# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Петр Стражников: «Люди заняты делом и это отвлекает от неприятных мыслей»

Интервью с директором Екатеринбургского театра кукол в преддверии Дня театра

21 марта отмечался Международный день кукольника, сегодня, 25 профессиональный праздник работника культуры России, а 27 марта – Международный день театра. Ко всем трем профессиональным праздникам имеет самое прямое отношение директор Екатеринбургского театра кукол Петр Стражников. Все члены семьи Стражниковых связаны с театром или кино: супруга Марина – актриса Театра кукол, дочь Елена играет в Екатеринбургском ТЮЗе, сын Кирилл работает в киноиндустрии (он видео-художник, занимается компьютерной графикой).

- Петр Степанович, у вас в семье есть сложившиеся традиции как вы отмечаете День театра, например, или День кукольника?

- По традиции День театра мы отмечаем в театре. Ведь две трети нашей жизни проходит в нем, дома то мы бываем – только прийти переночевать и на работу уйти. А в театре мы собираемся уже много-много лет на чаепитие, и артисты всегда готовят театральный капустник. Так было всегда, но в этом году все несколько иначе.

- И тут мы переходим к теме, которой невозможно избежать - карантину по коронавирусу, на который закрыты сейчас все государственные, областные и муниципальные театры. Более того, театру сейчас предстоит переезд в связи с ремонтом (а один переезд иногда приравнивают к двум пожарам и трем потопам). Что сейчас происходит в театре кукол в свете всех этих событий?

- Театр кукол последние дни, даже недели – это муравейник. Один большой муравейник. Все в постоянном движении. Мы перестали играть спектакли 17 марта, до этого очень плотно работали, параллельно готовясь к переезду. У нас везде коробки, ящики, тут упаковывают декорации, там что-то закутывают, собирают кукол, световой цех собирает свое оборудование, костюмеры – свое. И наверное, это хорошо, потому что отвлекает от неприятных мыслей. Люди заняты делом. Мало того, что мы собираем все в театре, параллельно труппа проводит субботники в здании «Колизея», куда мы переезжаем. «Колизей» становится другим по сравнению с тем периодом, когда он функционировал как кинотеатр. Мы его превращаем в театр – со сценой, кулисами, гримерными. Там будет два зала – большой и малый, со всем профессиональным оборудованием. Если все получится, если карантин отступит, первые спектакли планируются на 6-7 мая.

- Мы все надеемся, что в апреле пандемия отступит, но никто не знает, что будет дальше… 

- Мы сейчас собираем рабочие группы для мозгового штурма и продумываем, каким образом мы можем быть полезны нашим зрителям – детям, молодежи, взрослым в тех условиях, когда люди сидят дома. Готовим целую серию небольших трейлеров наших спектаклей на 5-7 минут. Сейчас мы ищем новые формы работы в новых предлагаемых обстоятельствах.

- Онлайн-трансляции спектаклей, как сделали другие театры и институции (Свердловская филармония, Детская филармония, Музкомедия, ТЮЗ, Театр балета «Щелкунчик» и др.– прим. ред.) у вас сейчас не идут, вам немного не до того в связи с переездом?

- Мы в процессе работы и над этим тоже – планируем транслировать в Интернете фрагменты своих постановок. Сейчас пока другие приоритеты. Кроме того, что нам надо переехать на новое место, нужно перенести туда спектакли.

- А какие именно спектакли точно будут идти в «Колизее», все же другая площадка, у которой своя специфика?

- Да, к сожалению, не все спектакли можно перенести в «Колизей». Те постановки, где используется яма, например, невозможно играть в нем, там нет ямы. Эти спектакли явно уйдут. Также, как и спектакли, где нужны колосники. Их нет в «Колизее» (на колосниках размещаются блоки декорационных и софитных подъемов и прочее верховое оборудование – прим.ред.). Но! Мы же будем играть спектакли не только в «Колизее». Мы делаем постановки на малой сцене ТЮЗа, будем работать на сцене театра балета «Щелкунчик» и в Камерного театра. А вот «Дон Кихот» планируем показывать на сцене ЦК «Урал», поскольку по габаритам и некоторым особенностям его больше нигде нельзя играть. И часть детских спектаклей, от которых мы не хотим отказываться, таких как «Алиса», например, пойдет в ЦК «Верх-Исетский». То есть помимо «Колизея», где будет два зала – большой на 200 зрителей и малый – на 50 мест, у нас еще несколько площадок.

- А где будет идти «Ромео и Джульетта»?

- Это пока что вопрос. Мы ищем площадку, рассматриваются разные варианты, вплоть до того, чтобы превратить фойе «Колизея» в театральное пространство и играть «Ромео и Джульетту» там. Мы пока в процессе поиска.

- В этом году осенью должен пройти Десятый юбилейный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». В сложившейся ситуации – пандемия и переезд – никто бы не осудил вас, если бы решено было перенести фестиваль…

- Мы люди ненормальные в хорошем смысле. Можно было бы в сложившейся ситуации затаиться и пережить это все. Но мы решили не отказываться от «Петрушки Великого». Фестиваль запланировано провести с 10 по 14 сентября. Уже завершен прием заявок. В этом году как никогда много заявок от зарубежных театров, в общей сложности их более ста. Экспертная комиссия, куда входят московские коллеги, екатеринбургские и челябинские критики, актеры театра, уже отработала – спектакли выбраны. Фестиваль у нас тематический, в этом году его тема – «Связь времен, традиции и новаторство». А поскольку мы будем проводить фестиваль не в домашних условиях, то постарались выбрать спектакли более камерные. Не всякий спектакль большого формата мы сможем показать.

- А фестивальные площадки те же, на которых вы будете играть свои репертуарные спектакли, вы их уже перечислили?

- Нет, чуть уже будет круг – это две площадки самого «Колизея», ТЮЗ и Камерный театр. Пока так. Может быть, еще какая-то площадка возникнет по ходу. Но мы готовимся к фестивалю. И очень надеемся, что все состоится. Печальным мыслям некогда предаваться, мы работаем. Кроме «Колизея» нам еще выделили детский сад в Октябрьском районе, где мы будем хранить декорации. В «Колизее» для этого места нет.

Пытаюсь представить всю эту сложную логистику – несколько площадок, декорации хранятся отдельно…

- А вот как работает Оперный театр? Мы видим для себя похожую схему – с вечера или в ночь привоз декораций, монтаж, утром и днем показ спектаклей, потом декорации увозятся, и вечером – новый привоз для другого спектакля.

- В Оперном же спектакли идут по этой причине по несколько дней?

- Да, это называется блоками, у нас тоже будет блочный показ, совершенно верно.

- И последний вопрос. Если все будет идти по плану, то, когда откроется отремонтированное здание Екатеринбургского театра кукол на улице Мамина-Сибиряка? 

- Нам пришли приятные новости из Москвы. Светлана Николаевна Учайкина (министр культуры Свердловской области) об этом нам уже сообщила –полное финансирование объекта. В апреле средства уже должны прийти. И если строители начнут работы в конце апреля – начале мая, то весь 2020 и часть следующего года будет продолжаться ремонт. При самых счастливых обстоятельствах мы откроемся осенью 2021 года. Мы настраиваемся на такой срок.

Материал Ирины Киселевой, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ

 

Вас также могут заинтересовать