метенкову за торжественной семейной съемкой или парадным личным портретом. Но было у него и предложение для крестьян и рабочих. Сохранились кадры людей в простой одежде и лаптях – на фоне декораций с царским дворцом и шикарными фонтанами. Это было не бесплатно, но доступно обывателям. Печатали быстро: заглянув в ателье утром, в самом начале базарного дня, вечером торговцы отправлялись домой уже с готовым портретом.

Страница из общего прейскуранта фотографического магазина В.Л. Метенкова, 1910 г.

Вообще, Метенков с большой изобретательностью придумывал, чем порадовать своих клиентов. Одной из его новаций стала перспективная групповая съемка. Если раньше людей в кадре можно было располагать только на одной линии, то он смог добиться того, чтобы даже при сложной композиции не терялся фокус на лицах. Для таких групповых портретов подбирались специальные декорации и фоны. Декорации, фоны, различные атрибуты – ателье можно было посещать регулярно, и каждый раз выходить с портретами в новом антураже.

Метенков первым на Урале стал использовать искусственный свет при съемке, и это требовало большой выдержки. Поэтому фотограф подбирал колонны или другие стилизованные опоры, чтобы люди в кадре могли разместиться с комфортом.

Для артистов фотограф разработал специальное предложение – печать афиш и пригласительных билетов с портретом. Светским людям пришлись по душе миниатюрные картинки для наклеивания на письма и визитные карточки. Метенков нашел способ даже для мгновенной печати: через пять минут после съемки были готовы «ферротипии» на металлических пластинах. А также хромофотографии, зеркальная эмаль, печать даты на фото, хранение негативов и многое другое.

Урал навсегда

Екатеринбург, вид юго-западной части города, 1890 г.

Если фототехника и фотопортреты принесли Метенкову славу при жизни, то видовые съемки уральских пейзажей и заводов сохранили его в веках.

На рубеже XIX-XX веков сквозь Урал прошла Транссибирская магистраль, путешествия по стране стали более доступны и востребованы, и закономерно вырос спрос на путеводители с фотографиями и почтовые открытки. Бесстрашный путешественник, Метенков объехал весь Урал и запечатлел самые разные стороны его жизни. Индустриальные ландшафты с сильными машинами и промышленной архитектурой, суровая природа, древние горы и могучая Чусовая, нарядный Екатеринбург и повседневный быт заводчан – кажется, его интересовало буквально все. В поисках оригинальных решений, фотограф первым стал снимать городские пейзажи с верхних точек – колоколен храмов. Именно по его снимкам мы знаем панораму старого Екатеринбурга.

Екатеринбург, Кафедральный собор, начало ХХ века

Из таких кадров Метенков собирал чаще всего наборы открыток, но кроме того, он печатал красивые подарочные альбомы и отдавал фотографии для иллюстрации путеводителей и книг. Еще один удачный ход – выпустить сувенирные открытки из пяти изображений, напечатанных фототипией на длинной картонной ленте: в сложенном виде эта лента превращалась в конверт для отправки писем.

Метенков дружил с Дмитрием Маминым-Сибиряком. Писатель обращался к нему за иллюстрациями к своим произведениям, посвященным Уралу, а также, конечно, сам ходил фотографироваться в ателье – и один, и с семьей.

Трудно сказать, сколько фотографий Урала было создано мастером, но только сохранившееся наследие Метенкова насчитывает сотни снимков. Среди самых известных альбомов – «Виды Урала», «Виды города Екатеринбурга», «Река Чусовая», «Виды Сибирско-уральской научно-промышленной выставки».

Река Чусовая. Выход барок из гавани Уткинского завода. Конец XIX - начало XX века.

Фотографии Вениамина Метенкова были отмечены Серебряной медалью на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 года и Золотой медалью Всемирной фотографической выставки в Париже в 1889 году.

Метенков шел в ногу со временем: он заинтересовался и зарождавшимся кинематографом. В 1900-1910-е в ассортименте магазина появились услуги для кинотеатров, а вскоре он и сам начал снимать документальные фильмы. В Госфильмофонде есть 12 чудом сохранившихся фрагментов его лент «Екатеринбург во время масленицы», «Торжество в Екатеринбурге по случаю 50-летия отмены крепостного права» и других. Как видно из названий, они посвящены Екатеринбургу и показывают парадную городскую жизнь.

Текст: Тина Гарник, фото из фондов Музея истории Екатеринбурга
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл