Люди, которые создали знаменитый Уральский хор

1943  год – особенный в культуре Урала. Образована Свердловская киностудия, открывается музыкальная школа-десятилетка, создан Уральский хор. Точнее, подписан документ о его создании и назначен художественный руководитель – молодой фольклорист Лев Христиансен. Выпускник Московской консерватории, он приехал в Свердловск, чтобы собрать профессиональный песенно-танцевальный коллектив. Причем с абсолютного нуля: не было ни исполнителей, ни аутентичного репертуара.

В первые фольклорные экспедиции Христиансен отправился по среднеуральским деревням, искренне полагая, что подлинным носителем народного творчества является крестьянство. И был отчасти прав. В первый состав хора вошли жители Измоденово, Покровского, Катарача – самых певучих сел Свердловской области, непохожих в своих распевах друг на друга, богатых природными голосами и говорами.

Вместе с Христиансеном по области ездила и первый хормейстер Уральского хора Неонилла Мальгинова. Недавняя выпускница Свердловской консерватории, она прислушивалась к песенным самородкам, училась сочинению подголосков, украшению и развитию народной мело­дии. Солистка оперного театра, исполнительница характерных танцев Ольга Князева, ставшая первым балетмейстером коллектива, на сельских праздниках «снимала» рисунки традиционных кадрильных  плясок, особенности постановки  рук и ног, повороты головы в хороводах.  

Первый директор хора А.М. Левина, Л.Л. Христиансен, Н.А. Мальгинова с первыми участниками хора

Первый концерт Уральского хора состоится только осенью 1944 года, а в 1943-м «распределенная» в хор, которого, собственно, еще не было, и который ей предстояло собрать, Неонилла Мальгинова на полгода уехала в деревню. Жила в Измоденово той самой жизнью, которая рождала песни, ставшие впоследствии основой репертуара народного хора и прославившие уральцев на весь мир. Изба-читальня, где она работала, освещалась керосиновой лампой.

«Я никогда не забуду лица первых исполнителей! Какие были у них глаза – в каждой песне свои», – вспоминала Неонилла Александровна много позже.

А тогда, студеной военной зимой, ей надо было подготовить программу из 10 песен в разных жанрах. Песенная манера покровчан казалась более зычной, голоса – более сочными, сильными. Задача хормейстера – соединить солнечные, огненные краски покровской группы с акварельной нежностью измоденовских певцов. Объединила настолько деликатно и точно, что совсем скоро хор зазвучал интереснее, красивее. Да и жанрово репертуар стал намного богаче.

Пели на 7-8 голосов, добивались мягкости, чистоты, выразительности звучания. Этот теплый задушевный тон, камерность и определили своеобразие Уральского хора, его особенную, отличную от других, всегда узнаваемую манеру звучания.  

12 ноября 1944 года на сцене Свердловской филармонии, в состав которой он входил многие десятилетия, хор впервые появился на публике. Мужчины стояли в атласных рубахах ниже до колена с плотными гарусными кушаками. Певицы – в нарядных сарафанах, ярких передниках и расписных платках, повязанных по-уральски. Владимир Людмилин, главный художник оперного театра (автор первых сценических костюмов хора), сохранил особенности уральского кроя, местные орнаменты, головные уборы и обувь, характерные для горнозаводского края. В этих нарядах они и стали известны миру. Исполняли старинные проголосные и шуточные песни, частушки, лирические танцы и озорные пляски. Комиссия работу команды основателей приняла на «отлично»! 

Лев Христиансен, Ольга Князева и Неонилла Мальгинова не просто собирали народные песни и танцы, а почувствовали их особенности и бережно перенесли на сцену, не меняя коренным образом, а лишь придавая сценическую форму.  Старались, чтобы непохожие голоса спелись, но при этом ни один голос не потерялся, не потух, ни одна краска в танце не померкла. Бывшие слесари и конюхи, трактористы и доярки пели открытым звуком, как это издавна принято на Урале, не прибегая к приемам искусственной вокализации. Умение подать на сцене песню так, как поет ее народ – великое искусство.

Ольга Князева, первый балетмейстер Уральского народного хора

Закоренелая горожанка Ольга Князева сидела на всех смотрах сельской художественной самодеятельности, ездила по деревенским праздникам, свадьбам, вечеркам, где в 40–50-е годы еще пели и плясали в традициях предков, и мастерски обогащала фольклор законами сценического искусства. Первый балетмейстер старалась сохранить сюжетность танцев, стремилась к простоте и четкости рисунка, ценила естественность исполнения, отсутствие надуманного. Все первые концерты завершались ликующей пляской с виртуозной техникой, ошеломляющей  стремительностью, неистощимой  изобретательностью и своеобразной характерностью движений. Хореографическая правильность в номере – обязательное условие. Но не это было главным для Ольги Князевой. Важнее – чувства, настроения, создание образа.

Князева была достаточно известна в Советском Союзе. Ее часто приглашали на мастер-классы в хореографические училища, на постановки к Игорю Моисееву, в ансамбли народного танца народов СССР, в Ансамбль Балтийского флота и Уральского военного округа. Она была консультантом на постановке балета Сергея Прокофьева «Сказ о Каменном цветке» в Большом театре. Автор более пятидесяти постановок, Ольга Князева заложила сценическую основу уральской разновидности русского танца, в которой переплелись и соединились хореографические культуры татар и башкир, русских и вогулов, горнозаводской фольклор и нравы старообрядцев. Теоретический итог ее работы – книга «Танцы Урала», изданная в 1962 году.

Лев Христиансен, первый художественный руководитель Уральского народного хора

В 2010 году легендарному основателю Уральского хора исполнилось бы 100 лет. В музыкальном училище им. П.И. Чайковского учредили конкурс молодых исполнителей народной песни его имени, собирающий участников со всей страны. 

Каким он был, Лев Христиансен? Сегодня остались единицы из тех, кто видел его, общался, кто попал под обаяние этого человека с неторопливой и плавной речью, спокойным и мягким взглядом. За внешней невозмутимостью – страстный темперамент, чувства, мысли, эмоции, стремления. Очень интеллигентный, деликатный, строгий, но с юмором Христиансен никогда не кричал, никого не выделял, интересные голоса берег, помогал им. От первых певцов требовал, скорее – просил, чтобы пели легко и непринужденно. Радовался, когда песня получалась искренняя, без налета академизма, намека на эстрадность. Стремился к чистоте и стройности звучания, тонкости и выразительности рисунка и красок плясок. 

Ученый-фольклорист, привыкший к другому звучанию, он уловил запевы старинных проголосных песен, исполнявшиеся своеобразным говорком и приобретавшие ритмическую узорчатость, распевы-украшения, особенности придыхания. Собранные во время войны крестьянские песни составили уникальный сборник. В 1951 году в Верх­ней Туре Христиансен записал рабочие народные песни. Большинство из них вошли в репертуар и навсегда остались в Золотом фонде хора.

Неонилла Мальгинова, первый хормейстер Уральского народного хора

Более четверти века проработала Неонилла Мальгинова главным хормейстером. Благодаря ее мастерству звучание хора отличалось слаженностью и интонационной чистотой, точностью нюанси­ровки. До середины 70-х невысокая статная женщина в строгом костюме каждое утро выходила в полукружье хоровой группы на репетицию. Разучивая хоровые партии, сольные запевы, подголоски, главный хормейстер выполняла всю «черновую» работу. Первые два десятилетия – исключительно на слух, потом появились исполнители, владевшие нотной грамотой. Жесткая, крепкая, очень цельная, она требовала и добивалась идеального звучания. Репетировала, не считаясь со временем, учила музыкальной грамоте, умению держаться на сцене. До последнего ездила на гастроли.

В профессиональной судьбе Неониллы Александровны случилась одна, но большая любовь – Уральский хор, которому она была верна всю свою долгую жизнь. Прощались с первым главным хормейстером в начале XXI века самой любимой ее песней, ставшей музыкальным символом Уральского хора, – «Под окном черемуха колышется». До сих пор она звучит в концертах так, как записал ее Лев Христиансен, услышав в вагоне поезда от своих солисток. 

Текст: Наталья Подкорытова для Культуры Урала. Фото: Уральский центр народного искусства им. Е.П. Родыгина
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл