# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Бог устал нас любить? // «Петрушка Великий»

Авторская колонка завлита Екатеринбургского театра кукол Марии Зыряновой

Он устал

Второй фестивальный день начался с почти апокалиптической ситуации. Бог передал дьяволу «права» на землю: сказал, что устал, что больше не может и вообще… Сатана с благодарностью принял бразды правления и понеслось! Видеотрансляция спектакля от «Марк Шниттгер Фигурен Театр» (Германия, город Киль) заставила зрителей смеяться и плакать, помогла вспомнить картины Босха и «Фауста» Гёте. «Планета Эдем» рассказывает о мире в отсутствии Бога, о Дьяволе, пытающемся навести порядок по своему усмотрению и о корыстном творце, прагматичном искателе, который сам может и готов преображать этот недостойный, порочный, лживый и почти совсем уже пропащий мир.

Международность фестиваля в этом году обеспечили два коллектива. Немецкий выступил первым. Перед показом руководитель бюро Гёте-Института в Екатеринбурге Ирина Щербакова зачитала приветствие от автора спектакля Марка Шниттгера: «…Я очень хотел бы сейчас быть с вами, чтобы представить «Планету Эдем» лично. Но, к сожалению, не получилось... Имея возможность просмотра этого видео, вы опережаете всех тех, кто до сих пор видел пьесу только вживую. Несмотря на все ограничения, я желаю вам вдохновляющего фестиваля и от всего сердца приветствую всех из Северной Германии».

Он играет

Продолжил тему богооставленности Кировский театр кукол им. Афанасьева «Гоголь.СПб» - постановка режиссера Александра Янушкевича и художника Людмилы Скитович, погружающая зрителей в болезненные, пугающие, удушающие миры. В основе авторского высказывания лежат «Петербургские повести» и жизнь самого Николая Васильевича (человека с черным каре; человека нервного; человека, боящегося женщин; человека, сжигающего свои творения; человека, воюющего с Дьяволом и самим собой). В спектакле очень мало воздуха: Янушкевич не дает да и не хочет давать зрителю возможности для выдоха. «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» кружатся в демоническом хороводе и путают, сбивают с толку, мучают в первую очередь, конечно, своего автора-прародителя. Мир Гоголя-Янушкевича-Скитович оставлен Богом и полностью отдан в руки лукаво игривой дьявольской силе. Игра эта очень азартна, но победить в ней не представляется возможным. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется».

Он дарит

Но тьма никогда не бывает постоянной. И вот на свет уже выходят герои спектакля «Ноктюрн для влюбленных» Театра кукол Удмуртской республики. Это совершенно бесконфликтная тонкая очаровательная история о любви как о самом прекрасном подарке, который только может получить человек от жизни. Любовь пронизывает каждую сцену, каждый крошечный эпизод. Режиссер Евгений Ибрагимов и художник Денис Токарев дарят зрителям пятьдесят минут неги, от которой все давно отвыкли. Они словно говорят: «Расслабься, не жди подвохов, позволь себе воспарить над суетой подобно влюбленным Шагала (уж они-то точно знали, как летать над не всегда ласковым Витебском)».   

Он любит

Любовь закрепляется браком и вот уже мы слышим знакомое: «Жил старик со своею старухой/ У самого синего моря;/  Они жили в ветхой землянке/ Ровно тридцать лет и три года». Театр кукол Республики Карелия привез работу Яны Туминой, в которой она использует пушкинский текст как повод выйти за пределы лубочной сказки. Спектакль «О рыбаке и рыбке» рассказывает об утрате любви, о пустых желаниях, о разрушительной силе, опасно скрытой даже в самом маленьком человеке. Но, по Туминой, Бог всегда где-то рядом. И он не бросает своих глупых заигравшихся детей даже тогда, когда кажется, что он совсем покинул их. В момент самого глубокого отчаяния он приходит, выводит за руку из самой темной морской бездны и указует на любовь, которая, несмотря ни на что, всегда скрыта и в другом и самом тебе, грешный человече.           

Автор - Мария Зырянова, фотографии Евгении Плясуновой

Вас также могут заинтересовать