Архитектурные стили на Урале: Классицизм

Каждая эпоха так или иначе проявляется в архитектуре. Дух времени, эстетические воззрения, технические открытия и доступные материалы – все это сказывается на том, как люди строят свои дома и возводят общественные здания. Вместе с исследовательницей и архитектором Полиной Ивановой мы открываем мини-серию материалов об архитектурных стилях, примеры которых можно увидеть в Екатеринбурге.

Канцелярия Главного управления Уральских горных заводов (Горная канцелярия).
Здание возведено в 1739 г., а в 1830-е перестроено в стиле классицизм.

Один из первых вопросов, который мы задаем про здание, – «в каком стиле оно построено?» Искусствоведение определяет стиль как набор правил: если эти правила выполнены, то здание можно отнести к тому или иному стилю. Затем можно повторить те же приемы – и снова построить дом в стиле модерн или классицизм. Наборы правил для каждого стиля описаны в учебниках и научных статьях.

Екатеринбург находится на удалении от столиц, мода сюда всегда доходила с некоторым опозданием, актуальные стили перемешивались с устаревшими или вовсе с какими-то народными мотивами. 
Поэтому на Урале интереснее разбирать не отдельные визуальные элементы, а метод строительства. Методы строительства менялись с течением времени, и каждый из них отражал свою эпоху, уникальную в технологическом и социальном плане.

Усадьба Расторгуевых – Харитоновых. Построена на рубеже XIX–XX веков.

Об архитектурном стиле можно говорить и как о совокупности эстетики, функциональности и передовых технологий своего времени. Как технологический прогресс и социальные идеи влияли на архитектуру? Почему архитектурные стили отличаются друг от друга и что скрывается за этими отличиями? Начнем разговор об архитектурном наследии Екатеринбурга с классицизма. А поможет нам в этом формула античного архитектора Витрувия. Он говорил, что архитектуру составляют три элемента:

Польза – как здание функционирует;

Прочность – как оно построено;

Красота – как оно выглядит, каким символическим потенциалом обладает.

XVIII и первая половина XIX века. Классицизм

Красота на первом месте

Северный флигель госпиталя Верх-Исетского завода.
Построен в начале XIX века, реконструирован
во время строительства «Синара Центра» в 2010-е годы.

Столичная архитектура XVIII и начала XIX века в России заигрывала с классическими формами. Это период, когда красота была на первом месте, функция и технология подстраивались под необходимую классическую форму. В середине XVIII века в этом стиле строилось буквально всё. Не так просто с первого взгляда отличить жилой дом богатой фамилии Харитоновых-Расторгуевых от конторы горной канцелярии или здания Верх-Исетского госпиталя. Колонны, портики, фризы, визуальные отсылки к древнеримской, «классической» архитектуре. Одна из самых важных вещей в архитектуре классицизма – симметрия: главное – красивый фасад и строгое ритмическое расположение окон.

На урале классицизм не обошелся без региональных особенностей. Если в Екатеринбурге классические приемы еще соблюдались довольно строго, то в более маленьких, уездных городах классицизм порой приобретал любопытный «народный» дух.

Отдельно интересно отметить такую уральскую деталь классицизма, как черная капитель. Этот элемент встречается и в области, и в самом Екатеринбурге, например, на фасаде конторы Верх-Исетского завода (Кирова, 28, литера 117). В Древнем Риме это было нетривиальной задачей для каменотесов – сделать десятки очень сложных по форме, но абсолютно идентичных капителей. Уральские мастера решили схитрить и стали отливать капители из чугуна.

Польза: архитектура для избранных

Ворота Верх-Исетского госпиталя

Можно подумать, что это был золотой век архитектуры, и все последующие годы человечество уходило от этой сказочной красоты к бездушным коробкам. Не совсем так.  Вплоть до начала XX века архитектура была привилегией. Услуги архитектора могло себе позволить государство и самые обеспеченные представители общества. Для остальных не существовало никакой индивидуальной архитектуры – только традиционные русские избы и проекты образцовых (типовых) домов. Приглашали архитектора для строительства резиденции или «офиса» завода в центре города, главным образом, чтобы показать свой очень высокий статус, и это очень характерно для архитектурного облика Екатеринбурга.

Таинственная прочность

Кирпичные своды первого этажа Горной канцелярии.
Сейчас здесь располагается кафе.

Основными строительными материалами XVIII века были полнотелый кирпич, дерево и камень. Камень в основном использовался для фундамента, и именно в то время сложилась традиция выкладывания цоколя как будто необработанными каменными блоками.

Железобетона в те времена еще не было, а это значит, что перекрытия строили из дерева или выкладывали из кирпича в виде сводов. Перемычки окон также выкладывались из кирпича. Арки повсюду – вовсе не декоративный элемент, а единственный способ завершить проем, поскольку в то время железобетонная перемычка еще не была изобретена. Мест, где сохранились эти детали, не так много. Кирпичные своды можно увидеть, например, в кафе «Мамас биг хаус» и клубе «Шалом-Шанхай», а монументальные деревянные перекрытия и выложенные кирпичом перемычки окон – в ресторане «Гастроли».

Кстати, окна правильной прямоугольной формы какое-то время было просто технически невозможно сделать. А когда технология наконец-то появилась в начале XX века, то этим приемом на острие прогресса стали пользоваться все и везде. А мы сегодня просто избалованы ими.

Ворота усадьбы Расторгуевых – Харитоновых

Невидимым, но очень характерным для того времени элементом являются кованые фермы. Они сохранились, например, в конструкции крыльца Невьянской башни, и возможно, кое-где на чердаках старого Екатеринбурга. До изобретения сварки и клепки металлические фермы набирали из небольших пластин, каждая из которых была скована вручную. Их собирали в масштабные конструкции при помощи других кованых элементов. Эстетика, демонстрирующая конструкции, тогда не очень ценилась, и к сожалению, чаще всего эти элементы скрывали отделкой.

Другим необычным использованием строительных материалов являются примеры, когда классическое здание создается из дерева. Дерево – легкий, дешевый, теплый материал. Но мода начала XIX в. все-таки требовала соблюдать внешнюю классическую форму, поэтому деревянные стены штукатурили и оформляли гипсовой лепниной. Один из самых известных подобных примеров – загородная дача архитектора Михаила Малахова. Малахов был главным архитектором при канцелярии горных заводов и приложил руку к строительству многих представительских зданий в Екатеринбурге. Свой же личный дом он построил из дерева, но придал зданию классический облик. Перестроенная уже в современных материалах дача архитектора Малахова находится по адресу Луначарского, 173а.

Общий вид усадьбы Расторгуевых – Харитоновых

Ко второй половине XIX века изменились не только технологии строительства, но и само общество. В городах появилось большое мещанское сословие – зажиточное, но бережливое. На фоне изменений технологий и социального запроса изменилась и архитектура. На смену классицизму пришли эклектика и модерн в разнообразных формах.

Текст: Тина Гарник, Полина Иванова. Фото: Кирилл Дедюхин / Культура-Урала.РФ

 

Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл