Свободные мастерские Екатеринбурга: короткая жизнь и удивительное наследие

Мы в Екатеринбурге гордимся коллекцией русского авангарда, которая хранится и выставляется в Музее ИЗО. Но как и почему она здесь оказалась? Всё дело в Свободных художественных мастерских. Они просуществовали в Екатеринбурге только несколько лет – приблизительно с 1919 по 1922 годы. Но этого хватило, чтобы перезагрузить культурную жизнь региона. Мы собрали интересные истории об этом бурном периоде.

Что такое свободные мастерские?

В 1918 году студенты художественных вузов, созданных до революции, выступили за «свободу искусства». Новое государство тоже хотело внедрить новую культурную политику и стремилось отринуть старые методы. Так на смену классическим академиям пришли Государственные свободные художественные мастерские. Их главной задачей стало создание практически с нуля новой советской художественной культуры.

Свобода – так свобода. Поступить в мастерские могли все желающие, достигшие 16 лет. Ни конкурса, ни отбора не было. Руководителей мастерских учащиеся назначали сами. Академическое искусство преподавали и практиковали наряду с левыми, авангардными течениями и производственным искусством. И, конечно, представители противоборствующих направлений часто были недовольны присутствием друг друга в свободных мастерских.

Постепенно столичные мастерские объединились и породили ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) – альма матер многих известных художников, архитекторов и дизайнеров.

Буквально за пару лет, в 1918-1919 годах, мастерские появились не только в столицах, но и в Витебске, Воронеже, Казани, Самаре, Саратове, Ярославле, Екатеринбурге. Зачастую открывали их одни и те же люди, переезжая из города в город.

А что в это время было в Екатеринбурге?

В городе с 1902 года работала Екатеринбургская художественно-промышленная школа, куда принимали всех желающих с 12 лет, но после экзамена по рисованию. Специально для школы было построено здание на Вознесенской горке (сейчас это комплекс Уральского аграрного университета по адресу Карла Либкнехта, 42 и Тургенева, 23/1).

Обучали традиционным для Урала промыслам: камнерезному, ювелирному и гранильному делу. Чуть позже начали выпускать и учителей рисования. Школа относилась к Петербургскому училищу Штиглица, оттуда же приезжали педагоги. Разумеется, основа преподавания была классической: уральцам рассказывали о сокровищах мировой культуры и призывали подражать им. Кстати, одним из учеников был Иван Шадр, именем которого теперь назван далекий наследник этой школы – современное Свердловское художественное училище.

А потом на Урал пришла гражданская война. Белые войска во главе с Колчаком некоторое время простояли в Екатеринбурге, а при отступлении в 1919 г. забрали из школы ценные станки, материалы, библиотеку и архивы. По некоторым сведениям, эти вещи удалось обнаружить только в 1920-е годы на Дальнем Востоке.

Таким образом, к моменту появления Свободных мастерских в Екатеринбурге уже успешно действовала своя школа, успели сформироваться традиции и методы преподавания. И что немаловажно, это было прикладное образование, востребованное на Урале.

Екатеринбургские свободные мастерские

В 1919 году Екатеринбургская школа превратилась в Свободные мастерские. В духе времени, мастерские принимали всех желающих заниматься творчеством. Учащиеся могли выбирать себе преподавателя и даже иногда переходить из одной мастерской в другую, а предложить себя на роль мастера мог любой художник – как «академист», так и авангардист. Но в отличие от столичных учебных заведений, в провинции было меньше свободного творчества и больше прикладных задач. Поэтому изначально в Екатеринбурге было пять мастерских: две живописные под руководством Леонида Туржанского и Петра Соколова, декоративная (мастер – Александр Парамонов), офортная (Шмидт) и скульптурная мастерская под руководством Степана Эрьзи. В 1919-1920 учебном году мастерские насчитывали 75 учащихся. Индивидуальные методы работы помогали выявить талантливых художников и мастеров среди рабочих и крестьян, а ведь в иных условиях эти люди могли никогда не получить подобного шанса.

Вскоре мастерские стали площадкой для идеологической дискуссии (в том числе и по методам обучения) – между сторонниками академического искусства и авангардистами. Например, рассказывали, что Соколов, который к тому моменту уже участвовал в создании мастерских в Москве, Воронеже и Перми, начал с того, что вместе с учениками разгромил классические учебные образцы. В буквальном смысле расколотил гипсовые бюсты и орнаменты молотком. С большой вероятностью, это преувеличенные слухи, однако они задают вектор: в мастерских легко можно себе представить и радикальные методы. В этом же ключе часто подается конфликт Соколова с Эрьзей – как борьба авангарда с реализмом. Нельзя не отметить, что оба мастера приехали на Урал на волне развития мастерских и не задержались надолго.

Что же осталось на память о мастерских?

Уже с 1922 года мастерские постепенно перестали быть такими уж свободными и позднее переформатировались в Уральский художественный практический институт, в котором преобладало скульптурное направление – этот вектор задал Эрьзя. Но кое-что на память о них у нас осталось.

Екатеринбургские свободные мастерские проводили выставки. Это была одна из форм просвещения и агитации за новое искусство. Одна из крупнейших состоялась в 1920 году: она называлась в духе времени «Выставка всех течений», и сбор работ на нее объявили через газету «Уральский рабочий». Не было никакого фильтра: любой художник мог представить свое произведение, также участвовали учащиеся, выпускники и преподаватели Свободных мастерских.

Но что еще интереснее, специально для этой выставки Наркомпрос выделил несколько десятков произведений столичных художников из сети Свободных мастерских. В том числе – полотна Малевича, Кандинского, Родченко, Ларионова, Кончаловского и многих других.

Успех выставки был невероятный: ее посетило огромное, особенно по меркам провинциального рабочего Свердловска, количество людей, а в прессе вышли эмоциональные разгромные статьи. Но особой удачей для Екатеринбурга стало то, что присланные из Москвы картины (40 шедевров авангарда!) так и остались на Урале. И почти весь XX век они провели в фондах: их не выставляли, но бережно сохраняли. И только в 1989 году полотна были «реабилитированы», их вновь увидела публика. Так цепочка случайных, но связанных друг с другом событий привела к тому, что в наши дни в Екатеринбурге хранится одна из лучших в мире коллекций российского авангардного искусства начала ХХ века.

В материале использованы фото из архива, собранного историком Евгением Алексеевым для историясолидарности.рф

Текст: Тина Гарник, фотографии Кирилл Дедюхин / Культура-Урала.РФ;
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл