Фольклорные экспедиции: для сцены, науки, истории

Одним из способов пополнить репертуар для народного коллектива остаются фольклорные экспедиции. До сих пор в деревнях и сёлах можно услышать песни в аутентичном звучании, которые передаются из поколения в поколение. Правда, таких мест становится всё меньше.

Рассказываем, как проходят фольклорные экспедиции и что удаётся из них привезти.

На Урале начало собиранию и изучению фольклора положил музыковед и фольклорист Лев Христиансен. В 1943 году на его плечи легло создание в Свердловске народного хора. Основой коллектива стали участники двух самодеятельных хоров сёл Измоденово Белоярского района и Покровское Егоршинского района Свердловской области. Влились в коллектив и отдельные исполнители из села Катарач Буткинского района и Малая Лая Кушвинского района Свердловской области. Они стали основой Уральского народного хора, который Лев Христиансен возглавлял до 1959 года.

Все артисты представляли разные певческие школы, каждая имела свою манеру пения. Через три года коллектив работал настолько слаженно, что был готов показать свою программу в Концертном зале Чайковского в Москве.

В первые годы Христиансен экспедициями решал проблему репертуара. Отправлялся в отдалённые уголки Урала, изучал песенные и танцевальные традиции, обряды, особенности говора и манеры пения коренных уральцев. Аппаратуры не было, песни записывались на слух по камертону. Лев Христиансен выезжал в экспедиции более 20 раз, результатом поездок стало около 40 тетрадей с уникальным песенным материалом – обрядовые, проголосные, свадебные, исторические песни. Самые яркие из них вошли в репертуар Уральского народного хора.

Так появилась в репертуаре знаменитая «Дубровушка» – проголосная песня Малой Лаи. В хоре была певческая группа, которая умела распевать так, как долгие годы делали это в родном уральском селе. До сих пор «Дубровушка» является неофициальным гимном народно-певческого образования.

Продолжил дело учителя Владимир Горячих, руководивший хором в 1962–1976, 1986–1989 годах. Несмотря на то, что ему досталось богатое репертуарное «наследство», Горячих продолжил ездить в экспедиции.

Владимир Горячих (из книги Натальи Подкорытовой «Уральская «Семёра»):

«Я всегда стремился хранить традиции, заложенные Христиансеном. Уральский не потому, что вырос на Урале, а потому, что впитал манеру пения, специфику речи необыкновенную. Раньше можно было с закрытыми глазами определить, Сибирский хор поет, Волжский, Северный. На Урале поют мягко, бисерно, в то же время звонко-звонко. В верхнем регистре появляются блеск, серебро, какое-то свечение музыкальное. Это необыкновенная вещь. Это только в уральской манере, нигде больше этого не услышать. И эту нашу непохожесть хору надо беречь».

В последний раз участники Уральского народного хора выезжали на фольклорные экспедиции в 80-х годах ХХ века. Спустя почти 40 лет художественный руководитель коллектива Николай Зайцев отправился в село Катарач, чтобы продолжить собирать песенные уральские традиции.

«Исполнители из сёл владеют традициями, раньше это было повсеместно. Существует определенный код – кто-то лучше поёт, кто-то лучше танцует. Раньше этого было много, в любое село поедешь и найдёшь. Лев Львович Христиансен с 40-х годов был в жюри самодеятельных смотров, туда съезжались тысячи участников из разных деревень. И когда в 1944 году он услышал на смотре несколько песен из села Катарач, то потом поехал туда. Он искал так называемые песенные гнёзда – локальные песенные сёла, где живут мастера, которые владеют традиционной народной культурой. Я услышал такое исполнение, когда был приглашён в жюри конкурса в Свердловский областной дворец народного творчества. Туда из Катарача приехал ансамбль «Родники души», которым руководит Викторина Рыжкова. Они спели достаточно простую песню – а я понимаю, что это не просто самодеятельность. Начал выяснять. Оказалось, что они знали тех, кого в 50-е записывал в экспедициях Лев Христиансен. Мне стало очень интересно, я поехал в Катарач», – рассказывает Николай Зайцев.

Катарач является одним из центров певческой культуры на Урале. Здесь до сих пор сохранилось особое, «высокосное» пение, которое идёт от древних русских распевов. Песенные традиции передаются из поколения в поколение. В 30-х годах в Катараче впервые был образован народный хор. Сегодня песенные традиции поддерживает фольклорный коллектив «Родники души», где поют не только взрослые, но и дети.

«Стиль катарачинских песенников был таким своеобразным, непохожим ни на что нам известное на Урале и вообще в России», – писал в своих воспоминаниях Лев Христиансен.

Во время экспедиции Николаю Зайцеву удалось побывать в трёх сёлах – Верхнем, Среднем, Нижнем Катараче. Итогом стало около 50 записанных песен и свадебный обряд. В Верхнем Катараче состоялась встреча с Андреем Галактионовичем Погадаевым, 1929 года рождения – в своё время его записывал Лев Христиансен.

«Он писал, что в ансамбле идёт строгое распределение по функциям. Есть запевалы-зачинщики, подхватчики, и высокосники. Запевалы – это низкий голос, подхватывали нижние и средние голоса. Высокос, самый верхний подголосок, пел один человек. Христиансен собрал много людей из Катарача, но у них не получалось петь, они говорили, что это плохо. Выяснилось, что они большим количеством никогда не поют», – рассказывает Николай Зайцев.

 Фрагмент записи из экспедиции:

«Певцы сказали – с ним трудно петь, он песню всю себе захватыват, сам начинат, сам кончат. И вспомнили хорошего запевалу, в данный момент отсутствующего. Вот Павел Васильевич хорошо зачинал, с ним петь ловко, он уж песню не зломат. Он склон песни знат, куда вывести голос».

Все результаты экспедиции тщательно фиксируются – материалы важны не только для пополнения хорового репертуара, но имеют и научный интерес. Место экспедиции, год записи, исполнители и их год рождения, название произведения, жанр и ситуация, когда оно исполнялось, взаимодействие внутри ансамбля. Нужны и комментарии к терминологии: здесь есть присказульки, собирохи и другие уникальные народные названия песенных жанров.

Николай Зайцев:

«В архиве хора много произведений, тогда не записывали на диктофон, у нас сохранились только ноты. Но можно всё спеть по нотам, а будет не так, как надо. Существует что-то помимо нот, народный исполнитель это неосознанно понимает, человеческое ухо берёт основы. Во время подготовки к экспедиции я нашёл в архиве Уральского народного хора песни, которые записывались в 1955 году, все комментарии к ним и жанровые принадлежности. Благодаря архиву мы можем выявить, как изменились эти произведения, сделать сравнительный анализ. Одной песни для народных исполнителей не существует. Сегодня этого запевалы нет, и песня будет звучать по-другому. Захотят – другой темп, настроение. Бывает, что у песни в одном селе один куплет, а в другом – 25 куплетов. А поменяется поколение – и вообще песня изменится, народное искусство – оно живое».

Фрагмент записи из экспедиции:

После исполнения песни «Вот задумал комаречек жениться» он сказал очень весомые и меткие слова:
– Так тихо, ровно пели, складно старики, старики не торопилися, они в растяжку пели, плавно. Старики молодцы были!
– Вы сейчас быстро спели?
– Это как научили, как надо быстрее. Вот пошли старинны не важно стали, а нет вот переменим сделам, не старинны песни, а эти коротеньки, оне же лёгки, коротеньки их выучат, а вот длинны те, с поворотами те, оне не могут петь та...» и следом запел «Вот на горе та стоял дом».

 

Не все собранные песни подходят для сцены. Какие-то так и останутся в архиве, но что-то будет доработано до сценического варианта, до традиций Уральского народного хора. В программах коллектива можно увидеть свадебные обряды, услышать аутентичный бажовский текст. И песни, собранные ещё Львом Христиансеном в 50-е годы.

В учебных заведениях на отделениях народного хора и сольного народного пения и сейчас существует такой предмет, как экспедиционная практика. Но с годами находить песни в экспедициях становится всё сложнее. Старики уходят, молодёжь часто уже не знает сложные произведения, народные традиции теряются. В Свердловской области собирательской работой и научной деятельностью занимается Центр традиционной народной культуры Урала.

Николай Зайцев:

«Сейчас я могу сказать, что Уральский народный хор вновь является собирателем, хранителем, продолжателем традиций и пропагандистом народной культуры. Это важно для сегодняшнего времени. Сейчас миссия у хора сложнее. Если раньше ты захотел взять в репертуар народные песни, пошёл и записал, то сейчас это сделать невозможно. В Свердловской области таких сёл, как Катарач, остались единицы. Где-то ещё есть отдельные исполнители, но певческих гнёзд, как их называл Христиансен, уже практически не осталось. И это надо беречь, сохранять эту уникальность».

Текст: Валерия Костюник, фото: из личного архива Николая Зайцева, Уральского народного хора
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл