Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

В ритме танца

29 апреля во всем мире отмечается Международный день танца. Он был учреждён Международным советом ЮНЕСКО в 1982 году, и впервые за все эти годы сегодня проходит в онлайн-формате. Екатеринбург можно с лёгкостью назвать «танцующим городом». Он считается неофициальной столицей «contemporary dance» России: хореографические труппы города и области неоднократно становились лауреатами Национальной театральной премии «Золотая Маска» и других престижных наград в нашей стране и далеко за ее пределами. Накануне Дня танца мы спросили у ведущего танцовщика, балетного критика, директора танцевального театра, что для них - танец, как они отметят этот день, и кто сегодня задаёт тон в этой сфере. К тому же, балетный критик и арт-директор фестиваля современного танца «На грани» Лариса Барыкина отмечает 29 апреля не только свой профессиональный праздник, но и день рождения.

Лариса Барыкина, балетный критик, арт-директор фестиваля современного танца «На грани»

- Как вы отметите День танца 29 апреля?

- Как я отмечу свой собственный день рождения? Хороший вопрос. Наверное, в условиях изоляции совсем не так, как в прежние годы. Но, надеюсь на отличное настроение, слава Богу, все мои близкие – рядом. Про День танца, мне – и балетному критику, и арт-директору фестиваля современного танца – конечно напомнят. Совпадение считаю символическим. 29 апреля родился Жан-Жорж Новерр, не просто хореограф, создавший балет таким, каким мы его знаем сегодня, но интеллектуал и теоретик. Его постановки не сохранились, зато мысли, собранные в книгу «Письма о танце», становились актуальными в разные эпохи и интересны до сих пор. И это меня вдохновляет.

- Что для вас танец?

- Танец – это лучшая форма движения, в которой живет мироздание и человечество. Танцующий человек – свободен и счастлив.

- Самое лучшее, великое и гениальное произведение о танце с вашей точки зрения?

- Самая гениальная фраза о танце принадлежит философу Фридриху Ницше: «Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз». В своем трактате «Рождение трагедии из духа музыки» он, конечно, совсем не имел в виду танец в жизни и быту, но проговорил множество важнейших вещей для искусства в целом. А если брать тему танца, то, пожалуй, назову «Бал» Этторе Сколы: фильм без единого слова, в котором есть драматичная история страны, история искусства и несколько личных микро-сюжетов. Помню свое юношеское потрясение, но судя по тому, что фильм получил и Оскар, и берлинского «Золотого медведя», это мнение не исключительно мое. О танце могут быть не только литература, живопись (этого много) и кино. Но и музыка, например, «Вальс-фантазия» Глинки. Или, скажем, хореография. Почти все постановки Баланчина – это балеты о Балете.

- Кого бы вы назвали главными и самыми важными хореографами современности

Давайте я назову три тройки с разных точек зрения. Вклад в вечность: Иржи Килиан, Матс Эк, Уильям Форсайт. Актуальность:  Охад Нахарин, Кристал Пайт, Акрам Хан. Мой личный взгляд и немного патриотизма: Алексей Ратманский, Татьяна Баганова, Слава Самодуров.

- Что нового вы узнали о себе и мире за последний месяц в самоизоляции?

К сожалению, в сущностном смысле – пока нового мало. Всё как всегда, «в минуту жизни трудную» люди проявляют себя и с лучшей, и с худшей стороны. Пандемия вряд ли поменяет человека, а вот нашу жизнь – скорее всего да, и круто.

Ашот Назаретян – ведущий солист «Эксцентрик-балета Сергея Смирнова», лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» и Свердловской областной премии «Браво!»

- Как вы отметите Международный День танца?

- Буду танцевать. Буду репетировать и оттачивать некоторые сцены из последнего премьерного спектакля «Эксцентрик-балета» – «Чусовская тетрадь».

- Как бы вы закончили фразу: «Танец – это...»?

- Танец – это жизнь, доступная единицам.

- Лучшее и даже гениальное произведение о танце с вашей точки зрения - книга, фильм или спектакль.

- Лучшая для меня книга о танце – учебник Любови Блок «Классический танец. История и современность». А ещё, при всей ее спорности, я бы назвал очень важной фигуру и роль Сергея Дягилева в пропаганде русского балета и всего русского искусства, а также выделил бы знаменитые «Русские сезоны» Дягилева в Париже в начале XX века.

- Три главных и самых важных хореографа современности. Ну, хорошо, можно больше…

- Это норвежский танцовщик, хореограф и режиссёр Йо Стромгрен, швейцарский танцовщик, мим, скрипач, актёр и режиссёр Джеймс Тьерре (а также внук Чарли Чаплина –  прим. ред.). Ещё я бы назвал Мэтью Борна - это британский хореограф и режиссёр (за заслуги в области хореографии Борна посвятили в рыцари Соединённого Королевства в 2016 году). И Сергей Смирнов, конечно!

- Что нового вы узнали о себе самом и о мире за последний месяц?

- Я понял, что я очень свободолюбив.

Ольга Паутова, директор театра современной хореографии «Провинциальные танцы»

- Как вы отметите День танца 29 апреля?

- Мы придумали онлайн-флешмоб «Танцуем дома», хотя говорить, что мы его придумали несколько самонадеянно - танцевать дома и выкладывать результаты в сеть люди начали с первого дня самоизоляции, а мы лишь решили отчасти оседлать мощную волну творческой сетевой потенции.  Мы предложили всем желающим записать в домашних условиях короткие видео с фрагментами любого народного танца в собственном исполнении и прислать их на почту театра. Видео выкладываем на сайте театра и в социальных сетях с хэштегом #dance_day. Мне кажется, на наших глазах рождается какая-то совсем новая форма сетевого взаимодействия, когда, например, на странице #изоизоляции среди множества попыток самодеятельных и вполне заурядных можно найти настоящие жемчужины, высказывания осмысленные и свежие. Вчера завершился прием видео, за 10 дней пришло больше 60 видеороликов: от детских танцевальных коллективов из Екатеринбурга и области, от хореографов и танцовщиков из разных стран и городов, некоторые смонтированы в мини-фильмы. Ролики можно посмотреть по ссылке

- Закончите одним словом или фразой: «Танец – это…»

- Танец – это жизнь. Танец – это счастье. Танец – это радость. Танец – это боль. Танец – это смерть.

- Самое прекрасное, великое и гениальное произведение о танце (книга, фильм, спектакль или живописное произведение).

- Сейчас, когда в свободном доступе появилось много спектаклей и фильмов, которые были просмотрены когда-то давно, и к ним не было повода вернуться, я с огромным удовольствием пересматриваю, например, спектакли Пины Бауш и понимаю, как сильно она повлияла на развитие танца во всем мире, как много черт, приемов и интонаций из ее спектаклей мы можем видеть в постановках авторов всего мира. Если вспомнить (а мы еще помним!) время, когда спектакли можно было видеть вживую, то в голову приходит прежде всего спектакль Шарон Эйяль, который посчастливилось увидеть осенью в Москве – L-E-V – это безумный микс клубной музыки и клубных танцев, диско и хауса. Причем, все это как бы вывернуто наизнанку, переназвано, замысловато закавычено и наделено новыми смыслами. А вообще, великие произведения, связанные с танцем, можно перечислять почти бесконечно. Эти примеры – первое, что приходит в голову.

- Что нового вы узнали о себе и мире за последний месяц в самоизоляции?

- Всем театром мы осваиваем новые технологии. Татьяна Баганова (хореограф и художественный руководитель театра – прим. ред.) ведет классы в Zoom, танцовщики добирают тренинг за счет йоги и других техник через тот же Zoom. Как бы парадоксально и странно это ни звучало, но уже почти месяц в режиме онлайн Татьяна ведет репетиции нового спектакля, где в качестве авторов, режиссеров и хореографов выступают танцовщики театра. Рабочее название постановки – «Приключения Петра-Сапожника». Танцовщики активно вошли в новую реальность, дают онлайн уроки в соцсетях, снимают видео-ролики, придумали формат онлайн интервью #данс_international: раз в неделю наша танцовщица Ксения Каплун ведет прямые эфиры с экс-танцовщиками театра, живущими сейчас в разных городах и странах. В день театра, 29 апреля, в 19.00 выйдет в прямой эфир и Татьяна Баганова. И это для нас  - целое событие. Татьяна с осторожностью относится к цифровому миру и старается минимизировать собственное присутствие в нем. Но ради Дня танца решила все же появиться онлайн – подробности можно прочитать в наших соцсетях. Вообще, мне кажется, что сегодняшняя активная жизнь театра - лучшая иллюстрация того, как осмысленное и одухотворенное движение, танец, хорошо влияет не только на физику, но и на психику человека. Среди моих знакомых, с которыми я общаюсь онлайн, много тех, кто пришел в уныние, деморализован и выбит из колеи. Совсем не таковы танцующие люди!

Материал Ирины Киселевой / Культура-Урала.РФ, фотографии Кирилла Дедюхина и из личного архива Л. Барыкиной, О. Паутовой

29.04.2020

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу