# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Владимир Спешков: о возобновлении работы театров и предстоящем фестивале «Петрушка Великий»

Интервью с театральным критиком и экспертом национальной театральной премии «Золотая маска»

10 сентября в Екатеринбурге открывается Десятый Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». Еще за две недели до его начала оставалось неясным – в каком формате пройдет фестиваль. Варианты обсуждались и прорабатывались разные – онлайн или оффлайн, но без зрителей, только для самих участников и членов жюри или все-таки вживую и со зрителями. 28 августа стало известно, что юбилейный фестиваль состоится, и почти в своем привычном виде. Почти, потому как Екатеринбургский театр кукол закрылся на реконструкцию, и труппа переехала в здание «Колизея». Все остальное будет практически «как раньше» – театрализованное открытие, на этот раз в Синара Центре, спектакли со зрителями с 50-процентной рассадкой, жюри, обсуждения, офф-программа. В афише «Петрушки» 14 конкурсных спектаклей театров из Санкт-Петербурга, Красноярска, Ульяновска, Петрозаводска, Йошкар-Олы, Кирова, Омска, Екатеринбурга и Краснотурьинска. Два спектакля – французский «Наперекор ветру» и «Планета Эдем» из Германии покажут онлайн. В офф-программе анонсируется читка пьесы Олега Богаева «Я убил царя» в исполнении ведущего актера Екатеринбургского театра кукол Германа Варфоломеева.

У театрального сообщества живое общение с публикой вызывает небывалый энтузиазм и радость. Тем более, что организаторы ряда российских фестивалей, запланированных на сентябрь и октябрь, заранее подстраховались и решили проводить их онлайн или «живьем, но без публики».  Об этом мы поговорили с театральным критиком из Челябинска, экспертом национальной театральной премии «Золотая маска» и членом жюри фестиваля «Петрушка Великий» Владимиром Спешковым.

- Владимир, вы на днях были в Санкт-Петербурге на фестивале детских театров «Арлекин», где спектакли идут «вживую», но без зрителей? Каково это? Какие это вызывает ощущения?

- Вы знаете, во-первых, я хочу поздравить и порадоваться за любимый Екатеринбургский театр кукол, и за любимый фестиваль «Петрушка Великий», и за любимую публику. Поздравить с тем, что фестиваль пройдет живьем. Не онлайн. Мы все устали от онлайна. Конечно, за эти месяцы появились какие-то новые формы театра, и все это будет развиваться, но каким образом - посмотрим. Все-таки традиционный театр – это обмен энергией между сценой и зрительным залом. И возвращение к этому «энергообмену» – огромная радость и счастье. Слава Богу, что фестиваль разрешили проводить вживую! Понятно, что немцев и французов мы увидим только онлайн. Ещё, конечно, большая потеря, что не приедет из Польши постоянный председатель жюри на «Петрушке» Марек Вашкель, по нему мы все будем скучать. Но тем не менее, фестиваль состоится и это прекрасно. На «Арлекине» могу сказать - на какие-то спектакли пускали жюри и критиков, это, в первую очередь, петербургские постановки. Некоторые театры сами прилетели на фестиваль, например из Губахи Пермского края. На другие спектакли жюри выезжало – в Улан-Удэ и закрытый город Саров. Зрители же все спектакли могли смотреть только онлайн. Это, конечно, такое компромиссное решение. Но с Санкт-Петербургом получается вообще смешно. Там же играют вовсю федеральные театры.

- Мариинский и Александринский театры, кажется, одними из первых вышли с карантина…

- Да, и я вот 9 сентября буду смотреть «Сирано де Бержерака» в Александринском театре, и сразу после него, в ночь на 10 сентября прилечу к вам на «Петрушку». Почему-то федеральным театрам разрешено играть, а просто петербургским городским - нет. Но ведь публика-то не делится на федеральную и муниципальную! Кроме того, очень многие фестивали, которые идут в октябре-ноябре уже объявили, что пройдут в онлайн-формате. В Челябинске, например, фестиваль театров кукол «Соломенный жаворонок», который проходит в конце октября, подстраховался и перешел в онлайн. А ваши кукольники до последнего не сдавались! И это очень правильно.

- А может быть, вы видели уже какие-то спектакли из фестивальной афиши «Петрушки Великого»?

- Я видел «Йуд орол» или «Ночной караул» Театра кукол Республики Марий Эл. Смотрел его в Йошкар-Оле, где ежегодно проходит республиканский фестиваль, на который собирают все самые значимые премьеры республики Марий Эл. На фестивале были представлены все театры - и оперный, и балет, и ТЮЗ, и национальный театр, и театр кукол. В прошлом году случилась большая редкость, редкость и для Марий Эл, и вообще для региональных театральных фестивалей. Его Гран-при – высшую награду фестиваля – получил именно «Йуд орол».

«Йуд орол» - очень фольклорная история, связанная с корневыми и самыми сущностными понятиями в жизни марийского народа. Вся история происходит в деревне, куда приезжает давно покинувший ее человек – герой постановки. И духи этого места начинают брать свое в его памяти и в его жизни, в отчем доме, куда он вернулся. В мифологии мари есть предание, что добрые духи места по ночам выходят на ночной караул, чтобы охранять людей от злых духов. Еще важно отметить, что поставлен спектакль на основе прозы писателя Дениса Осокина, которого екатеринбуржцы должны знать как автора сценариев к фильмам вашего киногения Алексея Федорченко – «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Это человек, который не буквально занимается записыванием мифов, он их обрабатывает, опираясь на свою фантазию и свой литературный опыт. Помимо самой истории в спектакле, как это и положено в театре кукол, есть необычайно мощный визуальный пласт. В нем очень много подлинных вещей, которые привезли из экспедиций по марийским деревням – предметы быта, традиционные куклы. В общем, присутствует ощущение чего-то неподдельного. Примерно такие же ощущения у меня были после посещения в свое время в Екатеринбурге Музея наивного искусства. Там тогда как раз проходила выставка наивных марийских художников, о которых очень содержательно и познавательно рассказывал ваш прекрасный искусствовед Андрей Бобрихин. Вот этот вещный мир, который на той выставке был на полотнах наивных авторов, в этом спектакле оживает как мир театральный.

- Сообщается, что этот спектакль идет на двух языках – марийском и русском, как это?

- Это довольно часто бывает в национальных театрах, там где есть, к примеру, сюжет о человеке, возвращающемся в родные места из большого города. Я видел такое и в коми-пермяцком театре. Главный герой получается, уже говорит по-русски, а его земляки общаются с ним на родном языке. Но из контекста понятно, что они спрашивают и о чем говорят. Кроме того, повторюсь, этот спектакль о самых важных вещах в жизни – о земле, о родине, о доме и памяти предков. Многое понятно и без перевода.

- Что-то еще видели и можете смело рекомендовать?

- И из того, что я видел и что обязательно рекомендовал бы посмотреть - это спектакль «Егоркина былина» Красноярского театра кукол. Во-первых, его поставил один из лучших современных режиссеров театра кукол Руслан Кудашов – худрук Большого театра кукол в Санкт-Петербурге. А во-вторых, это спектакль по одноименной балладе Александра Башлачева – поэта и человека не чужого для Свердловска-Екатеринбурга. Если в «Ночном карауле» затрагиваются корневые вещи, связанные в марийской культурой, то в «Егоркиной былине», как это было свойственно Башлачеву в его лучших произведениях, жизнь сегодняшняя просматривается через вечные русские архетипы. Кроме того, в этом спектакле замечательно работает труппа, даже нельзя кого-то выделить. Есть огромная кукла Егорки, ее ведет несколько актеров, и они действительно действуют как один человек, одна душа. «Егоркина былина» - спектакль короткий, идет всего 40 минут, но о нем потом вспоминаешь и много думаешь.

- Тема «Петрушки Великого» в этом году - «Театр кукол. Связь времен». Как она будет проявляться и раскрываться?

 - Я бы сказал нам предстоит увидеть во время фестиваля, какими сторонами она откроется. Интересно будет посмотреть, как живет какая-то традиция в театре кукол – тематическая традиция или традиционные герои. Театр кукол — это ведь часто сказочный театр, герои одни и те же, но эти сказки со временем трансформируются. Я не видел еще спектакль «О рыбаке и рыбке» Театра кукол из Петрозаводска. Но его поставила Яна Тумина! А она – прекрасный петербургский режиссер, и у нее всегда очень современный взгляд на традиционные сюжеты. Мы помним ее «Комнату Герды» петербургского театра «Особняк» (этот спектакль получил Гран-при предыдущего фестиваля «Петрушка Великий», разделив его с екатеринбургским «Дон Кихотом» - прим. ред.), Яна Тумина ставила «Руслана и Людмилу» в Бурятском театре. И у нее всегда получается скорее игра с традицией, а не иллюстрирование. Ну и потом связь времен — это не только связь с традицией, но и как в том же «Ночном карауле» – размышление о том, как прошлое живет в настоящем. Или это о смене поколений в театре кукол. Я не вижу в афише нынешнего фестиваля режиссеров-патриархов. Но здесь есть мощные и блистательные мастера среднего поколения – кроме Руслана Кудашова и Яны Туминой, это еще Евгений Ибрагимов, Александр Янушкевич. А за ними уже идут молодые режиссеры и художники, которые, возможно, станут открытием этого фестиваля.

- Из театров, которые мы регулярно видим на «Петрушке», приезжает «Karlsson Haus» опять же из Петербурга…

- И я очень жду спектакль «Сад наслаждений», вдохновленный картиной Босха «Сад земных наслаждений». Над ним работала великолепный художник, лауреат «Золотой маски» Татьяна Нерсисян. Очень хорошо, что позвали на фестиваль спектакль «Краса ненаглядная» из Краснотурьинска. Это работа замечательного магнитогорского художника Михаила Кривенко, истинного человека театра, который жил в театре, все знал о театре, он совсем недавно ушел из жизни, в феврале этого года. Это будет, я думаю, и интересная работа, и дань памяти человеку, спектакли которого неоднократно появлялись на «Петрушке Великом».

- И последний вопрос - что вы ждете от фестиваля в этом очень странном, и сложном 2020 году?

- А вот я смотрю афишу и мне кажется, что все очень интересно. Будет и праздник, и серьезная аналитическая работа в ходе обсуждений,  и просветительская работа. И будут какие-то контакты, люди будут договариваться о планах на будущее. Это очень важно и для участников из других городов России, и для Екатеринбургского театра. За все те годы, что проводится фестиваль, мне кажется, театр необыкновенно творчески вырос.

Материал Ирины Киселёвой / Культура-Урала.РФ

Вас также могут заинтересовать