# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Владимир Машков: «Главное – единение со зрителем…»

«Визитная карточка» «Табакерки» впервые на гастролях в Екатеринбурге

3 февраля в Екатеринбурге при поддерджке Арт-холдинга «Ангажемент» впервые был представлен легендарный спектакль Театра Олега Табакова «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. У этой пьесы -  удивительная и непростая судьба. История семьи из маленького еврейского местечка, которой довелось жить в жестокие времена, когда человеческое в человеке стало вне закона. Этой пьесой должен был открыться в 1958 году театр «Современник», ее репетировал Олег Ефремов с Евгением Евстигнеевым и Игорем Квашой в главных ролях. Но пьесу запретили и более 20-ти лет не ставили. Только в 1990 году ее поставил Олег Табаков в своем «Подвале» на улице Чаплыгина. Спектакль сразу стал знаменит и открыл новую страницу в истории Театра-студии Олега Табакова. В спектакле играли все звезды «Табакерки» того времени — Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Александр Марин. Уже после смерти Олега Табакова, когда худруком Табакерки стал Владимир Машков, «Матросская тишина» стала первой премьерой 33-го сезона в театре. При этом в роли лавочника-пьяницы из еврейского местечка Тульчин на сцену вновь – 29 лет спустя – вышел Владимир Машков.

- Владимир Львович, «Матросская тишина» - это ваша (совместно с Александром Мариным) первая постановка в качестве художественного руководителя Табакерки. Почему выбрали именно этот спектакль?

- Со спектаклем по пьесе Александра Галича «Матросская тишина» у нас связана огромная история нашего театра. Этой постановкой открывался наш театр, и был дан новый этап в жизни нашего театра. 20 лет она пролежала до этого в ящике стола, она была запрещена. Этой пьесой должен был открываться театр «Современник», но на генеральной репетиции спектакль был запрещен и закрыт. И вот через 20 лет Олег Палыч вернулся к ней, и мы молодые ребята, тогда еще студенты под его руководством впервые сыграли ее. И эта пьеса стала нашей визитной карточкой. Эта пьеса о любви, о преданности, о человеке и о жизни. Олег Павлович Табаков очень любил этот спектакль, и когда я вернулся в этот театр после 20-летнего перерыва, я понимал, что мы должны непременно восстановить его. И вот год назад 27 января состоялась премьера. Сейчас мы играем его в Екатеринбурге и это наши вторые гастроли с этим спектаклем. А первый раз на гастролях «Матросскую тишину» мы показали в Саратове, на родине Олега Табакова. И сейчас приехали сюда, к вам, в город, который он очень любил. Много лет назад, еще в прошлом веке, в конце 1990-х годов у нас были в Екатеринбурге большие гастроли, мы провели здесь целый месяц. Екатеринбург – это город, с которым связано очень многое, у нас здесь много близких людей. Возвращаясь к этой истории возобновления спектакля – он нам необходим как дух и основа нашей театральной жизни.

- После всех этих лет, как вы считаете, что вам помогло тогда в 1990-ом, еще студентом сыграть сложную возрастную роль Абрама Шварца?

- Прежде всего, помощь и вера режиссера в меня. Олег Павлович Табаков в меня поверил. Ведь до того как я ее сыграл молодым человеком, ее репетировал величайший актер, величайший – Евгений Александрович Евстигнеев. И несмотря на то, что он ее играл очень кратко (премьеры так и не состоялось), но легенда о том, КАК он это делал, ходила по театральной Москве. И я, конечно, был невероятно взволнован, получив эту работу. Но Олег Павлович меня напитал дополнительной силой, и в этом смысле очень важна вера друг в друга и на сцене, и в жизни.

- Есть ли разница между вашей игрой в тех первых спектаклях и тем, что вы играете сейчас?

- Понимаете, спектакль невозможно зафиксировать навсегда. Каждый спектакль по-своему неповторим, потому что мы каждый день изменяемся. И зритель каждый раз разный, поэтому всегда на спектакле что-то происходит новое. Он наполняется дополнительными мыслями и чувствами, которые несет зритель. Потому что спектакль создается в театре совместно со зрителем. Ну и конечно, прошло столько лет. Я изменился. Изменились нынешние предлагаемые обстоятельства, несмотря на то, что жизнь этих людей, которых мы показываем на сцене – она остается такой же искренней и открытой. Да, наверное, опыт, который пришел с годами, и уже явное осмысление тех ситуаций – потерь, приобретений, снова потерь – они, безусловно, оказывают на нас большое влияние. Мы под этим влиянием все меняемся. 

- Скажите, а реакция зала – она всегда одинаковая?

- Зрительный зал состоит из индивидуальностей, из людей у которых есть своя история, свой взгляд на мир, свои чувства. Но мы при этом всегда приходим к какому-то общему единению вместе со зрительным залом. К общему в понимании главного в нашей жизни – любви, бескорыстия этой любви, преданности. Тут даже не идет речь о любви отца к сыну и сына к отцу. А вообще о настоящей любви, которая может тебя воодушевить на жизнь.

- Недавно в Табакерке прошла премьера «Ревизора» (в ноябре 2019 года – прим.ред). «Ревизор» – это еще одна легенда Табакерки, только если «Матросская тишина» - легендарная трагедия, то «Ревизор» — легендарная комедия, есть ли надежда, что этот спектакль привезут на гастроли в Екатеринбург?

- Это возможно, да. Но надо все подготовить, у нас ведь небольшая труппа и если мы выезжаем на гастроли, у нас театр фактически останавливается. С «Матросской тишиной» мы почти всем коллективом приехали сюда. Конечно, мы с удовольствием приедем в Екатеринбург и с «Ревизором», и с другими нашими спектаклями. Мы с радостью приедем и на большие гастроли к вам. Еще раз повторю, здесь очень благодарные зрители, очень интеллигентные, образованные и чувствующие. Поэтому мы с удовольствием приедем еще не раз.

Материал Ирины Киселёвой / Культура-Урала.РФ; фотографии Ксении Бубенец

Редакция веб-портала благодарит Арт-холдинг «Ангажемент» за организацию пресс-подхода.

Вас также могут заинтересовать